|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу5.4. РОМАНТИЗМ5.4.1. Особый тип философствованияРомантизм — философско-эстетическое направление, специфический этап в развитии европейской культуры, особый тип философствования. Он возник в Германии на рубеже XVIII и XIX вв. и просуществовал до 40-х гг. XIX в. Историки культуры чаще писали о романтизме как об идейно-эстетическом и художественном направлении, которое сложилось в европейском сознании в постпросветительскую эпоху. Между тем романтизм охватывал широкие области духовной жизни — литературу, экономику, историю, право. Он составил целую историческую эпоху в философии. Романтизм, романтические идеи критиковали все — и современники, и потомки. В частности, Гегель отрицательно отзывался о первых проблесках романтического сознания. Он писал о «несчастном» мироощущении человека, который замкнулся в собственном бессодержательном мире. «Несчастное сознание» избегает соприкосновения с действительностью, пытаясь отречься от самого себя. Современники считали, что романтизм не выполняет возложенных на него задач. Потомки изо всех сил порицали тот период в развитии философии, утверждая, что у романтизма нет корней, и потому он преходящ. Правда, К. Маркс (1818—1883) считал, что «романтический взгляд» будет сопровождать капитализм до его блаженной кончины, но только в виде своеобразной реакции на прагматическое мироощущение. Обычно, говоря об истории европейской культуры, называют Возрождение, классицизм и Просвещение. Романтизм же рассматривается как стиль в литературе и искусстве. Как самостоятельный этап в развитии культуры романтизм, по существу, не выделяется. Мало говорится о специфических сюжетах и типе философствования в эпоху романтизма. Истолкование романтизма во многом зависит от того, как оценивается Французская революция. Если положительно, то романтизм — это проповедь бессилия, пассивности, ухода от реальности, предательство Французской революции конца XVIII в. Если же романтиков считают идеологами этой революции, ее обоснователями, то романтизм критикуют с прямо противоположных позиций. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |