Наука Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Культурология. 5-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.10.2013
ISBN: 9785392133888
Язык:
Объем текста: 714 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Феноменология культуры. Глава 1. Злободневность культурологии

Глава 2. Культурология и философия культуры

Глава 3. Культура как феномен

Глава 4. Происхождение культуры

Глава 5. Природа и культура

Глава 6. Культура — великая неудача

Часть II. Народы и культуры. Глава 7. Ядро европейской культуры

Глава 8. Запад, Восток, Африка и другие миры

Глава 9. Множество культурных миров

Глава 10. Партикуляризм и универсализм

Часть III. Социальные проблемы культуры. Глава 11. Культура как регулятор социальных отношений

Глава 12. Культурная идентичность

Глава 13. Культура и цивилизация

Глава 14. Культура в ракурсе символов и знаков

Часть IV. Исторические судьбы культуры. Глава 15. Оппозиции культуры

Глава 16. Цивилизация и варварство

Глава 17. Человек и культура

Глава 18. Техника и культура

Часть V. Культурно-исторический процесс. Глава 19. Варианты культурного процесса

Глава 20. Культурные ориентации

Глава 21. Религия как феномен культуры

Глава 22. Кризис религии или религиозное возрождение?

Глава 23. Наука в системе культуры

Глава 24. Нравственное измерение культуры



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 20. КУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ


20.1. Традиционализм и фундаментализм. Возрождение корней


Почему, когда речь заходит о фундаментализме, в нашем сознании возникает представление о немыслимой архаике, об агрессивном вторжении в социальную динамику безнадежно устаревших навыков мышления и поведения? Высказывается даже опасение, что именно эта культурная ориентация одушевляет тоталитаризм, фашизм, экстремизм. В таком случае понятие «фундаментализм» наделяется заведомо негативным смыслом. Оно ассоциируется с эпатажными, зачастую эксцентрическими образами патриархальности, дикости и косности. Прогрессистски ориентированное сознание легко отторгает от себя эти канонические установки.


Как появился фундаментализм? Реакцией на что он является сегодня? Мыслима ли полярная культурная ориентация, противостоящая фундаментализму? Наконец, какова его роль в современной культуре?


Возможно ли ограничиться только отрицательной оценкой фундаментализма? Нет ли, вообще говоря, определенного резона в стремлении к возрождению корней, в этом постоянном культурном огляде на почву и судьбу?


Прежде всего фундаментализм как всякий «изм» несет на себе печать неадекватного воспроизведения собственной сущности. Он идеологичен, потому что рождается в современных мировоззренческих размежеваниях.


Однако идеологический оттенок имеет и понятие «модернизм», которое могло бы рассматриваться как полярное фундаментализму. Но в нем схватывается другой человеческий импульс — потребность преобразовывать имеющиеся формы культуры. Вместе с тем установка на преобразование тоже обретает некий оценочный смысл и включает неподлинность истолкования.


Говоря о генезисе капитализма, обычно называют разные факторы, которые его порождают (можно сослаться, например, на феномен капитализма, породивший обширную социально-критическую литературу). Когда же речь заходит о развитии капитализма, то непременно вспоминают такие его характерные последствия, как суперпроизводство и суперпотребление, сопряженные с индустриальной цивилизацией. Они рождают тупиковую ситуацию, которая не обеспечена возможностями человеческого рода. Но человек вынужден приспосабливаться к наличной цивилизации. Если же это оказывается мучительным процессом, то заявляет о себе фундаменталистская установка, зовущая к неким жизненным истокам, первоначалам.


Иногда в качестве первоосновы фундаментализма называют кризис традиционного общества. Распад всех форм естественной общности не может не вызвать контртенденцию. Она и порождает тоску по изначальной простоте и органичности традиционных форм человеческого общежития. Правда, фундаменталистские тенденции обнаружили себя раньше, чем традиционное общество испытало состояние кризиса. Поэтому можно говорить о каких-то иных, более основных, причинах фундаментализма.


Философская антропология XX в. убедительно доказала, что человек — открытое, несформировавшееся создание. Человеческая природа хотя и сохраняет в себе некие стойкие структуры, в то же время находится в авантюре самопоиска, саморазвертывания. Эти два импульса: стремление опереться на корневые основы человеческой натуры и потребность собственного пересотворения — оказываются в основании интересующего нас феномена. Можно сказать, что в феномене фундаментализма выражены определенные антропологические закономерности.


Судя по всему, более строгим могло бы быть понятие «традиционализм», т.е. стремление уберечь то, что обретено человеком. Однако само желание сохранить корни и истоки постоянно наталкивается на демиургическую природу человека. Культура как ее органопроекция фиксирует оба эти стремления. В результате возникает сложная драматургия культурного творчества, которая далеко не всегда позволяет видеть фундаментализм в качестве идеального типа.


В докультурном состоянии человек весьма прост. Но в мире культуры он оказывается перед множеством собственных артефактов, которые усложняют сферу обитания, да и сам способ человеческого бытия. Тоска по изначальному, недифференцированному, органичному, таким образом, архетипна. Но архетипно и другое побуждение — придать миру затейливость, многообразие, сложность. В культуре постоянно присутствуют обе эти тенденции — сохранить истоки и расширить сферу культурного созидания. Рождается убеждение, что идеальная простота воплощалась в неких разных точках истории.


Является ли простота благом? В культуроборческих концепциях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше ответ однозначен: человек должен вернуться к собственной природе, исключив культуру как тупиковый путь развития человечества. Здесь обнаруживается фундаменталистская установка, которая постоянно возрождается на этой основе в истории европейской культуры. В то же время другие мыслители, скажем, русский философ К. Леонтьев, предостерегали против органической простоты. Такую же мысль можно отыскать и у Э. Фромма. Человек обречен на постоянное, все более многообразное самовыражение. Следовательно, культурную природу фундаментализма можно усмотреть в сопротивлении нарастающей сложности жизни и ее обновлению. С этой точки зрения не исключено, что фундаменталистские тенденции культуры постоянно инспирируются другой крайностью: не будь в культуре неизбывной, отчаянной погони за инновациями, не проступал бы так настойчиво и директивно фундаментализм. В той же мере модернизм черпает свои силы в противостоянии всякой ортодоксии, охранительству.


Результаты противостояния фундаментализма и модернизма парадоксальны. Желание промыслить историю зачастую служит способом прорыва в новое культурное пространство. Но готовность творить культурные нововведения оборачивается возрождением патриархальных духовных стандартов. Фундаментализм, следовательно, можно рассматривать только в соотнесении с социодинамикой, через призму модернизма. Последний в той же мере раскрывает собственную идентификацию через фундаментализм.


20.2. Религиозный фундаментализм


Для того чтобы понять смысл религиозного фундаментализма, его сущность, приведем такие примеры. Постоянное воскрешение язычества в европейской культуре — образец фундаменталистской установки. Язычество гораздо ближе человеческой природе, нежели христианство. Оно выражает некие константы человеческого поведения. В то же время язычество каждый раз возрождается в новой социокультурной ситуации. В результате сам факт фундаменталистской заявленности оказывается фрагментом культурного творчества.


Как подчеркивал B.C. Соловьев, христианство во времена Средневековья вовсе не вытеснило язычество. Древнейшие верования, отражая исконные человеческие запросы, вошли в плоть средневековой культуры. Этот замес разных культурных установок обеспечил, по мнению B.C. Соловьева, своеобразие Средневековья. Фундаменталистские установки были интегрированы в средневековое общество, его культуру.


Такая фундаменталистская установка, как язычество, гнездится и в гуманизме — идейном течении эпохи Возрождения. В своем обращении к языческой античности гуманизм нашел вдохновение для личного поиска человеком истины и добра. Гуманисты разных эпох, как правило, видели свою задачу в том, чтобы восславить человека. «Гуманизм послушен факту рабства человека у природного мира», — подчеркивал Н.А. Бердяев. Гуманизм, по его словам, постепенно отпадает от всякого богопознания и обоготворяет человека и человеческое.




Культурология. 5-е издание. Учебник

В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы: что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией? Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.<br> Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_5_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

229
 Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы: что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией? Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.<br> Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_5_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. 5-е издание. Учебник" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством!