Юридическая Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник

Теория государства и права. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 01.07.2016
ISBN: 9785392213764
Язык:
Объем текста: 480 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Тема 1. Теория государства и права как наука

Тема 2. Происхождение государства и права

Тема 3. Понятие государства и его сущность

Тема 4. Государственный аппарат

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Форма государства

Тема 7. Политическая система общества

Тема 8. Правовое государство

Тема 9. Понятие права

Тема 10. Источники (формы) права

Тема 11. Нормы права

Тема 12. Правосознание и правовая культура

Тема 13. Правотворчество

Тема 14. Система права и система законодательства

Тема 15. Правовая система общества

Тема 16. Правоотношения

Тема 17. Нормативные правовые акты

Тема 18. Юридическая техника

Тема 19. Систематизация нормативных правовых актов

Тема 20. Правовое регулирование

Тема 21. Реализация норм права

Тема 22. Толкование норм права

Тема 23. Пробелы в законодательстве

Тема 24. Коллизии норм права

Тема 25. Эффективность норм права

Тема 26. Законность и правопорядок

Тема 27. Правомерное поведение

Тема 28. Правонарушение

Тема 29. Юридическая ответственность

Тема 30. Исторические типы государства и права

Тема 31. Советское и современное российское государство и право

Тема 32. Государство и право в условиях глобализации



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 8. Правовое государство


План


1. Возникновение и развитие идеи правового государства


2. Основные черты правового государства


3. Гражданское общество


1. Возникновение и развитие идеи правового государства


Идеи, представляющие значительный интерес с точки зрения характеристики государства как правового, высказывались уже в глубокой древности. Уже тогда существовали взгляды, согласно которым действия власти должны соответствовать требованиям справедливости. Теоретические исследования, связанные с уяснением природы официальных полисных установлений, справедливости, законности, связывают с именами Сократа и Платона. Так, согласно мнению античного мыслителя Сократа, как неписаные божественные законы, так и писаные человеческие законы имеют в виду одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но, по существу, тождественна с ней.


Положения Сократа о полисе, справедливости и законе продолжал развивать его ученик Платон.


Концепцию правления разумных законов с естественно-правовых позиций обосновывал и Аристотель, согласно утверждению которого, там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного (полисного) строя.


Соответствующие представления были развиты и углублены в творчестве римских юристов, усилиями которых обязана своим возникновением наука юриспруденция — наука о праве, включавшая в себя и правовую трактовку проблем организации и деятельности государства. Так, говоря о том, откуда пришло наименование права, Ульпиан подчеркивал, что оно восходит к спра­ведливости.


Существенное значение здесь имели труды римских юристов Цицерона, Павла, Папиниана и др.


Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д. Концепции правового государства, разработанные в трудах мыслителей Нового и Новейшего времени, опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики.


Представления, интересные с точки зрения идеи правового государства, имели место и во времена Средневековья. Так, теолог и философ, один из крупнейших представителей схоластики ХIII в. Фома Аквинский с христианских позиций развивал ряд политико-правовых идей античных авторов, и прежде всего, Аристотеля (о политической природе человека, о политической форме правления) и римских юристов (о естественно-правовой справедливости). Естественный закон, согласно Фоме Аквинскому, наряду с иными требованиями, предполагает также признание и уважение достоинства человека как разумного существа, следствием чего является требование признания и уважения достоинства человека со стороны государства и человеческого (позитивного) закона. Соответственно, государство как политическая форма выражения общего блага должно стремиться к тому, чтобы обеспечить условия жизни согласно достоинству человека.


Идеи правового государства развиты были в Новое время. При этом учитывались теоретические достижения прежних эпох. Один из видных представителей теории естественного права и общественного договора, голландский гуманист, теоретик права, государственный деятель Гуго Гроций утверждал, что право и государство имеют не божественное, а земное происхождение. С его точки зрения, именно естественное право, с его объективными, неволеустановленными свойствами разумности и справедливости, определяет правовую природу и правовой характер как позитивного (волеустановленного) права, так и государства.


Ряд существенных для теории и практики правового государства положений обосновал английский мыслитель Джон Локк. Согласно его представлениям, идея господства права воплощается в государстве, в котором верховенствует гражданский закон, соответствующий вечному и всеобъемлющему закону природы. Здесь государственная власть ограничена общественным благом: провозглашаются постоянные (конституционные) законы, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, осуществлено разделение властей на законодательную, исполнительную (куда он включал и судебную власть) и федеративную (внешнюю исполнительную власть). Такое государство он противопоставляет деспотической власти. Из его высказываний следует ряд идей, касающихся прав и свобод индивида, что немаловажно для теории и практики правового государства. Так, он указывал на то, что: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека». Из этого высказывания достаточно ясно следует актуальный ныне принцип: «разрешено все, что не запрещено законом».


Существенно развиты положения о разделении властей французским политическим мыслителем и юристом Шарлем Луи Монтескье. В каждом государстве он различал три рода власти — законодательную, исполнительную и судебную. При этом, для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. В сочинении «О духе законов» Шарлем Луи Монтескье пишет: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».


Взгляды Д. Локка и Ш. Монтескье существенно повлияли на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.


Большая роль в обосновании либеральной теории правового государства принадлежит немецкому философу Иммануилу Канту. «Государство, — отмечал он, это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Теория категорического императива И. Канта (важнейший элемент его морально-правового учения, благодаря чему он нашел этический ответ на вызов эпохи секуляризации, начавшейся в ХV–ХVI столетиях и продолжающейся по сей день) открыла возможности этического обоснования права и правового государства, отстаивания идеи этически ответственной и правовой свободы. «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала общим законом», — гласит одна из трех взаимосвязанных формул категорического императива, содержащихся в «Основоположении к метафизике нравов» мыслителя.




Теория государства и права. Учебник

Учебник включает основные темы по курсу «Теория государства и права». Коллектив авторов учебника при его подготовке использовал достижения общетеоретической мысли предшествующего периода времени, а также новейшие положения, акцентируя внимание на своей позиции.<br /> Законодательство приведено по состоянию на ноябрь 2015 г.<br /> Предназначен для студентов, магистров, аспирантов, соискателей и преподавателей юридических вузов.

109
Юридическая Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник

Юридическая Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник

Юридическая Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник

Учебник включает основные темы по курсу «Теория государства и права». Коллектив авторов учебника при его подготовке использовал достижения общетеоретической мысли предшествующего периода времени, а также новейшие положения, акцентируя внимание на своей позиции.<br /> Законодательство приведено по состоянию на ноябрь 2015 г.<br /> Предназначен для студентов, магистров, аспирантов, соискателей и преподавателей юридических вузов.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права. Учебник" (Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А.) охраняются законодательством!