Наука Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Культурология. 5-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.10.2013
ISBN: 9785392133888
Язык:
Объем текста: 714 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Феноменология культуры. Глава 1. Злободневность культурологии

Глава 2. Культурология и философия культуры

Глава 3. Культура как феномен

Глава 4. Происхождение культуры

Глава 5. Природа и культура

Глава 6. Культура — великая неудача

Часть II. Народы и культуры. Глава 7. Ядро европейской культуры

Глава 8. Запад, Восток, Африка и другие миры

Глава 9. Множество культурных миров

Глава 10. Партикуляризм и универсализм

Часть III. Социальные проблемы культуры. Глава 11. Культура как регулятор социальных отношений

Глава 12. Культурная идентичность

Глава 13. Культура и цивилизация

Глава 14. Культура в ракурсе символов и знаков

Часть IV. Исторические судьбы культуры. Глава 15. Оппозиции культуры

Глава 16. Цивилизация и варварство

Глава 17. Человек и культура

Глава 18. Техника и культура

Часть V. Культурно-исторический процесс. Глава 19. Варианты культурного процесса

Глава 20. Культурные ориентации

Глава 21. Религия как феномен культуры

Глава 22. Кризис религии или религиозное возрождение?

Глава 23. Наука в системе культуры

Глава 24. Нравственное измерение культуры



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 22. КРИЗИС РЕЛИГИИ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ?


22.1. Рациональность


Существует представление о том, что после эпохи Возрождения началось постепенное «отступление» религии в европейской истории. Этот процесс был связан, по мысли М. Вебера, с особым парадоксом в рациональности «западного типа». По мере углубления процесса рационализации, который начался с размышления о религиозной картине мира, стал происходить спад религиозности.


Если спросить европейца, какое главное качество отличает человека от животного, он наверняка ответит: разум, сознание. Такой ответ показался бы странным, например, африканцу. Тот отдал бы предпочтение эмоциям, пластике тела, но отнюдь не уму, не разуму. В античной философии человек был назван homo sapiens. Культ разума — стержень европейской культуры. В Средние века эта тенденция продолжала развиваться. Сравним, для примера, индийского аскета и средневекового отшельника. Первый, удалившись от светского мира, жил в пещере, действуя относительно свободно. Он поступал во многом спонтанно.


Средневековый отшельник, напротив, располагал множеством неукоснительных требований, которые подчиняли его жизнь строгим регламентациям. «Характерной чертой именно западного монашества, — пишет М. Вебер, — является отношение к труду как к гигиенически аскетическому средству, и значение труда растет в отличавшемся простотой уставе цистерцианцев. В отличие от нищенствующих монахов в Индии на Западе нищенствующие монахи вскоре после их появления были поставлены на службу церковной иерархии и рациональным целям: систематической caritas (милосердие), которая на Западе превратилась в рациональное «предприятие», проповеди и суду над еретиками. Наконец, орден иезуитов полностью отказался от негигиенических запретов древней аскезы и установил рациональную дисциплину в деле достижения церкви».


Так в европейской культуре формировался принцип рациональности. По мнению многих культурологов, рациональное может рассматриваться как универсальная категория, охватывающая чистую логику в классическом и современном мышлении, диалектику и даже некоторые формы мистического опыта. Однако этот тезис о едва ли не всеохватном смысле понятия «рациональность» требует критического рассмотрения, поскольку можно наметить некоторые типологические подходы к раскрытию культурологического содержания данной категории, в известной мере противостоящие друг другу.


Во-первых, рациональность понимается как метод познания действительности, которая основывается на разуме. Это центральное значение восходит к латинскому корню ratio. Рационализация вообще выступает в тех или иных формах, является общечеловеческим свойством, присущим различным сторонам человеческой активности. Во-вторых, рациональность трактуется многими культурологами как некая структура, имеющая внутренние особенности и законы. В этом направлении рассуждений научное мышление утрачивает свою монополию на рациональность. Вероятно, и разум в данном случае перестает быть определяющей характеристикой рационального. Речь идет о специфической упорядоченности, присущей разным формам духовной деятельности, в том числе и ненаучной. Это особая организованность, логичность противостоит бесструктурности, хаотичности, принципиальной «невыразимости». К иррационализму при этом может быть отнесен тот духовный опыт, который не поддается упорядоченности и умопостижению.


В-третьих, рациональность отождествляется с определенным принципом, атрибутивным свойством цивилизации. Предполагается, что культурные особенности народов, развивающих в процессе своей жизнедеятельности аналитические и аффектированные начала, способны выработать определенные цивилизационные признаки. К.Г. Юнг разделял цивилизации на «рациональные» и «аффективные». В этом значении многие культурологи для анализа различных типов цивилизаций предлагали такие характеристики, как динамичность и статичность, экстравертированность и интровертированность, оптимизм и фатализм, рационализм и мистицизм как модусы западной и восточной культур.


Понятие «рациональность» является ключевым для М. Вебера, поэтому важно подчеркнуть, что в работах по социологии религии немецкий ученый пытался выявить социокультурные основания и границы рациональности. По его мнению, чем больше прогрессирует интеллектуальная и прагматическая рационализация мира, тем больше религия по ряду причин оттесняется в область иррационального.


22.2. Секуляризация


Слово «секуляризация» происходит от слова «секулярный», которое является антиподом слова «сакральный» («священный»). По мнению Вебера, чем дальше развертывался процесс рационализации в европейской культуре, тем больше происходит «расколдовывание» этого мира. С него был сорван покров тайны. Стало происходить разрушение религиозной «картины мира», этой фундаментальной предпосылки «западного типа рациональности». Религиозная рационализация ведет к «обезбоживанию мира», прежде всего теоретическому (в рамках «картины мира»), а затем и к «практическому («расколдовыванию» внутримирской деятельности), а это в свою очередь ведет к «обессиливанию» самой религии. Возрастание роли науки задает направление рационализации в радикально «расколдованном» мире.


Секуляризация в культуре Запада нашла свое отражение в падении авторитета традиционного христианства. Возникла тенденция: приспособить религию к мирским, житейским представлением. Это явление может быть названо «дехристианизацией». Данный процесс имел в европейской культуре далеко идущие последствия, выходящие за пределы чисто религиозных проблем. Так, в частности, культурологи отмечают нарастание кризиса личности на Западе. Эта тема становится безграничной по своему охвату.


Назовем основные черты секуляризации. Во-первых, культура стала отдаляться от христианства и становиться более автономной. Что касается христианства, то оно принимало более практические, «обмирщенные» формы. Проявился и процесс дехристианизации, т.е. преображения христианских догматов и даже отказов от них. Одновременно происходило искажение основных принципов и ценностей христианства. Секуляризация проявилась также в попытках замены веры разумом и отказе от признания значимости церкви.


Своеобразным проявлением секуляризации оказался кризис личности. Человек лишился устойчивой системы ценностных ориентаций, утратил чувство самотождественности. Люди перестали верить в то, во что верили раньше, а так как новые ценности еще не сформировались, сложился ценностный вакуум. Таким образом, личность не может найти себя ни в ценностях нововременной культуры (проект Просвещения), ни в христианстве, что чревато возвратом к языческим формам верований, возвратом в докультурную реальность.


Понятие «секуляризация» широко используется в социальных и гуманитарных дисциплинах. Его используют также теологи различных конфессий. Очевидно, что существует множество подходов к содержательному пониманию секуляризации как феномена. Определяя секуляризацию, культурологи и теологи, естественно, исходят из собственного положительного или отрицательного отношения к этому процессу, из конкретного понимания специфики христианства, возможностей ее эволюции и приспособления к современной западной культуре. Само собой понятно, что при этом возникает вопрос: каким должно быть христианство в начавшемся XXI столетии?




Культурология. 5-е издание. Учебник

В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы: что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией? Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.<br> Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_5_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

229
 Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы: что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией? Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.<br> Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_5_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. 5-е издание. Учебник" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством!