Юридическая Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник

Теория государства и права. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 01.07.2016
ISBN: 9785392213764
Язык:
Объем текста: 480 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Тема 1. Теория государства и права как наука

Тема 2. Происхождение государства и права

Тема 3. Понятие государства и его сущность

Тема 4. Государственный аппарат

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Форма государства

Тема 7. Политическая система общества

Тема 8. Правовое государство

Тема 9. Понятие права

Тема 10. Источники (формы) права

Тема 11. Нормы права

Тема 12. Правосознание и правовая культура

Тема 13. Правотворчество

Тема 14. Система права и система законодательства

Тема 15. Правовая система общества

Тема 16. Правоотношения

Тема 17. Нормативные правовые акты

Тема 18. Юридическая техника

Тема 19. Систематизация нормативных правовых актов

Тема 20. Правовое регулирование

Тема 21. Реализация норм права

Тема 22. Толкование норм права

Тема 23. Пробелы в законодательстве

Тема 24. Коллизии норм права

Тема 25. Эффективность норм права

Тема 26. Законность и правопорядок

Тема 27. Правомерное поведение

Тема 28. Правонарушение

Тема 29. Юридическая ответственность

Тема 30. Исторические типы государства и права

Тема 31. Советское и современное российское государство и право

Тема 32. Государство и право в условиях глобализации



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 30. Исторические типы государства и права


План


1. Основные научные подходы к типологии государства и права


2. Рабовладельческий тип государства и права


3. Феодальный тип государства и права


4. Буржуазный тип государства и права


5. Проблема социалистического типа государства и права


1. Основные научные подходы к типологии государства и права


Классификация типов государства и права имеет исключительно важное значение, поскольку позволяет упорядочить представления об этих важнейших феноменах человеческого общества, лучше разобраться в их особенностях, дает возможность раскрыть закономерности их становления и развития, а также механизм перехода от одного типа к другому, аргументировать причины их возникновения, дать научный прогноз дальнейшего развития.


Согласно сложившемуся в юридической, философской и социологической литературе мнению, типология (типизация), или классификация государственных и правовых систем по типам, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания естественноисторического развития государства и права как отражения процесса исторически необходимой смены одних типов государства и права другими.


Категория «тип государства и права» дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественноисторический прогресс общества в целом.


Один из вариантов решения вопроса о типологии государства и права, т. е. своеобразной их классификации, которая призвана раскрыть логику их развития, дает возможность так называемый формационный подход.


На предшествующем этапе развития отечественной юридической науки в основу учения об исторических типах государства и права была положена теория общественно-экономических формаций, которая рассматривала формации как этапы социальной эволюции. Согласно такому взгляду, эти формации рассматривались как закономерные этапы социальной эволюции, закономерно сменявшие друг друга: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.


Так как государство и право — феномены лишь социально-дифференцированного, классового общества, то с каждой из названных формаций, кроме первой, связывался определенный тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.


Суть формационного подхода заключается в следующем: уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим базисом. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.


Вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материально-производственные отношения, дал твердое основание для представления развития общественных формаций естественноисторическим путем. Этот принцип был положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права. Понятие исторического типа связывается с установлением закономерностей зависимости сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства и права выражает единство классовой сущности всех государств и правовых систем, обладающих общей экономической основой. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов), в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающих определенное влияние на классовое содержание государства и права. Господство производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обусловливает общность классовой сущности государства и права в этих странах.


Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис этого государства защищает, интересам какого класса он служит. При таком подходе государство и право приобретают сугубо классовую сущность.


При формационном подходе первые три типа государства — рабовладельческий, феодальный и буржуазный — определяются в качестве эксплуататорских типов: 1) все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями, которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком; 2) они представляют собой организацию политической власти эксплуататоров, подавляющих большинство населения; 3) все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждаются от него.


В отличие от эксплуататорских государств, социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся; ее назначением является не сохранение классового господства, а построение бесклассового общества. Государство социалистического типа: 1) базируется на общественной собственности на орудия и средства производства; 2) это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов, — и всего населения.


Классово-формационный подход к типологии государства и права до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе.


С позиции данного подхода, под историческим типом государства и права понимают наиболее существенные признаки государства и права той или иной общественно-экономической формации, для которой, прежде всего, характерны определенный уровень развития производительных сил и производственных отношений, особая социально-классовая структура общества. Основными признаками, отличающими один исторический тип государства и права от другого, являются: принадлежность к той или иной общественно-экономической формации; специфические черты, свойственные форме и механизму государства, а также праву.


Формационный подход, который использовался на предшествующем этапе развития отечественной науки, не был свободен от недостатков. Так, имела место абсолютизация экономической основы структуры общества; недооценивались политические, этнические и некоторые другие факторы; формационной типологии государства и права придавалось универсальное значение, и она рассматривалась как единственно правильная.


Слабость формационного подхода выражается в следующем:


1) при анализе экономического базиса упускался из виду такой важный факт, как многоукладность экономики, которая сопровождает практически всю историю общества с момента перехода его к цивилизации;


2) при рассмотрении структуры классовых обществ их социальный состав значительно сужался, так как в основном учитывались только классы-антагонисты; остальные же социальные слои находились за пределами исследования;


3) данный подход ограничивал анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов; вне поля зрения оставался огромный пласт идей и представлений, нравственных ценностей человека, которые не могут быть сведены ни к интересам антагонистических классов, ни вообще к какому-либо классовому началу;


4) он предполагал однолинейный характер и не учитывал, в частности, существование переходной государственности. Переходное государство представляет собой государственность, возникшую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства. Экономическая основа переходных государств — многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной и т. д.);


5) при данном подходе существует жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Иными словами, исторический процесс рассматривался под углом зрения становления и смены способа производства;


6) он абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс здесь описывается через призму классовой борьбы. Следует подчеркнуть, что социальные конфликты, хотя и являются необходимым атрибутом жизни, однако не играют в ней определяющей роли;


7) он содержит элементы социального утопизма, ибо формационная концепция предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной формации к бесклассовой коммунистической формации.


В то же время формационному подходу присущи и определенные достоинства. В результате такого подхода развитие государства и права рассматривается не как хаотичные процессы, а закономерные, имеющие определенную основу. Появляется возможность определить место любого государства в историческом процессе, прогнозировать процессы государственно-правового развития, систематизировать знания о различных государствах и правовых системах.


Таким образом, формационный подход продолжает оставаться актуальным и с учетом современного понимания используется для построения типологии государства, сохраняя свое значение как научного метода изучения истории государства и права. При этом современный формационный подход к типологии государства и права должен учитывать особенности: сложившегося способа производства; производственных отношений как фундаментальной структуры общества; социальной его структуры; сущности государства и его социального назначения; функций, осуществляемых государством; права; «деформаций», отклонений государственно-правовых форм от их адекватного состояния.


Другое известное направление, на базе которого современные исследователи решают проблемы типологии государства и права, — цивилизационный подход, который начал складываться еще в ХVIII в., однако свое полное развитие получил в конце ХIХ–ХХ вв. (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер). В российской исторической науке его сторонниками являлись Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, П. А. Сорокин.


Этот подход предполагает при характеристике конкретных стран и народов учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы, тесную связь с понятием «цивилизация» — понятием многозначным, утвердившимся в европейской науке в эпоху Просвещения, под которым понимается определенная ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры. Согласно такому подходу, факторы культурно-духовного порядка способны существенно повлиять на развитие того или иного способа производства — блокировать ли те или иные его фрагменты либо придавать ему дополнительные импульсы развития; сущность государства определяется накопленными знаниями и культурой; государственная власть рассматривается как часть мира культуры; возможно одновременно существование нескольких разнородных культур.




Теория государства и права. Учебник

Учебник включает основные темы по курсу «Теория государства и права». Коллектив авторов учебника при его подготовке использовал достижения общетеоретической мысли предшествующего периода времени, а также новейшие положения, акцентируя внимание на своей позиции.<br /> Законодательство приведено по состоянию на ноябрь 2015 г.<br /> Предназначен для студентов, магистров, аспирантов, соискателей и преподавателей юридических вузов.

109
Юридическая Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник

Юридическая Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник

Юридическая Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник

Учебник включает основные темы по курсу «Теория государства и права». Коллектив авторов учебника при его подготовке использовал достижения общетеоретической мысли предшествующего периода времени, а также новейшие положения, акцентируя внимание на своей позиции.<br /> Законодательство приведено по состоянию на ноябрь 2015 г.<br /> Предназначен для студентов, магистров, аспирантов, соискателей и преподавателей юридических вузов.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права. Учебник" (Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А.) охраняются законодательством!