|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу17.1. ДУХОВНЫЙ ОПЫТ КАК ОСНОВА РЕЛИГИИ17.1.1. Вера как феноменРелигиозное сознание, равно как и свободомыслие, имеет давние традиции. Русский философ И.А. Ильин писал: «Исторически положение индивидуальной человеческой души слагалось почти неизменно так, что ее самостоятельному религиозному исканию и усмотрению противопоставлялась — в лучшем случае — обретенная и формулированная религиозная истина, а в худшем случае — запрет и подавление... Религиозная жизнь души была опосредована и подчинена уставу; самодеятельность ее полагалась греховной, а порыв к ней — дьявольским искушением». Знание не может уничтожить веру или заменить ее. Вот почему И. Ильин замечает, что человек, не способный переживать образов искусства, не должен говорить и писать об искусстве, ибо душа его — художественно пустынна, а в пустыне злак не прозябает. В судьбе каждого человека вера — индивидуальное достояние. Известный французский философ Вольтер был активным безбожником. О католической церкви он писал: «Раздавите гадину!» Однако в канун смерти он позвал священника и исповедовался. Две стороны его личности наконец-то воссоединились... Наиболее проницательные западные и восточные мыслители отмечали, что стремление извести богомольность, подорвать религиозное сознание оборачивается вовсе не господством светлого разума, а часто суррогатом религиозных чувств. Русский философ Николай Бердяев подчеркивал, что глашатаи позитивной веры (он имел в виду позитивизм как философское направление. — П.Г.), отвергая религию, совсем не являли собой идеал рассудочной непогрешимости. Очищая себя от суеверий, они взращивали поразительные иррациональные фантомы. По мнению Эрнста Кассирера, первобытная религия — это, быть может, самое последовательное, яркое и решительное утверждение жизни во всей человеческой культуре. При описании древнейших текстов египетских пирамид Дж. Брестид отметил, что главная, доминирующая и сквозная мысль в них — настойчивый, даже страстный протест против смерти. «Их можно было считать крайней точкой самого раннего человеческого бунта против великой тьмы и молчания, из которых нет возврата. Слово "смерть" всегда имеет в текстах пирамид отрицательный смысл или относится к врагу. Вновь и вновь мы слышим упорное утверждение, что мертвый жив». Индивидуальные и социальные чувства первобытного человека, по мнению Э. Кассирера, пронизаны этой уверенностью. Жизнь его не имеет четких границ в пространстве и времени: она простирается не только на природу, но и на всю человеческую историю. Герберт Спенсер выдвинул тезис, согласно которому культ предков должен рассматриваться как первоисточник и первоначало религии. Во всяком случае, он является одним из наиболее общих религиозных мотивов. Одна из первейших религиозных обязанностей потомка — после смерти родителя обеспечить его пищей и всем необходимым, что может понадобиться ему в новом положении. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |