Наука Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Культурология. 5-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.10.2013
ISBN: 9785392133888
Язык:
Объем текста: 714 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Феноменология культуры. Глава 1. Злободневность культурологии

Глава 2. Культурология и философия культуры

Глава 3. Культура как феномен

Глава 4. Происхождение культуры

Глава 5. Природа и культура

Глава 6. Культура — великая неудача

Часть II. Народы и культуры. Глава 7. Ядро европейской культуры

Глава 8. Запад, Восток, Африка и другие миры

Глава 9. Множество культурных миров

Глава 10. Партикуляризм и универсализм

Часть III. Социальные проблемы культуры. Глава 11. Культура как регулятор социальных отношений

Глава 12. Культурная идентичность

Глава 13. Культура и цивилизация

Глава 14. Культура в ракурсе символов и знаков

Часть IV. Исторические судьбы культуры. Глава 15. Оппозиции культуры

Глава 16. Цивилизация и варварство

Глава 17. Человек и культура

Глава 18. Техника и культура

Часть V. Культурно-исторический процесс. Глава 19. Варианты культурного процесса

Глава 20. Культурные ориентации

Глава 21. Религия как феномен культуры

Глава 22. Кризис религии или религиозное возрождение?

Глава 23. Наука в системе культуры

Глава 24. Нравственное измерение культуры



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 23. НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ


23.1. Потребность в познании как проявление культуры


Наука (от греч. episteme — «знание», лат. scientia — «знание») — сфера культурной деятельности человека, направленная на добывание и осмысление знания. Мощная тяга к знанию — чисто человеческая потребность. Любое живое существо на земле признает мир таким, как он есть, и только человек пытается понять, как этот мир устроен, какие законы им управляют, что определяет его динамику. Зачем человеку нужно это знать? Ответить на данный вопрос непросто. Иногда говорят: знание помогает человеку выжить. Но это совсем не так: ведь именно знание способно повести человечество к гибели... Неслучайно сказано: многознание умножает скорбь.


Потребность в познании — свойство людей, не заложенное в инстинкте стремление распознавания мира. Человек стал задавать отвлеченные вопросы, строго говоря, не имевшие непосредственной практической пользы. Как движутся небесные светила? Почему день сменяется ночью? Отчего бушуют стихии?


Думая об этих, казалось бы, отвлеченных вопросах, люди открывали законы, которые затем помогали им жить, обустраивать быт, позволяли покорять природные стихии. Но для рождения науки и всей духовной жизни людей появление таких вопросов еще недостаточно. Для этого нужны люди, способные профессионально заниматься познанием. Такие люди выделились в результате разделения труда. Сегодня мы называем их учеными, в древности же это были жрецы, пророки, маги, а позже — естествоиспытатели и философы.


Они по долгу своего предназначения стали обдумывать так называемые общие вопросы: что такое мир, как он возник, куда движется история и т.д. Однако и тогда говорить о рождении науки было еще рано, поскольку к тому времени человечество накопило очень мало конкретных выводов, которые можно было бы соединить в относительно целостную систему — науку. Но со временем интерес к познанию становится все более разносторонним. Научная деятельность превратилась в науку только тогда, когда люди связали между собой самые различные проблемы, результаты многочисленных наблюдений и попытались создать некое систематизированное знание.


23.2. Происхождение науки


Начатки науки появились еще в Древнем Китае и Древней Индии. Почти все естественные науки вышли из мифологии. Прежде чем родилась астрономия, существовала астрология, объектом изучения которой было расположение звезд. Древние астрологи обожествляли планеты и небесные тела. Уже во времена вавилонской астрологии были открыты некоторые закономерности в движении звезд, которые потом вошли в астрономию.


Однако не всякие практические науки и не любые знания можно назвать наукой. Наука — это не просто перечень наблюдений над природой. Она возникает только тогда, когда осознаются универсальные связи между явлениями природы. Наука как область культуры родилась, по мнению многих культурологов, в античной Греции. Что же отличает науку как особый тип постижения реальности от других ее типов? Особенность науки заключается прежде всего в том, что человек стал задумываться над общими вопросами мироздания, далеко не всегда полезными для повседневной практической жизни.


Практический навык сопряжен с конкретной жизненной ситуацией, когда, например, нужно проявить сноровку для строительства жилья, организации охоты или проведения какого-нибудь ритуала. Другое дело — наука. Здесь человек далеко не всегда задумывается над тем, что непосредственно связано с сиюминутными потребностями. Скажем, первобытный охотник ударил камнем по другому камню. Неожиданно появились искры, от которых загорелись сухие ветви. Пусть полыхает костер! От него идет тепло, можно согреть пищу, хочется вознести молитву духу-покровителю. Все радуются пламени. Почему, однако, появилась искра? Что такое огонь? Как он возникает и почему угасает, если не бросать в него хворост?


Так незаметно от очень понятных жизненных вопросов человек подошел к общим, абстрактным вопросам. В принципе, не зная ответа на них, все равно можно насладиться теплом. В течение многих веков люди не задумывались над такими проблемами, которые не связаны напрямую с практическими нуждами.


Тем не менее уже древний человек обнаружил в себе могучее желание проникнуть в тайны вселенной, понять ее секреты, ощутить законы универсума. Это стремление все глубже проникало в человека, все более и более захватывало его. В этом неодолимом стремлении к знанию отразилась человеческая природа. Казалось бы, зачем индивиду, лично мне, ему знать, есть ли жизнь на других планетах, как развертывается история, можно ли отыскать мельчайшую единицу материи, в чем загадка живого мыслящего вещества. Однако, вкусив плодов познания, человек уже не может отказаться от них. Напротив, он готов ради истины взойти на костер.


По выражению Э. Кассирера, наука — последняя ступень в умственном развитии человека; ее можно назвать высшим и наиболее специфичным достижением человеческой культуры. Это самый поздний и утонченный продукт мог появиться только при особых условиях.


Даже само понятие «наука» в специфическом смысле, подмечает Кассирер, существует лишь со времен великих древнегреческих мыслителей — пифагорейцев и атомистов, Платона и Аристотеля. Но даже и это понятие в последующие века стало туманным и было забыто. В эпоху Возрождения его вновь открыли и восстановили в правах. После этого нового открытия триумф науки казался полным и несомненным. Ни одна другая сила современного мира не может, отмечает Кассирер, сравниться с силой научной мысли. И она продолжает оставаться последней главой в истории человечества и самым важным предметом философии культуры.


«Отражая мир в его объективности, — пишет В.С. Степин, — наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из ее сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством».


23.3. Первые классификации


Философия человеческой культуры пытается добраться до отдаленных источников знания. Человек жил в объективном мире задолго до того, как подошел к созданию науки. Его опыт уже не был аморфной массой чувственных впечатлений. Это был, по словам Э. Кассирера, организованный и артикулированный опыт, обладающий определенной структурой. Но понятия, которые придают миру его синтетическое единство, — это понятия иного типа и иного уровня, нежели научные понятия. Это мифические и лингвистические понятия. Анализ этих понятий показывает, что они не просты и не «примитивны».




Культурология. 5-е издание. Учебник

В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы: что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией? Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.<br> Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_5_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

229
 Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы: что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией? Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.<br> Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_5_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. 5-е издание. Учебник" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством!