Юридическая Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Проблемы теории государства и права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.02.2015
ISBN: 9785392171460
Язык:
Объем текста: 1024 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Предмет, объект и метод теории государства и права. § 1. Определение предмета теории государства и права

§ 2. Объект теории государства и права и его соотношение с предметом

§ 3. Метод и методология теории государства и права

§ 4. Диалектика как методология научного познания государства и права

Глава II. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с другими научными дисциплинами. § 1. Проблемы классификации юридических наук и определения характера взаимоотношений теории государства и права с ними

§ 2. Теория государства и права как политико-юридическая наука

§ 3. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с гуманитарными науками

Глава III. Отражение процесса происхождения государства и права в различных учениях и теориях. § 1. Теоретическая и политико-практическая значимость изучения процесса возникновения государства и права

§ 2. Многообразие теорий происхождения государства и права и его основные причины

§ 3. Особенности естественно-правовой теории

§ 4. Основные положения договорной теории происхождения государства

§ 5. Отражение процесса образования государства и права в теории насилия

§ 6. Патриархальная, психологическая и другие теории происхождения государства и права

Глава IV. Проблемы определения понятия государства и установления его основных признаков. § 1. Многогранность государства как явления и многозначность определений его понятия

§ 2. Проблемы идентификации государства по его основным признакам

Глава V. Теоретические и методологические проблемы типологии государств и правовых систем. § 1. Необходимость и значимость типологии государств и правовых систем

§ 2. Проблема выработки критериев типологии государств и правовых систем

§ 3. Понятие типа государства и права и его исторические разновидности

Глава VI. Формы государства. Вопросы теории и методологии их исследования. § 1. Проблемы определения форм государства

§ 2. Особенности форм правления, критерии их классификации и их виды

§ 3. Характерные черты и особенности форм государственного устройства

§ 4. Понятие и виды государственных режимов

Глава VII. Переходный тип государства и права. § 1. Отличительные черты и особенности переходного типа государства и права

§ 2. Проблемы определения места и роли государства в переходный период

§ 3. Особенности правовой системы переходного периода

Глава VIII. Принцип разделения властей как один из постулатов правового государства. § 1. Зарождение и развитие идей правового государства

§ 2. Отличительные черты и особенности правового государства

§ 3. Роль и значение принципа разделения властей в механизме правового государства. (Разнообразие теорий и взглядов)

§ 4. Принцип разделения властей и современное Российское государство

Глава IX. Многогранный характер права и проблемы определения его понятия, сущности и содержания. § 1. Различные подходы к определению понятия права

§ 2. Система основных признаков права

§ 4. Проблемы соотношения права и закона

Глава X. Классификация национальных правовых систем. Правовые семьи. § 1. Теоретическая и практическая значимость классификации правовых систем

§ 2. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем

§ 3. Отличительные черты и особенности романо-германского права

§ 4. Общая характеристика англосаксонской правовой семьи. Система общего права

§ 5. Мусульманское право как разновидность религиозного права

Глава XI. Проблемы взаимосвязи и взаимодействия светского и религиозного права на современном этапе развития общества (на примере религиозного иудейского и светского израильского права)

§ 1. Иудейское право и его основные особенности

§ 2. Основные принципы иудейского права

§ 3. Основные источники иудейского права

§ 4. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права

§ 5. Основные формы взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с современным израильским правом

Глава XII. Источники права. § 1. Понятие и виды форм (источников) права

§ 2. Источники романо-германского права: понятие, виды, классификация

§ 3. Основные источники англосаксонского права: понятие, виды. Прецедент

§ 4. Место и роль закона в системе источников романо-германского права

§ 5. Законы в системе англосаксонского права

Глава XIII. Правовые системы и источники права социалистических и постсоциалистических стран. § 1. Проблемы типизации социалистических и постсоциалистических правовых систем

§ 2. Вопрос о принадлежности правовой системы России к романо-германской правовой семье

§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической государственно-правовой системы

§ 4. Основные источники социалистического и постсоциалистического права: понятие, виды. Особенности нормативно-правовых актов

§ 5. Закон и другие источники права

§ 6. Судебная практика как источник российского права

Глава XIV. Нормы права: понятие, структура, виды. § 1. Отличительные черты и особенности правовых норм

§ 2. Внутреннее строение и формы изложения норм права

§ 3. Критерии классификации и виды правовых норм

§ 4. Нормы права и другие социальные нормы: общее и особенное

Глава XV. Методологические проблемы правовых отношений. § 1. Определение понятия правоотношений и их основные признаки

§ 2. Субъекты и объекты правоотношений

§ 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений

Глава XVI. Правотворчество и законодательная техника. § 1. Правотворчество: понятие, виды, принципы

§ 2. Основные стадии процесса правотворчества

§ 3. Законодательная техника и ее роль в процессе правотворчества

Глава XVII. Проблемы реализации и толкования правовых норм. § 1. Особенности процесса реализации норм права

§ 2. Понятие и содержание процесса применения норм права

§ 3. Толкование правовых норм в процессе их применения

Глава XVIII. Правонарушения и юридическая ответственность. § 1. Основные признаки правонарушений и их виды

§ 2. Понятие и основные принципы юридической ответственности

Глава XIX. Проблемы сравнительного исследования международного и национального (внутригосударственного) права на современном этапе. § 1. Относительно самостоятельный характер систем международного и национального права

§ 2. Общее и особенное у международного права и национальных правовых систем

§ 3. Характер взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права

§ 4. Международное и внутригосударственное право современной России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 3. Особенности естественно-правовой теории


1. Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или теория естественного права, как ее нередко называют в научной литературе, является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространенных правовых доктрин.


Вопрос о естественном праве и его теории, писал еще в начале XX в. известный российский юрист Е.Н. Трубецкой, «есть центральный, жизненный вопрос философии права, о котором философы и ученые спорят с самого момента его зарождения». Таким же в значительной мере этот вопрос остается и поныне.


Нескончаемые споры, в частности, велись и ведутся вокруг самого понятия и содержания естественного права, его реальности или надуманности, его практической значимости и применимости. Если одни авторы исходят из того, что естественное право как таковое и его отдельные институты в реальной жизни не существуют, что они и их понятия есть результат свойственных человеческому уму «априорных заблуждений», то другие исследователи придерживаются противоположных взглядов, считая, что естественное право как порождение самой природы и разума — это такая же реальность, как и положительное право — результат нормотворческой деятельности государства и его отдельных органов.


Последнее особенно отчетливо излагалось в работах российского дореволюционного исследователя Н.М. Коркунова, утверждавшего, что «естественное право не есть предмет только научных гипотез. Это не книжная теория, чуждая действительной практической жизни. Напротив, идея естественного права играла и в практической жизни играет едва ли не большую роль, чем в научной теории права».


Для того чтобы сознательно разбираться во всех этих разноречивых суждениях, глубоко и всесторонне понимать суть естественного права и его теории, важно хотя бы вкратце проследить их эволюцию, основные этапы или стадии их становления и развития. Необходимость этого обусловливается тем, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития общества и государства взгляды на естественное право и его теорию, представление о них имели свои особенности. В чем они заключались и как они выражались?


2. Отвечая на этот вопрос, обратимся к первоначальной стадии становления и развития теории естественного права. В качестве таковой выступает теория естественного права в Древней Греции и Древнем Риме.


Отдельные положения этой теории развивались, в частности, еще в V—IV в. до н.э. софистами Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! — обращался к своим собеседникам один из них (Гиппий 460—400 гг. до н.э.). — Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе. Закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе».


Характерными и для этого периода развития государственно-правовой мысли вообще в Древней Греции являлись споры относительно того, коренится ли право как таковое, безотносительно его видов и характера, в самой природе вещей, «в вечном, неизменном порядке мироздания», или же оно выступает как результат добровольного соглашения людей, как «человеческое установление», возникшее на определенном отрезке времени.


Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется «правом или правдой», составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Люди, по их мнению, первоначально жившие врозь и не придерживавшиеся во взаимных отношениях никаких правил, позднее вынуждены были в интересах безопасности всех и каждого объединиться между собой и «установить законы — нормы права и правды», которыми они устраняли царивший беспредел, защищали слабых и «сковывали произвол сильных».


Против подобного рода учений и взглядов софистов решительно выступали величайшие мыслители античности, греческие философы Сократ, Платон и Аристотель. Общая позиция, которая разделялась и отстаивалась ими, заключалась в том, что не все законы и не все право являются «искусственным изобретением людей». Наряду с письменными законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписаные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом». Иными словами, наряду с законами, зависящими от воли людей и порождаемыми людьми через создаваемое ими государство, существуют также законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право. В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и «во всем строе мироздания».


Подобные взгляды особенно четко прослеживались в учении Аристотеля. Все право он рассматривал как право политическое, означающее невозможность его существования в неполитических (деспотических — по автору) формах правления, и делил его на две составные части, а именно — на естественное и условное (волеустановленное) право. «Что касается права политического, — писал мыслитель, — то оно частью естественное, частью условное. Естественное право-то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право — то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается)».


Согласно учению Аристотеля, проявлением вечного, незыблемого божественного порядка, положенного в основу естественного права, является, в частности, разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться, на свободных господ и рабов. В своем знаменитом трактате «Политика» — главном произведении мыслителя, Аристотель рассуждал так: раб — это «некая одушевленная собственность», это — средство для выполнения различных работ. Из тех, кто «по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб». Господином называют «не за знания, а за природные свойства; точно также обстоит дело с рабом и свободным».


И далее. Если бы каждое орудие могло выполнять свойственную ему работу само, если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы.


Сама природа предназначила одних людей быть свободными, а других — рабами. Она же определила и физическое состояние, «физическую организацию» тех и других. «Природа желает, — писал Аристотель, — чтобы и физическая организация свободных людей отличалась от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни, а эта последняя разделяется у них на деятельность в военное и мирное время. Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо».


Точно также полезно и справедливо рабу и его господину всегда находиться в дружеских отношениях, «раз их взаимоотношения покоятся на естественных началах».


Природным характером, естественными началами Аристотелем и многими его учениками и последователями объяснялись и оправдывались не только отношения по поводу рабства или властного подчинения одних людей другими, но и иные, отнюдь не естественные, а социальные, точнее — социально-классовые по своей природе и характеру отношения.


При этом место и роль естественного права в общей системе права, как и его понятие, определялись неодинаково. Одними авторами естественное право рассматривалось как неотъемлемая, причем равнозначная, составная часть всего права. В то же время другими оно воспринималось как основа положительного права или как стоящее над ним и вступающее в силу лишь по временам право. В этом случае считалось, что естественное право вступает в силу только тогда, когда молчит в своем бездействии установленное людьми положительное право.


Таким же разноречивым, довольно неопределенным и неустойчивым было представление о естественном праве не только у древнегреческих, но и у древнеримских юристов и философов. Под именем естественного права у последних, писал Г.Ф. Шершеневич в начале XX в., понимаются то законы в научном смысле, например брачное сожительство, произведение потомства, то ядро положительного права, неизменно встречающееся в праве каждого народа, то, наконец, естественное право противополагается общепризнанному положительному праву, например в вопросе о рабстве, которое, согласно воззрениям ряда римских авторов, противоречило природе, хотя и закреплялось всюду законами. Во всяком случае, заключает автор, едва ли верно, что одаренные практическим чутьем римляне смотрели на естественное право (jus naturale) только как на идеальное и не придавали ему действующей (юридической) силы.


Это мнение разделялось и другими российскими авторами, такими, например, как Н.М. Коркунов, который на основе изучения и анализа огромного эмпирического материала считал, что римляне признавали естественное право не только в качестве некоего идеализированного права, существующего лишь в умах людей, но и в качестве института, действующего «совместно и одинаково с положительным правом». Естественное право они относили «к сфере конкретных явлений». Его действию придавалось такое же реальное значение, как и положительному праву.




Проблемы теории государства и права. Учебник

Учебник включает как традиционные темы по курсу "проблемы теории государства и права", так и целый ряд других, выходящих за рамки обычной общевузовской программы. Рассмотрены вопросы, касающиеся государства и права переходного типа, принципа разделения властей, соотношения международного и национального права и др. Особое внимание уделено проблемам классификации национальных правовых систем, критериям классификации, источникам права в различных правовых семьях, определению места и роли правовой системы России среди других правовых систем, соотношению светской и религиозной систем права.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/problemy_teorii_gosudarstva_i_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

319
 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Учебник включает как традиционные темы по курсу "проблемы теории государства и права", так и целый ряд других, выходящих за рамки обычной общевузовской программы. Рассмотрены вопросы, касающиеся государства и права переходного типа, принципа разделения властей, соотношения международного и национального права и др. Особое внимание уделено проблемам классификации национальных правовых систем, критериям классификации, источникам права в различных правовых семьях, определению места и роли правовой системы России среди других правовых систем, соотношению светской и религиозной систем права.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/problemy_teorii_gosudarstva_i_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы теории государства и права. Учебник" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством!