|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу11.3. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИНо существуют ли общечеловеческие ценности? Неужели святыни народов столь различны, что диалог зачастую невозможен? Чем скрепляется единство человечества? М.С. Горбачев начал перестройку с провозглашения общечеловеческих ценностей. Логика этой программы, к сожалению, базировалась на марксистском мышлении. Интересы и ценности рассматривались как синонимы. Именно поэтому идеологическая кампания в конечном счете провалилась. Противники перестройки справедливо недоумевали: как можно говорить об общечеловеческих ценностях в ситуации, когда социальные интересы становятся все более конфликтными? Ценностный аспект бытия оказался невыявленным. Какие же святыни могут сближать людей? Допустим, ценность жизни. Ведь если нет земного существования, остальные ценности утрачивают свою непреложность. Человечество не может продлить собственное бытие, если оно перестанет воспринимать жизнь как высшую ценность. И все же в древнеиндийской культуре, где господствовала идея многократного воскрешения души, люди часто бросались под священные колесницы или в воды священного Ганга, чтобы завершить очередное кармическое (судьбой предназначенное) существование и вернуться на Землю в новом телесном обличье. Во многих культурах честь ставилась выше жизни. Крупный японский писатель Юкио Мисима, нобелевский лауреат, покончил с собой только ради того, чтобы внушить японцам, насколько они отошли от своих национальных идеалов. Несомненно, проблема жизни и смерти относится к числу фундаментальных, затрагивает предельные основания бытия. Но в разных культурах она имеет различную трактовку. Сегодня мы толкуем о национальном проекте, призванном обеспечить рождаемость и предотвратить высокую смертность. Но сама ценность жизни при этом ускользает. Родить ребенка, но какого — болезненного, обреченного, несущего проклятие спившихся родителей? Предотвратить раннюю смерть пожилого человека, но в результате превратить его существование в постоянную муку, обреченность, унижение? У национального проекта должны быть четко обозначены ценностные, а не прагматические параметры. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |