|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу6.1. БЫТИЕ КАК СМЫСЛ СУЩЕСТВУЮЩЕГО6.1.1. Всеохватывающая реальность«Бытие» — предельно общее понятие о существовании. Философы размышляют о разных предметах, процессах, отношениях. Они рассуждают о сознании, сказках, бреде душевнобольных. Все перечисленное реально существует. Разве нет разницы между конкретным предметом (самолетом) и галлюцинацией, рожденной в сознании человека? Разница, несомненно, есть. В первом случае мы говорим о материальной реальности, а во втором — о духовной. Следовательно, бытие охватывает и то и другое. Поставим вопрос иначе. Есть ли необходимость в таком понятии, которое охватывало бы все, что есть вокруг и внутри нас? Безусловно, необходимость в таком обобщающем слове имеется. Бытие — одна из самых древних философских категорий. Мыслители издавна испытывали потребность в том, чтобы одним словом обозначить все реально существующее. Бытие — последнее, о чем допустимо спрашивать. Оно не может быть определено подобно тому, как мы уточняем конкретные явления, предметы, события, процессы и т.д. В философии всегда существовала надобность в том, чтобы дать понятие о всеобщем процессе, который охватывает человеческое существование в целом, выразить взаимосвязь различных форм мироздания. Но разве это важно для практической жизни? Конечно. Разве не важно проводить различие между тем, что я намерен осуществить (бытие цели) и тем, что уже реально осуществлено, т.е. стало бытием реального факта? Многообразны виды бытия. Мы можем говорить о физической, химической, геологической, космической, психической, культурной, социальной и духовной формах реальности. Что касается философии, то здесь существует потребность продвигаться от предельно абстрактных истолкований бытия к более конкретным представлениям о нем. Философ стремится связать разные формы бытия с разновидностями человеческого опыта, качествами и свойствами самого человека. 6.1.2. Бытие и сущееПонятие «бытие» происходит от русского слова «быть». Философы со времен античности различают бытие и сущее. Сущее есть совокупность окружающих нас вещей. Но у многообразных вещей можно обнаружить то, что является общим для всех них, такой «нейтральный» признак всего мира (сущего вообще). Этот признак заключается в том, что мир вообще существует, и именно существование выражено в понятии «бытие». Если мы называем бытием мир в целом, совокупность всего сущего, то что это значит? Тем самым мы хотим сказать, что бытие является всеобъемлющим, наиболее широким по своему объему понятием, т.е. по охвату того, что мы им обозначаем. Но в то же время по своему содержанию оно оказывается беднейшим, ибо не обладает никаким другим признаком, кроме одного — признака существования. Но в другом варианте употребление понятия «бытие» простирается лишь на один объект — всеединство, и потому его содержание бесконечно: оно обладает всеми признаками, которые только возможны. Бытие можно рассматривать как всеохватывающую реальность. Неправильно сводить бытие только к объективному миру, который существует независимо от нашего сознания. Это понятие шире. «Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия». В философии проводится различие между объективным и субъективным, реальным и идеальным бытием. Реальное бытие нередко называют существованием, идеальное — сущностью. Реальное бытие — то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т.д. их реальность. Оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие (от слова «идея») лишено временного, пространственного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом. Оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно. Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в них истинное, собственно «реальное» бытие. Бытие может мыслится как нечто единое, монистическое. Но некоторые философы исходят из представления о плюралистичности, т.е. множественности бытия. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |