Наука Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Культурология. 5-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.10.2013
ISBN: 9785392133888
Язык:
Объем текста: 714 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Феноменология культуры. Глава 1. Злободневность культурологии

Глава 2. Культурология и философия культуры

Глава 3. Культура как феномен

Глава 4. Происхождение культуры

Глава 5. Природа и культура

Глава 6. Культура — великая неудача

Часть II. Народы и культуры. Глава 7. Ядро европейской культуры

Глава 8. Запад, Восток, Африка и другие миры

Глава 9. Множество культурных миров

Глава 10. Партикуляризм и универсализм

Часть III. Социальные проблемы культуры. Глава 11. Культура как регулятор социальных отношений

Глава 12. Культурная идентичность

Глава 13. Культура и цивилизация

Глава 14. Культура в ракурсе символов и знаков

Часть IV. Исторические судьбы культуры. Глава 15. Оппозиции культуры

Глава 16. Цивилизация и варварство

Глава 17. Человек и культура

Глава 18. Техника и культура

Часть V. Культурно-исторический процесс. Глава 19. Варианты культурного процесса

Глава 20. Культурные ориентации

Глава 21. Религия как феномен культуры

Глава 22. Кризис религии или религиозное возрождение?

Глава 23. Наука в системе культуры

Глава 24. Нравственное измерение культуры



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 24. НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ


24.1. Происхождение морали


На протяжении многих столетий философы, религиозные мыслители, культурологи пытались понять смысл и назначение нравственности. Что такое добро и зло? Как появилась мораль? Придает ли смысл жизни соблюдение моральных принципов? Возможна ли жизнь общества без морали?


Нравственный человек обычно соотносит свое поведение с ценностями, т.е. с жизненными и практическими установками, которые он воспринимает как святыни. Но как появились эти моральные заповеди? Некоторые философы, например В.С. Соловьев, полагают, что нравственность — это прирожденное человеческое свойство, отличающее его от животных. Такие исследователи, как культуролог Альберт Швейцер, видели истоки нравственности в кристаллизации исторического опыта человечества. Люди в процессе совместной жизни все больше и больше осознавали, что безнравственное поведение способно принести много зла, поэтому они стремились к праведной жизни, вырабатывая моральные нормы.


Можно назвать также религиозный взгляд на происхождение морали. Мыслители этой ориентации считают, что нравственные нормы буквально упали с неба на еще не готовое их принять человечество. В первый раз 3500 лет назад через пророка Моисея, во время встречи с которым бог Яхве выжег эти заповеди на скрижалях, второй — 2000 лет назад (через Иисуса Христа).


Немецкий философ Фридрих Ницше впервые высказал догадку, что многие люди вообще не имеют нравственного чувства от рождения. Стало быть, среди нас есть морально невменяемые люди. Их не переделать, не перевоспитать. Такого рода представления стали в XX в. популярными. Культурологи отмечают, что те, у кого есть совесть, должны наконец осознать свое кровное родство и утвердить нравственные принципы в жизни людей.


24.2. Нормы культуры


Какова же на самом деле человеческая природа? Возможно ли избавиться от зла? Откуда взялись нравственные предписания? Способен ли человек жить по заповедям, которые он провозглашает? Вот неполный круг вопросов, которые осмысливаются в специфической области знаний — этике.


Человеческие поступки обусловлены не только разумом. У человека есть совесть, то нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Первые представления о совести мы обнаруживаем в Древнем мире. Своеобразная феноменология совести описывается, скажем, в древнекитайских текстах при помощи категорий «долг» и «стыд». Представление о долге в конфуцианстве неразрывно связано с категориями «жэнь» и «ли». «Жэнь» — это главная характеристика благородного человека. «Тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять (качеств), является человеколюбивым... Почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успеха. Если человек добр, он не может использовать других».


Долг древнего китайца — следовать ритуалу, который имеет небесное происхождение и является отражением принципов бытия. Постоянство китайцы хотели получить на земле, а не по ту сторону жизни. Отсюда значительная роль, которая отводится ритуалу (знаменитые китайские церемонии) и чувству долга. Феномен стыда оказывается произвольным: его обнаружение обусловлено человеколюбием и долгом. Человек испытывает стыд, отходя от предписаний ритуала.


Понятие долга существовало и в индийской культуре. Впервые представления о долге сложились в пределах концепции риты — нравственного порядка мира. Долг имеет внешний источник, но наши обязанности по отношению к нему открываются благодаря кодане — силе, находящейся внутри нас.


В предфилософии и философии Древней Греции для обозначения совести часто используется слово «стыд». Поэмы Гомера, трагедии Софокла, Еврипида часто рассказывают о том, что герои переживают стыд. Это чувство возникает, когда герой совершает нежелательный поступок, отходит от предписаний богов. В поэме «Труды и дни» Гесиод впервые упоминает совесть, которую он отличает от стыда. В философии Демокрита подчеркивается, что человеку надлежит в большей степени стыдиться себя, нежели окружающих. Так, родились первые внутренние императивы человеческого поведения. Римская философия указывает на природный характер совести (Сенека, Эпикур). Марк Аврелий считал, что совесть — это «божество в тебе». Такой взгляд отражает уже христианские представления о мире.


Способность человека к оценке действий с точки зрения добра и зла — основная черта человека, которая хотя и изменчива, свойственна людям. Они могут испытывать стыд и жалость, осознавать свою вину или недостойность собственных действий. У каждого человека есть нравственный опыт, который помогает ему выбирать между добром и злом. Нравственность — свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека.


Нравственность опирается на нравы, т.е. добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стремления и действия с жизненными установками других людей, с интересами и достоинством всего общества. Человек создал множество миров — языка, поэзии, науки. Но, пожалуй, самым важным из них является мир моральных требований — свободы, равенства, милосердия.


Проблемы нравственности стояли перед человечеством всегда, начиная с истоков истории. Французский философ Жан-Жак Руссо (1712— 1778) полагал, что еще до возникновения культуры так называемый естественный человек демонстрировал примеры человеколюбия, жалости, сострадания и доброты. Люди утратили органическую связь с природой, сложилось неравенство, появились лицемерие и обман.


Изучая жизнь племен патриархального уровня развития, еще сохранившихся в Азии, Австралии, Африке и Америке, Фрейд сделал поразительное открытие. Оказалось, что во всех этих племенах каким-то непостижимым образом действует система нравственных запретов, регламентирующих все стороны жизни. В частности, древние племена отвергали убийство и кровосмешение. Запреты обеспечивали соблюдение брачных норм.


У всех народов, даже самых примитивных, встречаются нравственные заповеди. Древние люди высоко ценили доблесть, самопожертвование, сострадание, милосердие. А вот убийство осуждалось. У племени акикуйю, к примеру, убийца считался носителем какой-то скверны, которой он может заразить других людей. Этнографы отмечают, что этические ценности у архаических племен поразительно совпадали. Общность этих святынь продиктована, видимо, стратегией выживания, внутренним убеждением людей в том, что социальная совместная жизнь без моральных принципов невозможна.


24.3. Фундаментальное правило нравственности


В середине первого тысячелетия до н.э. родилось так называемое золотое правило нравственности. Оно знаменовало важный поворот в духовном развитии человечества. Смысл этого правила состоит в том, что каждый человек, обдумывая свои поступки, не совершал бы таких действий, которые нежелательны по отношению к самому себе. Скажем, если он не хочет, чтобы его убили, он не убивает сам. Чтобы проверить, хороша ли нравственная норма, надо сначала испытать ее на себе. Чего не любишь в другом, не делай этого и сам. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы и они поступали с тобой.




Культурология. 5-е издание. Учебник

В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы: что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией? Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.<br> Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_5_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

229
 Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы: что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией? Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.<br> Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_5_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. 5-е издание. Учебник" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством!