|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу14.3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО14.3.1. Разделение государства и обществаВ XVIII в. государство и общество превратились в самостоятельные формы организации человеческого общежития. В связи с дифференциацией представлений о гражданине (citoyen) — активном члене гражданской общности, и гражданине как «bourgeois» — экономическом его субъекте, полис становится идеалом целостной гражданской общности. Это различие между единством полиса и разобщенностью буржуазного общества весьма рельефно выражено Ж.Ж. Руссо. Экзистенциальные формы естественной (профессиональной) свободы в экономической сфере и политической свободы гражданина полиса рассматриваются Руссо как антагонистические. Идеал полиса он противопоставляет гражданским порокам своего времени. «Политики древности беспрестанно говорили о нравах и о добродетели; наши говорят лишь о торговле и о деньгах». Понятие полиса служит Руссо описанию целостного бытия общества и непосредственного политического единства. В полисе человек как гражданин идентичен самому себе, у него снято противоречие политического и природного существования. Так постепенно формируется понятие «гражданское общество», которое выражает собой совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организации со стороны государственной власти. В конце XVIII столетия многие философы стали использовать это понятие, чтобы выразить права и обычаи народа в целом, в отличие от прежнего словоупотребления «общество». Последнее понятие стали относить к тому, что получило позже название «высшее общество». Наиболее ясное представление о демократизации общества дает предоставление избирательного права более широкому кругу «простых людей». Примечательно это расширение избирательного права. Факт, что каждый взрослый человек имеет право голоса («один человек — один голос») свидетельствует об уважении, которое ему оказывают как личности и гражданину. Государство, как и гражданское общество, существует там, где есть разумная организация жизни людей. Из гражданского общества вырастает и само государство. Великий гражданин Петр Чаадаев два столетия назад страдал от отсутствия зрелого гражданского общества в России и пришел к горькому выводу, что «Россия не имеет будущего». Но в самые тяжелые годы оказывалось, что у нас есть и гражданское общество, и граждане. Однако когда власть приобретает национал-патриотический или местнический характер, она не может отражать чаяний всех слоев российского общества, всех национальностей. Верно сказано, что патриот любит свой народ, а националист ненавидит другой народ. Да, в России всегда было гражданское общество. Но если бы оно имело должное влияние, у нас не было бы кровавой революции и последующей Гражданской войны. Все это — результат всеохватывающего, всеобщего диктата власти над всеми и вся, результат тех традиций, которые были заложены нашей историей, начиная с Ивана Грозного. Чтобы быть гражданином в России, надо быть в оппозиции к власти. А такая ситуация в корне разрушительна для граждан, государства, страны. Отсутствие авторитета, легитимности свободного гражданина не позволяет нам довести хотя бы одну реформу до конца. И все эти реформы в конечном счете превращаются в изощренные формы обмана и угнетения гражданина. Вот почему и нынешние демократические преобразования так и не доходят до гражданина, до гражданского общества. Демократия и рынок сегодня полностью приватизированы разного рода элитами — экономическими и политическими. И там, и там есть свои олигархи. Овладев капиталом и властью, они начинают отсекать талантливые и активные силы общества от управления экономикой и государственной властью. Стало трудно провести различия между начальником и рэкетиром, между вором и предпринимателем, между милиционером и бандитом. Именно поэтому все последние годы снижалась легитимность власти в России. Трагично то, что в российской действительности гражданское общество, гражданская самобытная культура, которые утверждались еще в Новгородской и Псковской республиках, оказались уничтоженными. И даже величайшая по духовному взлету российская культура с ее самобытностью оказалась отстраненной от гражданских дел по формированию власти. Власть в России никогда не достигала высот российской культуры. 14.3.2. Общество — организм?Многие исследователи, чтобы показать, что общество является не просто сложным агрегатом, объединяющим разные стороны жизни людей, а целостным образованием, сравнивали общество с организмом. Сравнения такого рода можно встретить у Платона, Аристотеля, Гоббса, Руссо, Конта, Спенсера. Это сравнение имеет несомненные эвристические резоны. Организм рождается из природной космической жизни, и он сам рождает. Признак рождения есть признак организма. Организм не есть агрегат, он не составляется из частей, он целостен и целостным рождается, в нем целое предшествует частям и присутствует в каждой части. Организм растет и развивается. В организме есть целесообразность, имманентно ему присущая. Однако здесь есть две крайности. С одной стороны, верно, что сущность общества выражается не в жизнедеятельности самих индивидов, как отдельных органов или членов, а в общем функционировании социального тела как организма. Отдельные элементы общества обладают относительной самостоятельностью, но они действуют согласованно и управляются единым принципом. Но, разумеется, здесь следует избегать примитивного представления. Некоторые социологи, например, впрямую уподобляли общественные функции тем или иным функциям организма. Так, экономическая жизнь сравнивалась с обменом веществ в организме, торговля сопоставлялась с функцией кровообращения, государству придавалась функция головного мозга, правоохранительные органы оценивались как функции печени. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |