Юридическая Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Проблемы теории государства и права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.02.2015
ISBN: 9785392171460
Язык:
Объем текста: 1024 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Предмет, объект и метод теории государства и права. § 1. Определение предмета теории государства и права

§ 2. Объект теории государства и права и его соотношение с предметом

§ 3. Метод и методология теории государства и права

§ 4. Диалектика как методология научного познания государства и права

Глава II. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с другими научными дисциплинами. § 1. Проблемы классификации юридических наук и определения характера взаимоотношений теории государства и права с ними

§ 2. Теория государства и права как политико-юридическая наука

§ 3. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с гуманитарными науками

Глава III. Отражение процесса происхождения государства и права в различных учениях и теориях. § 1. Теоретическая и политико-практическая значимость изучения процесса возникновения государства и права

§ 2. Многообразие теорий происхождения государства и права и его основные причины

§ 3. Особенности естественно-правовой теории

§ 4. Основные положения договорной теории происхождения государства

§ 5. Отражение процесса образования государства и права в теории насилия

§ 6. Патриархальная, психологическая и другие теории происхождения государства и права

Глава IV. Проблемы определения понятия государства и установления его основных признаков. § 1. Многогранность государства как явления и многозначность определений его понятия

§ 2. Проблемы идентификации государства по его основным признакам

Глава V. Теоретические и методологические проблемы типологии государств и правовых систем. § 1. Необходимость и значимость типологии государств и правовых систем

§ 2. Проблема выработки критериев типологии государств и правовых систем

§ 3. Понятие типа государства и права и его исторические разновидности

Глава VI. Формы государства. Вопросы теории и методологии их исследования. § 1. Проблемы определения форм государства

§ 2. Особенности форм правления, критерии их классификации и их виды

§ 3. Характерные черты и особенности форм государственного устройства

§ 4. Понятие и виды государственных режимов

Глава VII. Переходный тип государства и права. § 1. Отличительные черты и особенности переходного типа государства и права

§ 2. Проблемы определения места и роли государства в переходный период

§ 3. Особенности правовой системы переходного периода

Глава VIII. Принцип разделения властей как один из постулатов правового государства. § 1. Зарождение и развитие идей правового государства

§ 2. Отличительные черты и особенности правового государства

§ 3. Роль и значение принципа разделения властей в механизме правового государства. (Разнообразие теорий и взглядов)

§ 4. Принцип разделения властей и современное Российское государство

Глава IX. Многогранный характер права и проблемы определения его понятия, сущности и содержания. § 1. Различные подходы к определению понятия права

§ 2. Система основных признаков права

§ 4. Проблемы соотношения права и закона

Глава X. Классификация национальных правовых систем. Правовые семьи. § 1. Теоретическая и практическая значимость классификации правовых систем

§ 2. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем

§ 3. Отличительные черты и особенности романо-германского права

§ 4. Общая характеристика англосаксонской правовой семьи. Система общего права

§ 5. Мусульманское право как разновидность религиозного права

Глава XI. Проблемы взаимосвязи и взаимодействия светского и религиозного права на современном этапе развития общества (на примере религиозного иудейского и светского израильского права)

§ 1. Иудейское право и его основные особенности

§ 2. Основные принципы иудейского права

§ 3. Основные источники иудейского права

§ 4. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права

§ 5. Основные формы взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с современным израильским правом

Глава XII. Источники права. § 1. Понятие и виды форм (источников) права

§ 2. Источники романо-германского права: понятие, виды, классификация

§ 3. Основные источники англосаксонского права: понятие, виды. Прецедент

§ 4. Место и роль закона в системе источников романо-германского права

§ 5. Законы в системе англосаксонского права

Глава XIII. Правовые системы и источники права социалистических и постсоциалистических стран. § 1. Проблемы типизации социалистических и постсоциалистических правовых систем

§ 2. Вопрос о принадлежности правовой системы России к романо-германской правовой семье

§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической государственно-правовой системы

§ 4. Основные источники социалистического и постсоциалистического права: понятие, виды. Особенности нормативно-правовых актов

§ 5. Закон и другие источники права

§ 6. Судебная практика как источник российского права

Глава XIV. Нормы права: понятие, структура, виды. § 1. Отличительные черты и особенности правовых норм

§ 2. Внутреннее строение и формы изложения норм права

§ 3. Критерии классификации и виды правовых норм

§ 4. Нормы права и другие социальные нормы: общее и особенное

Глава XV. Методологические проблемы правовых отношений. § 1. Определение понятия правоотношений и их основные признаки

§ 2. Субъекты и объекты правоотношений

§ 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений

Глава XVI. Правотворчество и законодательная техника. § 1. Правотворчество: понятие, виды, принципы

§ 2. Основные стадии процесса правотворчества

§ 3. Законодательная техника и ее роль в процессе правотворчества

Глава XVII. Проблемы реализации и толкования правовых норм. § 1. Особенности процесса реализации норм права

§ 2. Понятие и содержание процесса применения норм права

§ 3. Толкование правовых норм в процессе их применения

Глава XVIII. Правонарушения и юридическая ответственность. § 1. Основные признаки правонарушений и их виды

§ 2. Понятие и основные принципы юридической ответственности

Глава XIX. Проблемы сравнительного исследования международного и национального (внутригосударственного) права на современном этапе. § 1. Относительно самостоятельный характер систем международного и национального права

§ 2. Общее и особенное у международного права и национальных правовых систем

§ 3. Характер взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права

§ 4. Международное и внутригосударственное право современной России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 1. Иудейское право и его основные особенности


1. Иудейское право является одной из религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Изучению его уделяется определенное внимание как в зарубежной, так и отчасти в отечественной литературе. Однако с учетом его глубокой исторической значимости не только для еврейского народа, но и для ряда других, соседних народов, его огромного влияния на их общую и правовую культуру, а также на экономическую и социально-политическую жизнь, правовую теорию и правоприменительную практику представляется это крайне недостаточным.


Необходимость глубокого и разностороннего изучения иудейского права наряду с другими правовыми системами и семьями обусловливается не только причинами философского или религиозно-этического порядка, о чем периодически упоминается в научных исследованиях. Наряду с этим существуют причины сугубо прикладного, прагматического плана.


Речь идет, в частности, о том, что без глубокого понимания сущности и содержания иудейского права, его социальной роли в жизни древнего еврейского общества практически невозможно до конца понять современное израильское право, особенно семейное, которое создавалось и развивалось на основе многовековых религиозных, национальных, исторических и социальных традиций и обычаев.


Невозможно также обстоятельно понять и другой, более широкий, значительно выходящий за рамки рассмотрения иудейского права, но традиционно обсуждаемый во многих странах мира так называемый «еврейский вопрос».


Все говорят о еврейском вопросе, писал по этому поводу еще в первой половине XX в. граф Д. Граббе — переводчик книги «Евреи и Талмуд», написанной известным французским исследователем Ф. Бренье, «все трактуют его вкривь и вкось, мало кто знает, в чем же состоит этот вопрос, и что же представляет из себя этот еврей, которого так ненавидят». Думаю, заключал автор, что «чтобы понять еврея, надо, хотя бы вкратце, ознакомиться с его историей и его мировоззрением».


По аналогии можно сказать: чтобы понять современную правовую систему Израиля — право исторической родины у евреев, необходимо хотя бы вкратце, ознакомиться с правовой системой древних иудеев — ее исторической и религиозно-этической предшественницей.


В свете сказанного весьма трудно согласиться с позицией Р. Давида, К. Жоффре-Спинози и ряда других авторов-компаративистов, выделяющих среди «основных систем современного права», наряду с англосаксонской, романо-германской и социалистической правовой семьей, мусульманское и индуистское право — религиозные системы права, и в то же время «оставляющих в стороне» иудейское право лишь на том основании, что сфера его влияния «значительно уже» («куда более ограниченна»), чем сфера влияния других правовых систем и семей.


Развивая свою мысль, авторы поясняют, что «интернациональная солидарность евреев, в той мере, в какой она существует, никогда не выражалась в стремлении поставить иудейское религиозное право выше, чем действующее право страны, в которой они обладают влиянием. В этом плане иудейское право не играет такой роли, как, например, мусульманское право».


С последним нельзя спорить, если принимать во внимание лишь современные и к тому же «количественные» параметры правовых семей и систем — степень охвата ими современных стран и народов. Однако подобную позицию трудно воспринять, если исходить из «качественных параметров» иудейского права, рассматриваемого в историческом аспекте, а именно — из беспрецедентной длительности его исторического существования и глубины его непрерывного влияния в течение этого времени на различные страны и народы.


2. Что собой представляет иудейское право? Отвечая на этот вопрос, некоторые авторы акцентируют внимание прежде всего на том, что это право, сформированное древними обычаями религиозных иудеев, что это «право их земли» и что оно в современном его звучании) есть скорее «нечто фактическое, нежели юридическое».


Другие исследователи рассматривают иудейское религиозное право как систему «юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни евреев, и их верований». Содержание этой системы, по их мнению, формируется в основном из «норм обычного права, весьма почитаемых соблюдающими их евреями всего мира на протяжении более чем двух тысяч лет».


Наконец, третья группа авторов при ответе на вопрос о понятии и содержании иудейского права исходит из того, что оно представляет собой систему не только обычных религиозных норм, но и соответствующих религиозно-этических принципов, сложившихся на протяжении многовековой истории развития еврейского народа традиций, многочисленных толкований Талмуда и других признаваемых последователями иудаизма священных книг и писаний, а также различных решений религиозных (раввинских) судов.


В иудейском праве, подчеркивает в связи с этим профессор З. Фальк, «на совершенно одинаковой основе» сосуществуют и функционируют, с одной стороны, нормы, закрепляющие религиозные ритуалы. С другой — религиозные нормы, регламентирующие поведение евреев в их частной и общественной жизни. И с третьей стороны — нормы, создаваемые и применяемые в настоящее время в процессе повседневной деятельности судами.


Выделяя в системе рассматриваемого права различные группы социальных норм, принципов, религиозных толкований (доктрин), обычаев и традиций и называя их в совокупности иудейским правом, следует иметь в виду, что в данном, равно как и в других аналогичных случаях речь идет не об израильском праве как таковом, а лишь о его хотя и весьма важной, но тем не менее только одной составной части. В определенной мере, говорится по этому поводу в израильской литературе, «иудейское право выступает в реальной действительности не иначе как интегральная часть всего израильского права».


Несмотря на то что большая часть израильского населения исповедует иудаизм, впрочем как и большинство евреев, проживающих в других странах мира, а в некоторых политических и научных изданиях не без определенных оснований говорится о том, что иудаизм не формально-юридически, а фактически является «государственной религией», официальной религией государства Израиль», тем не менее иудейское право, даже но названию, не говоря уже о содержании, никогда не отождествлялось и не может отождествляться со всем израильским правом.


Первое по своей сути и характеру рассматривается как древнейшее религиозное право, оказывающее, однако, огромное влияние на современную общественнно-политическую и правовую жизнь Израиля. В то же время второе, израильское право считается в формально-юридическом плане светским правом, интегрирующим в себя наряду с нормами светского законодательства, также нормы религиозного, иудейского права.


Следует заметить, что в некоторых отечественных и зарубежных изданиях иногда вместо термина «иудейское право» употребляется термин «древнее еврейское» или просто «еврейское право». Эти термины используются как синонимы. Во избежание терминологической путаницы более предпочтительным представляется употребление ранее обозначенного термина «иудейское право». По сравнению с другими терминами он точнее отражает суть исследуемой правовой материи и в силу этого наиболее распространен и широко признан авторами, занимающимися проблемами зарубежного и сравнительного права.


Будучи весьма своеобразным по своей природе и характеру правом, значительно отличающимся от других правовых систем, иудейское право, по справедливому замечанию Р. Давида, не образует вместе с этими правовыми системами какой-либо отдельной правовой семьи «в полном смысле этого слова». Находясь в определенной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами, оно тем не менее радикально отличается от них, выделяется среди них.




Проблемы теории государства и права. Учебник

Учебник включает как традиционные темы по курсу "проблемы теории государства и права", так и целый ряд других, выходящих за рамки обычной общевузовской программы. Рассмотрены вопросы, касающиеся государства и права переходного типа, принципа разделения властей, соотношения международного и национального права и др. Особое внимание уделено проблемам классификации национальных правовых систем, критериям классификации, источникам права в различных правовых семьях, определению места и роли правовой системы России среди других правовых систем, соотношению светской и религиозной систем права.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/problemy_teorii_gosudarstva_i_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

319
 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Учебник включает как традиционные темы по курсу "проблемы теории государства и права", так и целый ряд других, выходящих за рамки обычной общевузовской программы. Рассмотрены вопросы, касающиеся государства и права переходного типа, принципа разделения властей, соотношения международного и национального права и др. Особое внимание уделено проблемам классификации национальных правовых систем, критериям классификации, источникам права в различных правовых семьях, определению места и роли правовой системы России среди других правовых систем, соотношению светской и религиозной систем права.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/problemy_teorii_gosudarstva_i_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы теории государства и права. Учебник" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством!