Юридическая Под ред. Малько А.В. Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2015
ISBN: 9785392189335
Язык:
Объем текста: 484 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Правотворческая политика как особая форма реализации правовой политики (А. В. Малько)

2. Правообразование, правотворчество, правотворческая политика (В. В. Трофимов)

3. Принципы и приоритеты современной российской правотворческой политики (Н. В. Исаков, А. П. Мазуренко)

4. Цели и средства правотворческой политики (В. В. Нырков). 5. Юридическая техника в правотворческой политике (А. В. Малько, М. А. Костенко)

6. Экспертиза как элемент правотворческой политики (Н. В. Мамитова)

7. Формы и методы правотворческой политики (А. П. Мазуренко)

8. Российская правотворческая политика в сфере интеграции международного внутригосударственного права (В. С. Хижняк)

9. Правотворческая политика в сфере создания Евразийского экономического союза (В. В. Елистратова)

10. Законотворческая (законодательная) политика (В. А. Рудковский)

11. Правотворческая политика Президента Российской Федерации (К. Е. Игнатенкова)

12. Правотворческая политика Правительства РФ (М. П. Петров, А. Ю. Соколов)

13. Ведомственная правотворческая политика (Ю. Г. Арзамасов)

14. Законотворческая политика субъектов Российской Федерации (А. П. Мазуренко, И. Н. Исаков)

15. Муниципальная правотворческая политика (С. В. Корсакова)

16. Локальная правотворческая политика (Ю. М. Никитенко)

17. Нетипичные (нетрадиционные) субъекты правотворческой политики (Д. В. Храмов)

18. Правотворческая политика в сфере осуществления правосудия (С. Ф. Афанасьев, С. А. Семикина)

19. Правотворческая политика в сфере осуществления прав и свобод человека и гражданина (Н. И. Сухова)

20. Правотворческая поощрительная политика (Е. В. Типикина)

21. Юридическая ответственность органов представительной власти и депутатов как инструмент правотворческой политики (Р. С. Маркунин)

22. Информационные ресурсы правотворческой политики (О. Л. Солдаткина)

23. Правотворческая политика в сфере интернет-отношений (А. С. Анисимова)

24. Правотворческие ошибки и правотворческая политика (А. В. Малько)

25. Оптимизация правотворческой политики в условиях глобализации (А. П. Мазуренко, Е. П. Рысина). Концепция правотворческой политики в Российской Федерации (Проект)

Сведения об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



2. Правообразование, правотворчество, правотворческая политика
(В. В. Трофимов)


Важное место в решении вопроса, содержанием которого является повышение качества правового воздействия на социальные отношения, отводится правотворческой политике, которая на основе изучения социальных и правовых закономерностей призвана способствовать формированию эффективного механизма правового регулирования. К числу необходимых для решения данной задачи знаний относятся научные представления о закономерностях, связанных с процессом образования права. Ведь во многом именно их правильным осмыслением определяется уровень современного правотворчества, действенность принимаемых правовых актов. На этой же основе прогнозируются пути совершенствования функционирующего законодательства и правовой системы в целом. Тем более это применимо к нуждам современной России, перед которой ставится задача комплексной модернизации, что требует качественного правового обеспечения и прочной нормативной основы.


Проблема правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества закона, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе. Изучение проблемы образования права помогает найти ответ на важный и актуальный вопрос: относится ли юридическая (правовая) норма к числу «изобретений», искусственных творений, создаваемых субъектами правотворчества, или же правовая норма — это итог более сложного объективного процесса, который происходит в недрах самой социально-правовой жизни, символизируя факты ее зарождения и развития?


Правовая норма в большинстве случаев характеризуется как результат сознательной деятельности людей (законодателей), и это стало во многом стереотипным представлением, укорененным в массовом человеческом сознании. Однако правовую норму не следует рассматривать исключительно как продукт законодательной (правотворческой) активности, правотворческой воли. Правовая норма привносится в волевые рамки субъектов правотворчества извне, под влиянием факторов, которые существуют еще до того, как начинается процесс правотворчества. Именно эти объективные факторы (экономика, политика и пр.) оказывают первоначальное воздействие на формирование права, находясь вне каждого отдельного законодательного акта и предшествуя ему. Такое представление способствует более глубокому изучению особенностей процесса правообразования, а также создает предпосылки для ограждения правотворческой деятельности от вредного для нее субъективизма.


Часто происходит практически полное отождествление правообразования с правотворчеством. Как верно замечают Д. И. Луковская и М. А. Капустина: «Правообразование, как правило, сводится к процессу правотворчества, субъектами которого рассматриваются органы государственной власти, прежде всего законодательные органы». Однако такое понимание не соответствует (или не в полной мере соответствует) действительным процессам, происходящим в правовой жизни общества и в силу которых создается его нормативно-регулятивная система. В процессе правообразования наряду с государством огромная роль принадлежит непосредственно социальным предпосылкам или факторам, которыми изначально определяются содержание правовых норм и параметры их построения в систему.


В то же время не следует понимать правообразовательный процесс только как объективный, не зависящий от разумной деятельности людей (народа и его представителей в лице законодательных и иных правотворческих органов). Иначе эти субъекты могли бы рассматриваться лишь как некие бесчувственные (неодушевленные и самостоятельно не мыслящие) машины, регистрирующие правовые импульсы, исходящие из глубин социально-правовой жизни. Однако такое восприятие вряд ли уместно и целесообразно. Помимо своей ошибочности, оно существенно снижало бы авторитет государства как специально созданной людьми особой организации публичной власти, призванной упорядочивать различные социально-правовые процессы.


Элементы права (нормы, принципы, юридические конструкции) — это одновременно и результат естественно-исторического развития общества, и творение разума и воли человека, людей, социальных групп, действующих сегодня, сейчас. Такая трактовка во многом соответствует выработанным и апробированным в правовой науке методологическим положениям социального детерминизма, которые «позволяют понимать действия законодателя не как действия, сводящиеся к механической регистрации импульсов общественной жизни, наподобие, например, того, как игла электрокардиографического аппарата регистрирует сердцебиение или игла сейсмографа — толчки земли. Это творческие действия, при совершении которых законодателю предоставляется в пределах, ограниченных естественной и социальной обусловленностью, относительно широкое усмотрение для выбора и решений, а также для активной деятельности не только по отражению естественных и социальных реальностей, но и по упорядочению, направлению и регулированию их развития».


Ф. А. фон Хайек, выражая свое понимание относительно эволюции социальных норм и институтов, высказывал интересное на этот счет суждение: «Культурная эволюция не является продуктом разума, сознательно проектирующего институты, а представляет собой результат процесса, в котором культура и разум развиваются в постоянном взаимодействии и переплетении. Это, кажется, теперь начинают понимать. Вероятно, имеется не более оснований утверждать, что мыслящий человек создал свою культуру, чем утверждать, что культура создала его разум».


Бинарному (дуалистическому) пониманию процесса генезиса права соответствуют определения, которые предлагаются в современной юридической литературе. Так, В. А. Муравский в русле разработки концепции «актуального права» отмечает: «Образование актуальных правовых норм происходит двойственным путем: как стихийно-индивидуально, так и планомерно-сознательно …Дуалистический характер актуального правообразования означает, что реальные юридические нормы создаются как гражданским обществом, индивидами, так и (в политическом, правовом, но не социальном смысле) организацией, государством».


Таким образом, при моделировании картины правообразовательного процесса важно опираться на комплексный подход, который учитывает и естественно-социальное начало в правообразовании, и роль законодателя (в широком смысле этого слова) в создании необходимых обществу правовых норм. При этом последним, т. е. законодателем, эти нормы должны формулироваться не произвольно (как вздумается правотворческому субъекту), а реально отражать социальные правообразующие факторы, складывающиеся на их основе социальные правовые интересы и соответствующие этим интересам правовые идеи, которые и будут находить свое закрепление в нормах правовых актов. И. В. Михайловский по этому поводу писал: «Каждый закон возникает не по капризу законодателя, а вызывается потребностями жизни…».


Правообразование — это осуществляющийся под воздействием разнообразных факторов общественного развития, получающих свое преломление в юридически значимых социальных интересах и последующее отражение в правовых идеях, двуединый процесс спонтанного (общесоциального) и планомерно-рационального (правотворческого) формирования системы правовых норм, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений. Спонтанное и планомерно-рациональное начала в правообразовательном процессе находятся в функциональной взаимосвязи, которая обеспечивается действием механизмов восходящей и нисходящей легитимации (формализации или санкционирования спонтанного права — в первом случае и социализации позитивного права — во втором).


Способы создания права, которые были выработаны в ходе правовой эволюции, соответственно, можно подразделить на два основных типа. Это деление производится в зависимости от того, является или не является создание права результатом сознательной и планомерно осуществляемой деятельности. Процесс создания права, в котором сознательная и планомерная деятельность играет незначительную роль, называется спонтанным (общесоциальным). В свою очередь, создание права, при котором его творец сознает, что он создает право и действует более или менее планомерно, является сознательным (рациональным). В последнем случае речь идет собственно о правотворчестве, которое в условиях современного общества является преобладающим способом создания правовых норм.


Между этими названными двумя типами правообразовательного процесса существует достаточно тесная взаимосвязь. Как отмечает Л. С. Явич: «Надо только иметь в виду, что при спонтанном (стихийном) правообразовании дело не обходится без сознательной деятельности людей, а в планомерно-сознательное развитие законодательства постоянно проникают элементы стихийного образования правоотношений…, которые законодатель вынужден санкционировать, если такие отношения вызваны потребностью «нормального и эффективного производства».


Различие между двумя основными типами правообразования сводится в главном к степени осознания людьми того факта, что в процессе своей деятельности они формируют правила правового поведения в обществе. В первом случае степень этого осознания невелика, и поэтому нормы права вырабатываются как бы сами собой, выражая устоявшиеся модели поведения, которые оказываются наиболее удобными, привычными и укрепляющими основания данной социальной системы. Вырабатываются они в течение достаточно длительного периода времени, сохраняя самые существенные модели взаимодействия между людьми, проверяя их истинность и справедливость, если можно так выразиться, в веках и на просторах исторического бытия. Для этих норм не существует необходимости в оперативных (обусловленных текущим моментом) изменениях, и поэтому они более консервативны. В этом заключаются и отдельные их минусы, но, безусловно, в этом их и главный плюс (с помощью таких норм, по сути, цементируются некие фундаментальные основания системы права, система приобретает устойчивость и прочность).


Спонтанное правообразование можно определить как объективный процесс складывания новых форм общения людей, заинтересованного практического взаимодействия, в рамках которого люди постепенно осознают и обозначают свои возможности (правомочия) и свой долг (обязанности) по отношению друг к другу, достигают соглашения без строгого оформления взаимных прав и обязанностей в каких-либо письменных (официальных) источниках.


Результирующей формой правообразования спонтанного типа является, по общему правилу, правовой обычай (обычное право). Обычай становится «правовым» (в формально-юридическом смысле), наделяясь соответствующей санкцией государства. «Санкционировать» в данном случае означает «утверждать, разрешать, одобрять, давать санкцию, признавать законным, правильным какую-либо деятельность и ее результаты». Здесь имеет место возникновение позитивного права путем санкционирования, которое состоит в государственном закреплении и наделении какого-либо ранее сложившегося правила поведения или общественного отношения свойством обязательности. Оно сообщает объективно сложившейся норме государственную авторитетность и гарантированность. Санкционирование есть признание полезности, необходимости и государственной обязательности правила поведения, ранее существовавшего в форме обычая, делового обыкновения, традиции и т. д. Оно призвано возвести в ранг права ту практику социальной регуляции, которая ранее не имела юридического характера.




Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Второе издание курса лекций «Правотворческая политика в современной России» является междисциплинарным и комплексным, охватывающим темы, посвященные проблемам усовершенствования правотворческого процесса. В книге правотворческая политика рассматривается как особая форма реализации политики правовой, как ее специфическая разновидность.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июнь 2015 г.<br /> Издание рассчитано на магистрантов и аспирантов юридических вузов, депутатов, ученых-юристов и практиков.

249
Юридическая Под ред. Малько А.В. Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Юридическая Под ред. Малько А.В. Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Юридическая Под ред. Малько А.В. Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание

Второе издание курса лекций «Правотворческая политика в современной России» является междисциплинарным и комплексным, охватывающим темы, посвященные проблемам усовершенствования правотворческого процесса. В книге правотворческая политика рассматривается как особая форма реализации политики правовой, как ее специфическая разновидность.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июнь 2015 г.<br /> Издание рассчитано на магистрантов и аспирантов юридических вузов, депутатов, ученых-юристов и практиков.

Внимание! Авторские права на книгу "Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. 2-е издание" (Под ред. Малько А.В.) охраняются законодательством!