Наука Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Культурология. 5-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.10.2013
ISBN: 9785392133888
Язык:
Объем текста: 714 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Феноменология культуры. Глава 1. Злободневность культурологии

Глава 2. Культурология и философия культуры

Глава 3. Культура как феномен

Глава 4. Происхождение культуры

Глава 5. Природа и культура

Глава 6. Культура — великая неудача

Часть II. Народы и культуры. Глава 7. Ядро европейской культуры

Глава 8. Запад, Восток, Африка и другие миры

Глава 9. Множество культурных миров

Глава 10. Партикуляризм и универсализм

Часть III. Социальные проблемы культуры. Глава 11. Культура как регулятор социальных отношений

Глава 12. Культурная идентичность

Глава 13. Культура и цивилизация

Глава 14. Культура в ракурсе символов и знаков

Часть IV. Исторические судьбы культуры. Глава 15. Оппозиции культуры

Глава 16. Цивилизация и варварство

Глава 17. Человек и культура

Глава 18. Техника и культура

Часть V. Культурно-исторический процесс. Глава 19. Варианты культурного процесса

Глава 20. Культурные ориентации

Глава 21. Религия как феномен культуры

Глава 22. Кризис религии или религиозное возрождение?

Глава 23. Наука в системе культуры

Глава 24. Нравственное измерение культуры



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 12. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ


12.1. Народ, этнос, нация


Народ — социально-культурная общность людей, которая характеризуется одинаковым происхождением и общей судьбой. Французский философ Шарль Монтескьё (1689—1775) отождествлял понятие «народ» с населением той или иной страны: сенаторами, патрициями, плебеями. Однако это представление нуждается в конкретно-историческом рассмотрении. Иногда под «народом» понимают формы этнических общностей. В европейской философии «народ» порою означал и «нацию». «Под словом "народ" понимают объединенное в той или иной местности множество людей, поскольку они составляют одно целое». Кант противопоставлял народ черни.


Народ — это не простая сумма отдельных лиц, все единство которых заключается в случайном согласии желаний и интересов. Философы рассматривали народ в качестве подлинного и единственного носителя объективного духа. Так, согласно Гегелю, называется дух, который воплотился в праве, морали, нравственности, обществе и государстве. Напротив, в искусстве, религии и философии дух, как полагал Гегель, выступает как абсолютный дух.


Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833—1911) считал объективным духом совокупность феноменов, в которых концентрируется и выражается историческая и культурная жизнь. Народ, следовательно, и выражает с наибольшей полнотой совокупность тех фиксированных в языке, нравственности, форме и способе жизни, семье, обществе, государстве, искусстве, технике, религии и философии жизненных явлений, исследование которых и составляет задачу наук о духе.


Народ — творец и хранитель духовных ценностей, созданных всей историей общества. Он представляет собой ведущую силу истории, оказывая воздействие на политику. Народы образуют государства. Кант отмечает: природа мудро разделяет народы, но она же и соединяет их силой взаимного интереса. Он ставит вопрос: «Является ли для народа восстание правомерным средством сбросить так называемого тирана?» И отвечает: «Если права народа попраны, то низложение (тирана. — П.Г.) будет правомерным, в этом нет сомнения». Рассуждая о государстве, Кант отмечает, что просвещение народа есть публичное обучение народа его обязанностям по отношению к государству, к которому оно принадлежит. Долг властителей, по Канту, обходиться с народом по принципам, которые соответствуют духу законов свободы.


В XIX в. философы пытались дать систематическое изложение характера разных народов. Мыслители пытались понять сущность народного духа и его действия, открыть законы, по которым развертывается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, искусстве и науке. Наконец, философы стремились открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и исчезновения особенностей какого-либо народа.


«В "Психологии народов", — отмечает А.А. Белик, — можно выделить два аспекта. Во-первых, анализируется дух народа вообще, его общие условия жизни и деятельности, устанавливаются общие элементы и отношения развития духа народа. Во-вторых, более конкретно исследуются частные формы народного духа и их развитие. Первый аспект получил название этноисторической психологии, второй — психологической этнологии. Непосредственными объектами анализа, в процессе исследования которых раскрывается содержание народного духа, являются мифы, языки, мораль, нравы, быт и другие особенности культур».


Значительный вклад в изучение психологии народов внес немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт (1832—1920). Его главная идея заключается в том, что индивидуальное сознание с помощью языка, религии, жизненных привычек и обычаев связывается с жизнью народов в целом. Культура и история — это истинная общая жизнь, а не результат отдельных стремлений. Его десятитомная «Психология народов» (1900—1920) отличается огромным обилием материала по этнографии, истории языка, антропологии. По мнению В. Вундта, люди и народы преходящи, а «дух истории» вечен и всегда прав, однако его законы не осознаваемы индивидом.


Одновременно возникла идея о том, что, по-видимому, каждый народ стремится усилить свое влияние посредством подчинения других. Русская религиозная философия рассматривала три естественные группы, которые реально расширяют жизнь личности — семья, народ, человечество. Им соответствуют три типа связей между людьми: кровно-родовые, народно-политические и духовно-вселенские.


В русской философии народ рассматривался как посредник между человечеством и сверхчеловеческой действительностью. В.С. Соловьев писал о том, что народ «не должен иметь никакой специально ограниченной задачи, он не призван работать над формами и элементами человеческого существования, а только сообщить живую душу, дать средоточие и целость омертвелому человечеству через соединение его с всецелым божественным началом. Такой народ не нуждается ни в каких особенных преимуществах, ни в каких специальных связях и внешних дарованиях, ибо он действует не от себя, осуществляет не свое». «Высоким призванием своим, — отмечал С.Н. Булгаков, — не только возвышается народ, но он им и судится».


На основе исторического материала народ рассматривался как социальная общность, которая на разных этапах истории могла играть решающую роль. Поэтому народ выступал как творец истории, ведущая сила коренных преобразований.


М. Хайдеггер считал, что понятие «человек» означает определенное человечество, иногда речь идет о человечестве в целом, а иногда о народе или группе народов.


12.2. Этнос


Этнос, этническая общность (от греч. ethnos — «племя, группа, народ») — исторически возникший вид устойчивой группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. В этнографическом смысле это понятие часто сближается с другим — «народ». Люди, составляющие этнос, обладают единым языком, общими в известном отношении стойкими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием.


Обязательными условиями появления этноса считаются общность территории, языка и единство психического склада. Его характерными чертами оказываются:


1) самоназвание (этноним), в определенных случаях связанное с наименованиями территории проживания (топонимом);


2) территориальная целостность как условие формирования и существования этноса;


3) наличие антропологических (расовых) признаков;


4) проявление особенностей культуры (материальной культуры — орудия труда, жилье, одежда и т.д.; духовной культуры — система образования, наука, литература, искусство и т.п.).


В истории есть многочисленные примеры, когда поношение символов этноса вызывало приступы ярости. «Раны, нанесенные групповому нарциссизму, излечиваются лишь тогда, когда преступник уничтожен и тем самым возмещена обида, нанесенная нарциссизму. Индивидуальная и национальная месть часто покоится на нарциссизме и потребности "залечить" рану посредством уничтожения злодея».


12.3. Этнология


Этнология — наука о сравнительном изучении культур. В американской исследовательской традиции так называют часть культурной антропологии или ее целиком. Этнология в европейской системе мышления (особенно британской и французской) — это аналог социальной антропологии, в немецкоязычных странах — самостоятельное направление исследования.


Этнология изучает различные этносы. Проводимые этнографами исследования дают разнообразный материал для того, чтобы сопоставить различные культуры. Различие культур проистекает не из произвольности, с которой общества разрабатывают или отвергают возможные аспекты существования. В еще большей степени это относится к взаимовлиянию образов культуры.


В связи с этим американский психоаналитик Э. Эриксон (1902— 1994) полагает, что каждый народ имеет собственную стратегию выживания. У нас нет критерия, для того чтобы назвать ту или иную форму приспособления к реальности удачной или, наоборот, неудачной. У каждой культуры — собственная линия жизни. Происходит взаимопроникновение различных областей опыта в любых аспектах существования: экономике, материальной культуре, религии, фольклоре, сексуальных отношениях.


По мнению американского антрополога Р. Бенедикт, иллюстрацией может служить одна из широко распространенных религиозных черт североамериканских индейцев. По всему континенту, в каждой культурной зоне, за исключением поселений индейцев на юго-западе, они обретают силу во сне или в видении. По их мнению, успех в жизни зависит от личного контакта со сверхъестественным.


Каждое видение человека дает ему силы для жизни, и в некоторых племенах люди постоянно возобновляют личные отношения с духами, стремясь к новым видениям. Что бы ни увидел человек: растение или звезду, животное или таинственное существо, — он принимает увиденное за своего доброжелателя и при необходимости взывает к нему о помощи. У него есть обязательства перед покровителем из видения, он должен приносить ему многочисленные дары и выполнять различные обязанности. В свою очередь дух дает ему на время видения особую силу.


Этнология сравнивает различные культуры, находит в их развитии нечто общее и неповторимое. По сути дела, она рассматривает общие законы развития культуры и закономерности единого культурно-исторического процесса. Как наука этнология начала складываться в середине XIX в. Так, в 1842 г. в США было основано Американское этнологическое общество. Оно выпустило пособие, которое содержало рекомендации по полевым исследованиям всех отраслей антропологии. Это издание было ориентировано на социальную антропологию.




Культурология. 5-е издание. Учебник

В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы: что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией? Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.<br> Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_5_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

229
 Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

Гуревич П.С. Культурология. 5-е издание. Учебник

В учебнике отражены базовые понятия культурологии, содержатся ответы на вопросы: что такое культура, как она соотносится с природой, жизнью, цивилизацией? Автор размышляет над фразой Н.А. Бердяева «Культура — великая неудача», прослеживает связи между культурологией и философией культуры, рассматривает социальные проблемы культуры. Каждая из пяти частей учебника включает самостоятельную группу актуальных проблем культурологии.<br> Для преподавателей и учителей, студентов вузов и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kulturologiya_5_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. 5-е издание. Учебник" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством!