|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу8.1. СОЗНАНИЕ И ЕГО ТРАКТОВКИСознание как высшая ступень развития жизни. Панлогизм, его смысл. Возникновение и развитие сознания. Сознание как продукт деятельности человеческого мозга. Сознание как специфически человеческое достижение. Мышление как процесс. Способность к абстракции, ограниченность этой способности у многих людей. Речь как особый дар человека. Феномен бессознательного. Сложность и многоплановость бессознательного. Сознание — особое состояние, присущее человеку. Оно является не только чудом мироздания, но и тайной, ибо проблема сознания — одна из самых противоречивых и сложных. Как жизнь в своих высочайших формах обрела способность воспринимать мир, объяснять его секреты, искать истоки разнообразных мыслей, распознавать смысл существования мира и человека? Стал ли человек счастливее, обретя сознание? Каким образом оно возникло? Зачем дано человеку? Человек постоянно опирается на сознание в своей повседневной жизни. Порою оно кажется таким естественным, неотъемлемым для нас. Но вот наступает момент, когда философ задумывается, казалось бы, над очевидным: а что такое сознание? И направляет свет всепроникающего разума на нечто, как оказывается, давно являвшееся предметом самостоятельного размышления. 8.1.1. Феномен сознанияСознание — состояние человека, в котором он осознает себя, в противоположность состояниям сна, комы, амнезии, а также особая, присущая человеку, в отличие от животных, способность к самосознанию. З. Фрейд в ряде статей уподоблял сознание органу чувств, способному воспринимать внутренние, т.е. душевные, психические события и отличать их от внешних восприятий, а также органу, способному быть обращенным как вовнутрь — к психической деятельности, так и вовне — к окружающей среде. Кроме того, по сравнению с предсознанием и бессознательным сознание, согласно Фрейду, является лишь небольшой частью ума, включающей то, что мы сознаем в каждый данный момент. Сознание обладает интегративной функцией, которая наиболее ярко проявляется при переводе бессознательного в сознательное. Сознание органически вплетено в духовный опыт человечества. Появление сознания с его рефлективным отношением — характерная черта, отличающая человека от животного. Мы до сих пор не можем с определенностью ответить на вопрос об источнике сознания, не можем объяснить, как и почему оно возникло. Поэтому принимая его существование за само собой разумеющийся факт, можно говорить о тех проблемах, которые возникли с его появлением. Сознание развивалось от неопределенного, непрочного к стабильному и прочному. Быть сознательным означает одновременно и проклятие, и благословение. Это нашло свое отражение в мифах о Прометее, об изгнании человека из рая. Подарив человечеству свет сознания, Прометей испытал за это страшные муки, которые одновременно стали его искуплением. Решившись быть сознательным, подобно Богу, первочеловек был изгнан из райского предсознательного пребывания в Боге, из состояния божественной гармонии, но вместе с тем приобрел свободу выбора между добром и злом. Таким образом, приобретение сознания связано с ощущением страха перед бременем, которое оно возлагает на человека. Приобретение сознания связано также со страхом потерять его под влиянием бессознательных эмоций. Вот почему понадобились табу и строгие коллективные ритуалы — страх перед последствиями за их нарушение является той преградой, которая держит под контролем бессознательные эмоции. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |