Юридическая Под ред. Малько А.В. Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2015
ISBN: 9785392189335
Язык:
Объем текста: 484 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Правотворческая политика как особая форма реализации правовой политики (А. В. Малько)

2. Правообразование, правотворчество, правотворческая политика (В. В. Трофимов)

3. Принципы и приоритеты современной российской правотворческой политики (Н. В. Исаков, А. П. Мазуренко)

4. Цели и средства правотворческой политики (В. В. Нырков). 5. Юридическая техника в правотворческой политике (А. В. Малько, М. А. Костенко)

6. Экспертиза как элемент правотворческой политики (Н. В. Мамитова)

7. Формы и методы правотворческой политики (А. П. Мазуренко)

8. Российская правотворческая политика в сфере интеграции международного внутригосударственного права (В. С. Хижняк)

9. Правотворческая политика в сфере создания Евразийского экономического союза (В. В. Елистратова)

10. Законотворческая (законодательная) политика (В. А. Рудковский)

11. Правотворческая политика Президента Российской Федерации (К. Е. Игнатенкова)

12. Правотворческая политика Правительства РФ (М. П. Петров, А. Ю. Соколов)

13. Ведомственная правотворческая политика (Ю. Г. Арзамасов)

14. Законотворческая политика субъектов Российской Федерации (А. П. Мазуренко, И. Н. Исаков)

15. Муниципальная правотворческая политика (С. В. Корсакова)

16. Локальная правотворческая политика (Ю. М. Никитенко)

17. Нетипичные (нетрадиционные) субъекты правотворческой политики (Д. В. Храмов)

18. Правотворческая политика в сфере осуществления правосудия (С. Ф. Афанасьев, С. А. Семикина)

19. Правотворческая политика в сфере осуществления прав и свобод человека и гражданина (Н. И. Сухова)

20. Правотворческая поощрительная политика (Е. В. Типикина)

21. Юридическая ответственность органов представительной власти и депутатов как инструмент правотворческой политики (Р. С. Маркунин)

22. Информационные ресурсы правотворческой политики (О. Л. Солдаткина)

23. Правотворческая политика в сфере интернет-отношений (А. С. Анисимова)

24. Правотворческие ошибки и правотворческая политика (А. В. Малько)

25. Оптимизация правотворческой политики в условиях глобализации (А. П. Мазуренко, Е. П. Рысина). Концепция правотворческой политики в Российской Федерации (Проект)

Сведения об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



8. Российская правотворческая политика в сфере интеграции международного внутригосударственного права
(В. С. Хижняк)


В мире постоянно существует и развивается множество правовых систем. Все они могут в той или иной мере влиять друг на друга, однако наиболее часто происходит взаимодействие национальных правовых систем не друг с другом, а с системой международного права. Международное право призвано уравновешивать интересы участвующих в международных отношениях государств, помогать им вырабатывать взаимовыгодные решения глобальных проблем.


Под «интеграцией» (от лат. integrum — «целое»; лат. integratio — «восстановление», «восполнение») принято понимать объединение, взаимопроникновение, образование взаимосвязей. Следовательно, интеграцию международного и внутригосударственного права можно охарактеризовать как процесс взаимопроникновения и образования связей между соответствующими правовыми системами. Безусловно то, что определенные связи между международным и внутригосударственным правом существовали всегда. Само возникновение международного права было бы невозможным не будь государств с их правовыми системами. Тем не менее в современную эпоху отношения между двумя рассматриваемыми правовыми системами приобретает новый характер.


Как указывается в Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в 2013 г., «стремительное ускорение глобальных процессов в первом десятилетии XXI в., усиление новых тенденций в мировом развитии требуют по-новому взглянуть на ключевые направления динамично меняющейся ситуации в мире, переосмыслить приоритеты внешней политики России с учетом ее возросшей ответственности за формирование международной повестки дня и основ международной системы».


В науке международного права есть несколько теорий о соотношении международного и внутригосударственного права. То, какая из них используется государством, зависит от его правовой политики. Современная правовая политика Российской Федерации по этому вопросу строится на основе дуалистической теории о соотношении международного и внутригосударственного права. Смысл этой теории сводится к тому, что международное и внутригосударственное право являются равными правовыми системами, ни одна из них не превалирует над другой. Обе правовые системы обладают точками соприкосновения (сферами, в которых возможно совместное регулирование отношений нормами соответствующих правовых систем). Практическое удобство этой теории заключается в том, что она, не нарушая принципа добросовестного соблюдения международных обязательств, позволяет государствам выбирать для себя эти обязательства. Во второй половине XX в. эта теория приобрела особую популярность и используется как основа правовой политики в сфере интеграции большинством современных государств.


Вывод о том, что эта теория является одной из научных основ правотворческой политики Российской Федерации, можно сделать из анализа положений Конституции РФ.


Конституция Российской Федерации 1993 г. стала первой конституцией нашего государства, в которой появились конкретные нормы о соотношении российского и международного права. Статья 15 гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Важно подчеркнуть, что эта норма закреплена не как «рядовая» конституционная норма, а в качестве нормы высшего порядка — общеправового принципа (для права России) и одной из основ конституционного строя РФ. Кроме того, в Конституции есть и другие нормы, указывающие на характер соотношения российского права с международным (например, п. «г» ст. 106, п. «г» ч. 2 ст. 125).


Все же в современной российской науке существует спор о том, каким, исходя из Конституции, должно быть это соотношение. Мнения ученых различны. Одни (О. Н. Хлестов и др.), полагают, что Конституция указывает на примат международного права над внутригосударственным, другие (И. И. Лукашук, В. Г. Игнатенко и др.) полагают, что из смысла статей Конституции следует, что российское и международное право — это две самостоятельные правовые системы.


Основной довод сторонников концепции примата международного права состоит в том, что Конституция Российской Федерации 1993 г., установив, что в случае противоречия между нормами российского права и положениями международных договоров РФ применяются последние, практически признала примат международного права. Однако это довольно спорный аргумент, поскольку современный дуализм не допускает возможности использования норм национального законодательства, если они не соответствуют международным обязательствам государства. На правовую систему Российской Федерации оказывают влияние только заключенные и ратифицированные ею договоры, которые, в свою очередь, не могут быть ратифицированы, если они противоречат Конституции РФ. Б. Л. Зимненко верно отмечает: «Конституция РФ в рамках правовой системы России обладает высшей юридической силой по отношению ко всем внутригосударственным нормативным актам и нормам, предусмотренным международным правом».


Межгосударственные договоры, не ратифицированные или не опубликованные официально, не могут иметь преимущества перед российскими законами. Значит, и правила соотношения юридической силы норм законов и договоров в правовой системе РФ различны для договоров, обладающих приоритетом и не обладающих им. Более того, Конституционный Суд РФ может рассматривать вопрос о соответствии не вступивших в силу международных договоров Конституции РФ. А это значит, что прежде, чем войти в правовую систему Российской Федерации, договор может быть подвергнут проверке на соответствие ее Конституции. В случае его несоответствия Конституции договор не будет включен в правовую систему РФ. Договоры, ратифицированные и вступившие в свою законную силу, — это договоры, как правило, прошедшие такую проверку. Тот факт, что норма национального права противоречит норме такого договора, говорит о том, что такая норма противоречит и Конституции, а, значит, применение нормы договора, соответствующей ей, будет вполне оправдано.


Сторонники примата международного права приводят в поддержку своего мнения и аргументы неправового характера, например, оправдывая необходимость признания приоритета международного права интеграционными процессами в международных отношениях и т. д. Однако не следует забывать, что каждое государство вступает в эти процессы только в том случае и в той степени, в которой это отвечает его интересам. Мы еще не пришли к построению единого государства, и у каждого субъекта международного права продолжают оставаться свои интересы, часто не совпадающие с интересами других субъектов. Другое дело, что каждое государство обязано соблюдать основные принципы международного права, предписывающие осуществление сотрудничества, всеобщее уважение прав человека и т. д. Но, соблюдая их, не обязательно признавать приоритет всех норм международного права над внутригосударственным. И если признать таковой, то, пожалуй, логично будет отказаться и от ратификации международных договоров, и от их проверки на соответствие Конституции. Ведь, если государство участвовало в разработке договора, значит, оно уже выразило свою точку зрения относительно его. Однако ни на международном, ни на внутригосударственном уровнях от официального выражения согласия на обязательность договора еще не отказываются, следовательно, у этого института есть определенная практическая значимость.




Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Второе издание курса лекций «Правотворческая политика в современной России» является междисциплинарным и комплексным, охватывающим темы, посвященные проблемам усовершенствования правотворческого процесса. В книге правотворческая политика рассматривается как особая форма реализации политики правовой, как ее специфическая разновидность.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июнь 2015 г.<br /> Издание рассчитано на магистрантов и аспирантов юридических вузов, депутатов, ученых-юристов и практиков.

249
Юридическая Под ред. Малько А.В. Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Юридическая Под ред. Малько А.В. Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Юридическая Под ред. Малько А.В. Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Второе издание курса лекций «Правотворческая политика в современной России» является междисциплинарным и комплексным, охватывающим темы, посвященные проблемам усовершенствования правотворческого процесса. В книге правотворческая политика рассматривается как особая форма реализации политики правовой, как ее специфическая разновидность.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июнь 2015 г.<br /> Издание рассчитано на магистрантов и аспирантов юридических вузов, депутатов, ученых-юристов и практиков.

Внимание! Авторские права на книгу "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание" (Под ред. Малько А.В.) охраняются законодательством!