|
ОглавлениеЧасть I. Феноменология культуры. Глава 1. Злободневность культурологии Глава 2. Культурология и философия культуры Глава 4. Происхождение культуры Глава 6. Культура — великая неудача Часть II. Народы и культуры. Глава 7. Ядро европейской культуры Глава 8. Запад, Восток, Африка и другие миры Глава 9. Множество культурных миров Глава 10. Партикуляризм и универсализм Часть III. Социальные проблемы культуры. Глава 11. Культура как регулятор социальных отношений Глава 12. Культурная идентичность Глава 13. Культура и цивилизация Глава 14. Культура в ракурсе символов и знаков Часть IV. Исторические судьбы культуры. Глава 15. Оппозиции культуры Глава 16. Цивилизация и варварство Часть V. Культурно-исторический процесс. Глава 19. Варианты культурного процесса Глава 20. Культурные ориентации Глава 21. Религия как феномен культуры Глава 22. Кризис религии или религиозное возрождение? Глава 23. Наука в системе культуры Глава 24. Нравственное измерение культуры Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуВведениеИсследователи нередко ставят вопрос: существует ли особая наука под названием «культурология»? Кто конкретно представлял ее в истории мысли? Иногда трудно догадаться, чего хотят авторы этих вопросов. Доказать, что никакой культурологии как области гуманитарного знания пока нет и нужны определенные усилия, чтобы она сложилась. А скорее всего наоборот: поставить под сомнение весьма солидную традицию, в рамках которой накоплено столько открытий, ценнейших наблюдений, глубоких прозрений. Огорчает иное: постоянно навязывая данную тему научному сообществу, авторы этих вопросов уводят исследовательскую мысль в сторону от других, вполне реальных культурологических проблем. Пафосное доктринерство создает мнимое глубокомыслие и заставляет специалистов крутиться в кругу одной и той же бесплодной идеи. Идея культурологии как самостоятельной гуманитарной дисциплины обозначилась еще в начале прошлого века. Немецкий философ В. Оствальд (1853—1932) пришел к убеждению, что культура как феномен может изучаться в рамках отдельной науки. Под культурой он понимал совокупность факторов, обеспечивающих социальный прогресс человечества. Освальд не только выделил науку о культуре, но и попытался определить круг проблем, которые могли бы войти в ее компетенцию. Через четверть века американский исследователь Лесли Эльвин Уайт (1900—1975) разработал новую концепцию культуры, подверг переосмыслению представление об эволюции культуры и ее ценности для анализа культуры, предложил название для новой дисциплины — культурология. Кто конкретно занимался культурологией — этот вопрос, пожалуй, предельно ясен. Значительная армия антропологов, этнографов, историков обратилась к изучению феномена культуры. Но можно ли их называть культурологами? До сих пор не утихают споры, хотя сам термин имеет право на существование, но что он обозначает — одну науку или комплекс разных наук о культуре? Может быть, это суммарное выражение самых разных областей научного знания о культуре? Есть и такое мнение: называть себя культурологом — все равно что называть себя специалистом по природе. Между тем существует естествознание как общее обозначение разных областей научного знания о природе. Внимание! Авторские права на книгу "Культурология. 5-е издание. Учебник" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |