|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу14.2. МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ14.2.1. Происхождение обществаВ свое время, когда Фрейд задумался над проблемой происхождения общества и культуры, он отправился изучать жизнь архаических племен. Ему казалось, что в тех сообществах, в которых еще не сложились современные формы социальной организации, легче проследить генезис общества. Однако знакомство с архаическими обществами не помогло Фрейду ясно представить себе, как все-таки начинает складываться общество. Такие архаические общества есть и сегодня. В путеводителе по Малайзии можно прочитать про малазийских аборигенов — «оранг асли». Населяя очагами западную полуостровную часть Малайзии на протяжении 30 веков, «оранг асли» представляют собой одну из самых древнейших сохранившихся на земле культурно-этнических групп. Составляющие ее племена принадлежат к потомкам охотников и кочевников-собирателей эпохи палеолита, прошедших сходную с аборигенами Австралии, майори Новой Зеландии и первородным населением Андамандских островов, принадлежащих Индии, эволюцию. Принято считать, что ныне в Малайзии примерно 120 тыс. аборигенов, подразделяющихся на три основные этнические подгруппы — сеной, протомалайцев и негрито, состоящие, в свою очередь, из 18 племен. В местных научных кругах до сих пор нет единого мнения о прародине и путях миграции малазийских аборигенов. Единственная точка зрения сложилась лишь в отношении протомалайцев. Полагают, что на Малаккский полуостров они пришли с территории современной Индонезии. Несмотря на агрессивный натиск современной цивилизации большинство «оранг асли» остаются представителями самостоятельных культурно-этнических сообществ, обладающих собственным уникальным мировоззрением. Сердцевиной его является чувство неразрывной общности с окружающей природой. Из поколения в поколение передается фундаментальный завет: «Мы едим, чтобы быть съеденными, охотимся, чтобы охотились на нас, все земли, леса и горы, где мы живем, принадлежат всем обитающим в них существам». Своеобразно восприятие аборигенами категории времени: оно движется не в линейной прогрессии, а как маятник — каждый шаг вперед неизбежно сопровождается его возвращением в прежнее положение. Если маятник совершает колебательные движения, значит, считают «оранг асли», время имеет циклический характер, а человек не может идти вперед, не зная, откуда он произошел. Поэтому превратности и испытания бытия неизбежно возвращают аборигена к воспоминаниям о прошлом, о всемогущем боге, который когда-нибудь обеспечит защитой его личность и особый мир. Важнейшее место в духовной и материальной жизни малазийских аборигенов занимает культ духов. Любая болезнь считается результатом вмешательства духа и следствием потери человеком гармонии с окружающим миром. Дух как бы является «судебным исполнителем», извещающим его об утрате баланса во взаимоотношениях с природой. Активисты аборигенских организаций считают, что коренных жителей следует оставить в покое, в гармонии с естественной средой и тем самым помочь им выжить в качестве самобытной культурно-этнической общности. Рассматривая различных типы социальных обществ, исследователи выделяют три главные эпохи. Первая эпоха — эпоха охотников и собирателей, которая была главной формой большинства человеческих обществ до 4000 г. до н.э. Вторая эпоха — земледельческая, которая началась на Ближнем Востоке и была преобладающей основой общества примерно до 1800 г. н.э. Современная эпоха, которая начинается около 1400 г. н.э., имеет два компонента: индустриализацию и информацию. Общества охотников и собирателей обычно состоят из кланов. Многие кланы являются кочевыми, следуют за миграциями животных или же живут в относительно простых жилищах, не имея представления о владении землей. Ими управляют старейшины. Обучение и формирование характера, как правило, осуществляются в процессе ритуалов старшими. Дети учатся простейшим необходимым для пропитания навыкам (охоте, собирательству, плетению корзин, стряпне и т.п.), узнают обряды и обычаи общества, испытываются на способность к верности и лидерству. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |