Юридическая Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание

Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.02.2013
ISBN: 9785392091638
Язык:
Объем текста: 779 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие ко второму изданию

Введение

Раздел I. Демократический конституционный строй и сущность Конституции Российской Федерации 1993 г. Глава 1. Социальная солидарность как позитивное основание государственности и права россии: принцип и методология исследования

Глава 2. Демократизация общества и сущность Конституции Российской Федерации

Глава 3. Глобализация и конституционное опосредование общепризнанных принципов и норм международного права

Глава 4. Действие Конституции Российской Федерации и формы реализации ее норм

Раздел II. Личность в конституционном строе Российской Федерации. Глава 5. Конституционные основы свободы личности в Российской Федерации

Глава 6. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства

Глава 7. Международные гуманитарные стандарты: конституционный механизм и пределы рецепции в Российской Федерации

Глава 8. Эффективность конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина: теоретические основы и пути повышения

Глава 9. Гражданство Российской Федерации. Иностранство. Безгражданство

Раздел III. Народ в конституционном строе Российской Федерации. Глава 10. Конституционное регулирование народного суверенитета в Российской Федерации

Глава 11. Конституционные обязанности государства в механизме правового обеспечения суверенитета народа и прав человека

Глава 12. Суверенитет и права человека

Раздел IV. Государство в конституционном строе Российской Федерации. Глава 13. Конституционные основы государственности в Российской Федерации

Глава 14. Конституционные принципы организации и функционирования государственной власти в Российской Федерации

Глава 15. Конституционные принципы экономической и политической системы

Глава 16. Основы конституционного строя Российской Федерации и организация государственной власти

Раздел V. Российский федерализм и государственная целостность. Глава 17. Теоретико-методологические проблемы государственной целостности Российской Федерации

Глава 18. Суверенитет российского федеративного государства - политико-юридическая основа единства и целостности Российской Федерации. Неделимость государственного суверенитета

Глава 19. Единство и целостность Российской Федерации - дело народа, функция государства, долг и забота гражданина

Глава 20. Конституционное регулирование федеративных отношений: принципы, состояние и особенности

Раздел VI. Конституционное правосудие в Российской Федерации. Глава 21. Судебная власть в системе конституционных гарантий

Глава 22. Правовая природа конституционного правосудия в Российской Федерации, функции Конституционного Суда

Глава 23. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации: порядок наделения полномочиями, статус, гарантии независимости

Глава 24. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации и формы ее реализации

Глава 25. Решения Конституционного Суда: виды, конституционно-правовая природа и юридическая сила



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 9.
ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ИНОСТРАНСТВО. БЕЗГРАЖДАНСТВО


§ 1. Правовая природа и принципы российского гражданства


Проблема личности во всем ее многообразии изучается различными общественными науками, каждая из которых в соответствии со своим предметом имеет самостоятельный аспект исследования. В юридической науке личность рассматривается как субъект права, носитель прав и обязанностей. Они организуют необходимую связь между обществом и личностью и, юридически оформляя социальные возможности, предоставляемые личности, а также устанавливая пределы публичной власти, обеспечивают как ее автономию, так и условия для развития и проявления ее способностей, а также организации взаимодействия с иными людьми, обществом в целом.


Не затрагивая других его сторон, еще раз отметим, что юридический аспект понятия «личность» имеет вполне определенное политико-правовое содержание. Оно используется в практике конституционализма для обозначения физического лица — субъекта права — и может быть приложимо к любому человеку, постоянно или временно пребывающему на территории государства. Из гл. 2 действующего Основного Закона РФ следует, что этим термином обозначаются прежде всего граждане РФ, составляющие подавляющее большинство населения страны.


Но понятие гражданина Российской Федерации не исчерпывает всего государственно-правового содержания понятия личности. Этим термином обозначаются также иностранные граждане, пребывающие на территории России, в том числе политические эмигранты, воспользовавшиеся правом убежища и по своему правовому положению несколько отличающиеся от иных иностранцев, а также лица без гражданства (апатриды, аполиды). В ст. 64 Конституции РФ сказано, что положения гл. 2 Конституции составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации. Речь идет именно о личности, т. е. всяком человеке безотносительно к характеру связи индивида и государства, которая может характеризоваться как гражданство, иностранство или безгражданство.


Таким образом, в государственном праве и конституционной практике Российской Федерации понятие «личность» — собирательное, обобщающее понятие, подчеркивающее наличие определенной связи между человеком и государством. Конечно, в зависимости от степени этой связи ее качественные характеристики различны. В одних случаях она выступает в форме гражданства, в других определяется постоянным или временным проживанием в России, в третьих — фактом предоставления убежища. Но во всех случаях между государством и личностью (гражданином, иностранцем, лицом без гражданства) существуют правоотношения, участники которых обладают определенными взаимными правами и обязанностями, в регулировании которых важное значение имеет законодательство о гражданстве, определяющее публично-правовое свойство личности в ее взаимоотношениях с государством.


Гражданство — связующее звено между свободой личности и народным суверенитетом. Личность, реализуя свои гражданские права и обязанности, тем самым участвует в реализации народного суверенитета, ассоциированным носителем которого она является. В свою очередь, с гражданством в прямой зависимости и связи находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. В данном контексте гражданство есть непременная предпосылка для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке или других установленных в межгосударственном общении формах. В статье 6 Конституции Российской Федерации, норма которой составляет одну из основ конституционного строя, установлено: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».


В юридической литературе встречается и иная позиция по поводу форм связи между гражданством и правовым положением граждан, в соответствии с которой «права и обязанности лица в его отношениях с государством должны быть включены в содержание гражданства». Более того, активно отстаивая эту гипотезу, С. В. Черниченко пишет, что «первая точка зрения практически превращает гражданство в формальное понятие, так как лишает его какого-либо самостоятельного содержания».


Однако подобная критика едва ли может быть признана приемлемой. Она основывается, как мы понимаем, на отказе от собственно нормативной трактовки данного правового явления. Солидаризуясь с необходимостью комплексного анализа явлений гражданства с учетом его различных аспектов и во взаимосвязи с правовым положением личности, нельзя, однако, не отметить, что именно эта позиция, несмотря на содержащийся в ней демократический посыл, лишает гражданство как государственно-правовую категорию какого-либо самостоятельного юридического значения, сводя его к правам и обязанностям личности. В таком случае юридическая конструкция перестает «работать», превращается в аморфную, лишенную юридической определенности категорию. Между тем идея гражданства действительно обладает формальным характером, и в этом смысле оно является определенным юридическим свойством индивида и исчерпывается принадлежностью к государству. Это свойство является условием ряда прав и обязанностей, вытекающих из принадлежности к гражданству государства, однако эти права и обязанности из гражданства априорно нельзя выводить.


В государственно-правовой литературе сложилось известное понимание гражданства как научной категории, определяемой либо через понятие правовой (политико-юридической) принадлежности лица к государству, либо связи лица с государством. Так, С. С. Кишкин в первой в отечественной юриспруденции монографии по вопросам гражданства в середине 20-х гг. прошлого столетия писал, что гражданство есть личная связь индивида с государством.


Однако позднее государствоведение отказалось от категории связи для сознательной характеристики гражданства. В частности, характеризуя понятие гражданства, Д. Гайдуков в 1940 г. уже определял его как принадлежность людей к государству, которая дает гарантированное Конституцией право на активное участие во всей хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни страны и возлагает политические обязанности. Нетрудно заметить, что в основе такого определения лежало описание гражданства, данное в докладе о проекте Закона о гражданстве СССР 1938 г. на второй сессии Верховного Совета СССР: «Гражданство определяет принадлежность лица к государству, определяет правовое положение лица не только внутри государства, но и вне его, в международном общении».


Тем самым по существу делался акцент на «государственном» начале в институте гражданства, а сам он выступал как один из элементов механизма постоянного возобновления превалирования социального над индивидуальным.


Подобное понимание гражданства с различными модификациями вошло в большинство учебников и было воспринято научной литературой, либо прямо посвященной проблеме гражданства, либо рассматривающей ее в ряду других государственно-правовых проблем. Так, А. И. Лепешкин, конструируя определение гражданства, писал, что под гражданством следует понимать принадлежность лица к определенному государству, в силу которой на лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ. Это — общее нормативное определение гражданства как научной категории безотносительно к его сущности и типам.


Проблема гражданства продолжала привлекать внимание исследователей и в последующее время. Различные ее аспекты получили обстоятельную разработку в произведениях В. С. Шевцова, С. И. Руси-новой, А. Х. Махненко, И. Е. Фарбера, Д. Л. Златопольского, В. Баяки, С. В. Черниченко, Н. В. Витрука, Н. И. Матузова, О. О. Миронова и др. Не отягощая работу цитированием определений, отметим, что в целом гражданство и в последующем определялось через категории «связь» или «принадлежность». Синтезируя эти две научные позиции, Б. В. Щетинин, например, писал, что гражданство — это принадлежность физического лица к государству, выражающаяся в устойчивой правовой связи с этим государством.


При этом представляется, что речь шла не просто о поиске терминологически точного обозначения исследуемого явления. В самом деле, институт гражданства в любом государстве выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство является средством и способом защиты прав человека, с другой — институтом защиты прав и интересов государства. Отсюда «принадлежность» и «связь» в их сочетании и взаимодействии выступают в качестве выражения и обеспечения баланса государственного и личного начал в содержании института гражданства. Как пишет О. Е. Кутафин, гражданство есть принадлежность лица к народу государства, порождающая устойчивую правовую связь лица с государством и выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.


* * *


Не ставя своей целью исторический обзор института гражданства, заметим только, что гражданство было известно еще античным государствам. Однако в то отдаленное время гражданство означало прежде всего правовое состояние личности, определяемое ее принадлежностью к господствующему классу, имело в основе своей глубокое социальное неравенство классов и основанное на нем неравноправие людей, закрепленное в нормах права и освященное рабовладельческой идеологией.


Диалектика общественного развития привела к замене античного гражданства в период феодализма институтом подданства, который, в свою очередь, в эпоху буржуазных революций уступил свое место институту гражданства, но наполненному уже иным общественным содержанием. Подданство выступало в качестве определенного правового состояния лица, объективируемого в обязанностях последнего. Быть подданным — значит нести по отношению к государству, точнее, суверену, монарху, персонифицирующему государство (как не вспомнить приписываемое Людовику XIV выражение: «Государство — это я»), обязанности, не обладая правами, прежде всего политическими правами. Иначе говоря, институт подданства есть юридическая форма выражения безусловного подчинения данного индивида носителю верховной власти. Так, вплоть до XIX столетия в России в тексте религиозной присяги самодержцу содержалось положение о том, что присягавший обязывался «послушным и добрым рабом и подданным быть». Что же касается государства и его олицетворения — монарха, — оно никакими обязанностями по отношению к личности не обладало.


Революционная буржуазия XVIII в. выдвинула лозунг: «Нет больше подданных», юридически провозглашенный в ее конституционных актах. На смену подданству пришло понятие гражданства, предполагавшее не только обязанности по отношению к государству, но и наличие у личности определенных прав, обеспеченных обязанностями государства. Государство и личность, во всяком случае в политическом и юридическом идеале, нарисованном великими мыслителями революционного прошлого, выступают и в качестве взаимно обязанных и в качестве взаимно управомоченных феноменов. Институт гражданства складывался в условиях борьбы и революционного преодоления феодализма и включал в качестве главного элемента идею принадлежности гражданину политических прав — на управление государственными и общественными делами — и сопровождался декларированием формального равенства всех перед законом и судом; собственно, сама идея гражданства возникла как идея участия человека в осуществлении государственной власти и управлении и носила революционный, демократический характер.


Институт гражданства, сложившийся в нашей стране после Октября 1917 г., изначально также был наполнен глубоким классовым содержанием. Оно было выражено уже в докладе о союзном гражданстве на второй сессии ЦИК СССР второго созыва в 1924 г., с которым выступил выдающийся советский государственный деятель Г. В. Чичерин: «Декларация прав человека и гражданина в 1791 г. заменила понятие подданного, т. е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти, понятием гражданина, т. е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемом в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявления трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в Советском государстве». Главное, однако, — в указании на участие гражданина, в отличие от подданного, в коллективном волеизъявлении народа, осуществлении государственной власти. Другое дело, что гипертрофия «государственного начала» в ходе последующего социально-политического и экономического развития привела к превращению гражданина в «винтик» огромной государственной машины, лишенный самостоятельной ценности.


Между тем гражданство по своей природе предполагает не только политическую правосубъектность индивида, но известную автономию личности по отношению к государству, обеспечиваемую путем предоставления ей определенных прав и возложения обязанностей на последнее. В противном случае личность низводится до уровня «объекта» права государственной «собственности» и территориального верховенства, а юридическая природа гражданства и государственной территории вольно или невольно отождествляются или, во всяком случае, весьма сближаются по своим характеристикам. Не случайно видный английский юрист-международник Я. Броунли пишет, что «гражданство отчасти представляет собой проблему государственной принадлежности. Оно связано с правовыми категориями, относящимися к территориальному верховенству».


Речь не идет об отождествлении юридической природы гражданства и государственной территории, отсюда проистекает предложение об отказе от характеристики гражданства как принадлежности к государству. В самом деле, гражданин не есть принадлежность государства; гражданство является выражением устойчивой политической и правовой связи личности с государством, содержание которой составляют взаимные права и обязанности. Оно несет в себе глубокое демократическое содержание, основано на народовластии и гуманизме, непосредственно связано с конституционным статусом личности. На это обращалось внимание в определении гражданства, которое содержалось в преамбуле Закона СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР» и которое являлось результатом осознания нового этапа взаимоотношений личности и общества: «Гражданство СССР определяет постоянную политико-правовую связь лица и Советского государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях».


Этот подход был воспринят Законом о гражданстве Российской Федерации, принятым 28 ноября 1991 г. и вступившим в силу 6 февраля 1992 г. Принятие этого закона, как считалось, явилось одним из проявлений процесса дальнейшего укрепления правовых основ государственной и общественной жизни страны, активного совершенствования российского законодательства. Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 г., сохраняя известную преемственность, отличался существенной новизной. Он был значительно богаче по содержанию и объективно обусловлен возрождением суверенной государственности России, преодолением препятствий для интеграции страны в международное сообщество, общедемократическими преобразованиями политической системы общества и гуманистическим видением взаимоотношений личности и государства. Речь шла о переориентации института гражданства, неизменно служившего интересам государства, в том числе на защиту интересов личности: «Гражданство, — говорилось в преамбуле Закона, — есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека».


Законом был решен ряд конкретных правовых проблем, возникших в связи с прекращением СССР и развитием политических, экономических, научно-технических и культурных связей России с другими государствами. Он восполнил те пробелы, которые имелись в данной отрасли законодательства. Важной характеристикой Закона о гражданстве России явилось то, что в нем в значительной мере были учтены сложившаяся в международных отношениях практика регулирования вопросов гражданства и общепризнанные нормы международного общения.


1 июля 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (принят Государственной Думой 19 апреля 2002 г., одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 г., подписан Президентом Российской Федерации 31 мая 2002 г.), который обобщил накопленный опыт государственно-правового регулирования российского гражданства и привнес в эту сферу ряд новелл, обусловленных потребностями практики, сбалансировал различные аспекты функционального назначения этого института как способа и формы защиты интересов государства и как способа и формы защиты интересов личности. В ст. 3 указанного Федерального закона гражданство Российской Федерации также определяется как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.


Это определение характеризует прежде всего политико-юридический аспект гражданства. Однако содержание этой категории не ограничивается лишь политико-юридической ее характеристикой. Гражданство синтезирует наиболее существенные политико-юридические, а также социальные, морально-нравственные, психологические отношения и связи, которые существуют между лицом, обществом и государством. Соответственно этому в гражданстве помимо политико-правового возможно также различать социальный, морально-нравственный, психологический аспекты. Их нельзя изолировать, они взаимно проникают и определяют друг друга.


При этом если социальный, моральный и психологический аспекты гражданства отражают фактические отношения государства и личности, характеризующиеся широкой социальной свободой человека и взаимной ответственностью этих «контрагентов», то Конституция, оформляя данные отношения, устанавливает правовой режим взаимосвязи между личностью и государством.


Социальный аспект гражданства выражается в том, что он «нивелирует» социальные, расовые, национальные или религиозные различия. Гражданству присущи свобода от личной зависимости индивида, полнота прав и свобод и их гарантированность, равенство перед законом и судом и равное участие граждан в осуществлении государственной власти и управлении общественными делами. Оно характеризуется демократизмом и гуманизмом, единством свободы и ответственности граждан.


Раскрывая морально-нравственный (по другой терминологии — морально-политический) аспект гражданства, указывают на его совпадение, тождественность с понятием «патриот», и в связи с этим гражданственность и патриотизм выступают как синонимы, выражающие любовь и верность своей Родине.


Психологический аспект гражданства выражается в сознании принадлежности к числу граждан Российской Федерации, причастности к историческому прошлому, настоящему и будущему своей Родины и восприятии самого себя в качестве носителя частицы власти многонационального народа Российской Федерации.


Такое понимание гражданства позволяет учесть многообразие аспектов и богатство содержания этой сложной категории и получить адекватное действительности представление о гражданстве государства, которое противостоит восприятию гражданства как простого юридического факта, с которым связано наступление для личности определенных правовых последствий. В данном контексте гражданство есть устойчивая политико-юридическая, а также социальная, нравственная, психологическая связь личности и государства, обусловливающая обладание индивидом, принадлежащим к гражданству государства, гарантированными Конституцией правами и свободами, а также защитой и покровительством государства за границей и его подчинение суверенной государственной власти. Иначе говоря, гражданство означает определенную политико-юридическую, а в идеале — и социальную, нравственную и психологическую общность индивида и государства. Речь не идет, разумеется, об их тождестве, личность и общество, а также государство как его политико-правовое оформление с точки зрения законов диалектики являются противоположностями, но такими противоположностями, которые стремятся к единству.


Как видно из данного определения, для гражданства характерны следующие элементы: а) индивид, физическое лицо, находящееся под территориальным и личным (персональным) верховенством государства; б) государство, обладающее по отношению к индивиду личным и территориальным верховенством; в) устойчивая социальная, нравственная, психологическая и политико-юридическая связь личности и государства; г) взаимные публичные права и обязанности личности и государства как юридическая форма выражения этой связи.


Таким образом, гражданство в юридической форме выражает отношения между личностью и обществом и заключается в сочленстве индивида в государстве, содержание которого определяется в конечном счете конституционным строем. Его юридическая природа наиболее рельефно и выпукло выражается в принципах этого института конституционного права. Их зачастую именуют основными чертами, особенностями гражданства. Очевидно, существенной ошибки в подобной подмене терминов нет, это — явления одного порядка. Однако если черты, особенности призваны прежде всего раскрыть социальную сущность гражданства, то функциональная нагрузка принципов иная — раскрыть его юридическую природу и установить общие начала конституционного регулирования гражданства.


Представляется уместным и следующее замечание. Вопрос о принципах любого института права тесно связан с вопросом о принципах отрасли права, а он, в свою очередь, — с вопросом об общих для всего права принципах. На уровне философского обобщения они соотносятся как общее, особенное и единичное. Общие для всей системы права принципы в отраслях, а также в институтах преломляются сквозь призму тех отношений, которые регулируются данной совокупностью правовых норм.


Кроме того, следует подчеркнуть форму выражения правовых принципов. В отличие от принципов правосознания правовые принципы выражены в нормах права непосредственно. Говоря иначе, они также имеют нормативное значение, являются наиболее общими правилами, предопределяющими применение всех иных норм соответствующего института. Не случайно ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. так и называется — «Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации». Тем самым действующий Федеральный закон одновременно подводит определенный итог и теоретическим исследованиям в этой сфере, и предшествовавшей практике государственно-правового регулирования отношений гражданства:


1. В частности, гражданство Российской Федерации основывается на принципе демократизма и гуманизма. Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут создавать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Тем самым формулируется запрет дискриминации по указанным признакам и одновременно содержится совершенно определенная ориентация для органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации и всех правоприменителей, включая и суды.


При этом государство в силу его суверенитета в лице соответствующих органов самостоятельно в установлении условий, оснований и порядка приобретения и утраты гражданства, в правовом регулировании отношений гражданства, но пределы усмотрения последних, в частности федерального законодателя, ограничены конституционными принципами. Наряду с этим в соответствии с принципом добросовестного выполнения своих международных обязательств Российская Федерация с уважением относится к международно-правовым нормам о гражданстве, выработанным с его участием. Более того, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено указанным Федеральным законом, то применяются правила международного договора.


2. Гражданство Российской Федерации является единым. Тем самым гражданство выступает способом интеграции федеративного государства и обусловлено государственным единством и целостностью Российской Федерации. Кроме того, единство гражданства означает признание Российской Федерацией двойного гражданства лишь в случае его возникновения на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.


3. Гражданство Российской Федерации является равным. Все граждане Российской Федерации равны перед законом и судом независимо от оснований приобретения гражданства (рождение, натурализация и др.). Это также означает отсутствие каких бы то ни было ограничений прав человека в зависимости от того, как и когда он приобрел свое гражданство; все граждане Российской Федерации обладают одинаковым конституционным статусом.


4. Гражданство отличается внеэтническим характером, граждане независимо от их национальных различий и расовой принадлежности имеют равные права во всех областях хозяйственно-экономической, политической, социальной и культурной жизни.


5. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Тем самым Федеральный закон подчеркивает, что гражданство Российской Федерации означает не просто территориальное верховенство Российской Федерации, распространяющееся на всех физических лиц, проживающих на территории Российской Федерации, — граждан, апатридов, иностранцев, но и личное верховенство, распространяющееся на граждан Российской Федерации независимо от места их проживания.


6. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Отсюда в том числе следует, что гражданин и государство в правоотношениях гражданства выступают в качестве равных субъектов; при этом гражданин обладает широкой автономией и гарантирован от произвола государства.


7. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.


8. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.


* * *


В конституционно-правовой литературе термин (и понятие) «гражданство» употребляется в нескольких смыслах. Прежде всего гражданство рассматривается в виде определенного правоотношения между лицом и государством. Лицо в качестве одной стороны этого правоотношения подчинено суверенитету отечественного государства безотносительно к пространственной сфере своего пребывания. Государство же в качестве другой стороны данного правоотношения не только вправе требовать верности себе со стороны этого лица, но и обязано предоставить ему определенные права и обеспечить их защиту в соответствии с принятым порядком как в пределах территориального верховенства государства, так и за границей. Подобное понимание гражданства как правоотношения между лицом и государством — общего или конкретного — завоевывает все больше сторонников в науке права и представляется весьма плодотворным. В самом деле, граждане находятся под территориальным верховенством Российской Федерации. Оно означает распространение на них суверенитета, власти государства, как и на других субъектов права, на всей его территории. Характер этого правоотношения выражен в лапидарной формуле Основного Закона Российской Федерации: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ст. 4, ч. 1).


Разумеется, это не является отличительной особенностью только правоотношений гражданства. Территориальное верховенство государства распространяется также на иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих на его территории, за исключением ограниченного круга лиц, обладающих так называемой экстерриториальностью. В отличие от них граждане находятся одновременно и под личным (персональным) верховенством государства, и в состоянии личной связи с государством.


Личное верховенство государства над гражданами имеет внеисторический характер. Оно было характерно еще для античного гражданства и с различными модификациями сохранялось в последующие эпохи государственно-правового развития человечества. Новое время коренным образом изменило характер взаимоотношений государства и индивида, выступающего в качестве полноправного гражданина, равного с другими гражданами. Личное верховенство государства при этом выступает в правовой оболочке в качестве особого правоотношения между государством и гражданами, которому присущи и особые права и обязанности. Личное верховенство государства означает возложение на гражданина обязательства верности государству. Отказ от верности государству, государственная измена расцениваются Конституцией и всей общественной моралью как тягчайшее преступление перед народом. Это особое, первичное правоотношение характеризуется правом граждан за границей на основании Конституции пользоваться защитой и покровительством государства (следовательно, обязанностью государства предоставлять защиту и покровительство своим гражданам за границей) и возложением на граждан особых обязанностей, которых не несут лица, не являющиеся субъектами такого правоотношения (иностранцы, лица без гражданства), — оберегать интересы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета, защищать Отечество и др. (следовательно, право государства требовать от граждан добросовестного выполнения соответствующих обязанностей). Именно личное (а не территориальное) верховенство является легальной основой признания права государства распространять свою власть на отечественных граждан за пределами своей государственной территории, а граждане и за пределами Родины обязаны добросовестно выполнять свои гражданские обязанности и подчинены юрисдикции отечественного государства.


В качестве другого аспекта понятия гражданства оно рассматривается как субъективное право лица на принадлежность к государству. В обоснование выдвигаемого тезиса обычно ссылаются на соответствующие положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г., п. 1 ст. 15 которой гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство». Основание для такого толкования дают и некоторые иные международно-правовые документы, включая Конвенцию о правах ребенка 1989 г. Весьма определенна была ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными 17 июня 1993 г., также установившая, что каждый человек имеет право на гражданство.


Подобная квалификация гражданства, однако, требует некоторых объяснений. По-видимому, не случайно действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» отказался от столь категоричной формулировки, что, разумеется, не означает отказа от самого принципа и не освобождает государство от обязанности демократическим образом и с соблюдением своих международных обязательств нормировать отношения по признанию и приобретению гражданства или его изменению и прекращению.


В самом деле, как известно, субъективное юридическое право есть мера возможного поведения и пользования социальным благом; оно осуществляется, как правило, личным иждивением индивида. Между тем гражданство чаще всего предоставляется независимо от ясно выраженной воли и желания лица или его законных представителей. Для большинства граждан это есть объективный фактор, не требующий субъективного волеизъявления. С другой стороны, гражданство, т. е. состояние в числе граждан государства само по себе еще не предоставляет субъекту какого-то определенного социального блага, оно является условием и основанием предоставления личности прав и гарантируемых ими социальных благ в полном объеме. Гражданство есть политико-юридическая основа правового статуса индивида во всей его полноте, оно является элементом последнего и означает сочленство индивида в государстве; следовательно, право индивида на гражданство означает обязанность государства предусмотреть условия и порядок предоставления гражданства, которые не могут носить дискриминационный характер или применяться произвольно.


Без подобной оговорки анализируемая постановка проблемы приводит к смешению государственно-правового и международно-правового аспектов гражданства. Между тем они различаются не только по существу, но и чисто терминологически, обозначаясь, например, в английском языке соответственно «citizenchip» и «nationality». Для международного права юридическое значение гражданства заключается главным образом в легализации права государства защищать права и интересы своих граждан и организаций за границей. В этом смысле гражданством государства могут обладать не только физические, но условно и юридические лица — организации, учрежденные по законам этого государства на территории другого государства по соглашению с последним. Гражданство в данном случае означает национальную (государственную) принадлежность (nationality). Это находит подтверждение и в международно-правовой практике.


Что же касается государственно-правового аспекта гражданства, то он выражается в определенном стандарте отношений между государством и личностью, признаваемой гражданином или приобретающей гражданство, а также государством и его гражданами, пребывающими на территории отечественного государства или вне его. Этот институт конституционного права регулирует взаимоотношения государства и личности, а не правоотношения между государствами в связи с учреждением на их территории юридических лиц или пребыванием иностранцев.


В обоснование тезиса о том, что гражданство является субъективным правом, подлежащим рассмотрению в ряду иных конституционных прав, часто ссылаются на право оптации. Однако эта ссылка отнюдь не служит доказательством его истинности. Оптация, т. е. избрание лицом одного из двух или более гражданств основывается не на факте или не только на факте кумуляции им различных гражданств, а исключительно на основании международного договора, трансформированного в национальном (внутригосударственном) законодательстве. Каждое государство, в гражданстве которого состоит такое лицо, вправе считать его своим гражданином со всеми вытекающими отсюда последствиями. Разумеется, в подобном случае создается известная неопределенность, но она ликвидируется не национальным законодательством, а международно-правовым актом, договором между государствами, который регулирует не отношения типа «государство — оптант», а отношения типа «государство — государство».


Таким образом, гражданство действительно может рассматриваться в качестве субъективного конституционного права, которое, однако, существенно отличается от иных конституционных прав. Его содержание включает ряд правомочий, реализация которых далеко не всегда требует субъективного волеизъявления гражданина: каждый человек независимо от места рождения при наличии соответствующих условий, установленных законом, имеет право на признание его гражданином; гражданство означает право индивида на защиту его прав человека и гражданина государством, в том числе за его пределами; гражданство есть право пребывать на территории государства или за его пределами; гражданство означает право на участие в государственной власти; гражданство включает равенство перед законом и судом и др.


Гражданство, однако, может рассматриваться также в качестве суверенного права государства. Государство самостоятельно, поскольку это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и его международным договорам, устанавливает условия и порядок признания, приобретения или прекращения гражданства, публично-правовой статус граждан, по праву защищает своих граждан за пределами собственной территории и оказывает им покровительство в их отношениях с иными государствами и т. п.


Наконец, нормы конституционного права, регулирующие отношения гражданства, образуют самостоятельный государственно-правовой институт. Они регулируют отношения между государством и личностью по поводу признания, приобретения и утраты гражданства. Однако здесь вновь встает вопрос о соотношении этого института государственного права с международно-правовым институтом гражданства.


Как известно, в современном международном праве сложилась новая отрасль, определяющая обязанности государств по обеспечению всем людям, независимо от расы, пола, языка, религии и иных условий основных прав и свобод человека. Развивающиеся в межгосударственных отношениях интеграционные процессы постоянно приводят к тому, что права человека и вопросы гражданства приобретают тенденцию регулироваться международным правом непосредственно. Сегодня, однако, едва ли можно констатировать, что индивид в полной мере является субъектом международного права и может претендовать на участие в отношениях, регулируемых нормами этой системы права. Эти вопросы продолжают оставаться в основном внутренними делами каждого суверенного государства, которое самостоятельно устанавливает порядок и условия приобретения и утраты гражданства, а также объем, содержание и систему гарантий сопутствующих гражданству прав и свобод. Что же касается международного права, то оно определяет взаимные обязательства государств по обеспечению прав человека. Для международного права безразлично, является ли лицо гражданином того или иного государства, чтобы возложить на это государство обязанность обеспечить индивиду, находящемуся под его юрисдикцией, права человека в соответствии со сложившимся «международным стандартом». Человек находится под покровительством международного права независимо от своего гражданства. Однако гражданство имеет непосредственное значение для установления объема прав и свобод, которые государство обязано предоставить в соответствии со своими международными обязательствами индивиду — гражданину, иностранцу, лицу без гражданства.


Соотношение государственно-правового и международно-правового институтов гражданства составляет часть более общей проблемы соотношения международного и внутригосударственного права вообще: приоритет применения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, установленный Конституцией Российской Федерации, действует и в отношениях гражданства. При этом, однако, следует учитывать, что нормы международного права о гражданстве, создаваемые в результате взаимодействия государств, выражают известный компромисс между ними; они устанавливают общие рамки правового регулирования отношений гражданства с учетом интересов всех участников межгосударственного общения и на основе принципа государственного суверенитета. Сотрудничество государств в этой сфере заключается в унификации правового регулирования отношений гражданства и в самом общем виде сводится к предупреждению и разрешению коллизий по вопросам гражданства.




Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание

Настоящее издание является результатом многолетних теоретических обобщений, посвящено фундаментальным проблемам отечественного конституционализма, отличается новизной подходов и предлагаемых решений. Многие содержащиеся в книге суждения имеют прямое отношение к формированию отечественной конституционно-правовой доктрины и практического конституционализма, адекватных потребностям современного этапа развития Российской Федерации. Для научных и практических работников, преподавателей и студентов, всех, кто интересуется вопросами теории и практики конституционализма. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/chelovek_narod_gosudarstvo_v_konstitutsionnom_stroe_rossiyskoy_federatsii/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
Юридическая Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание

Юридическая Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание

Юридическая Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание

Настоящее издание является результатом многолетних теоретических обобщений, посвящено фундаментальным проблемам отечественного конституционализма, отличается новизной подходов и предлагаемых решений. Многие содержащиеся в книге суждения имеют прямое отношение к формированию отечественной конституционно-правовой доктрины и практического конституционализма, адекватных потребностям современного этапа развития Российской Федерации. Для научных и практических работников, преподавателей и студентов, всех, кто интересуется вопросами теории и практики конституционализма. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/chelovek_narod_gosudarstvo_v_konstitutsionnom_stroe_rossiyskoy_federatsii/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание" (Эбзеев Б.С.) охраняются законодательством!