Философия Гуревич П.С. Основы философии

Основы философии

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392138517
Язык:
Объем текста: 946 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Вопросы и задания

Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

1.1. Любовь к мудрости

1.2. Что же такое философия?

1.3. В чем же тогда специфика философии?

1.4. Трагизм и величие философии

Глава 2. Философия как мировоззрение

2.1. Философия — это целостное воззрение на мир

2.2. Различные оценки любомудрия

2.3. Судьба философских идей

2.4. Взаимосвязь идей

Глава 3. Основной вопрос философии

3.1. Отношение мышления к бытию

3.2. Бытие определяет сознание

3.3. Материя неотличима от разума

3.4. Фундаментальные вопросы философии

Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения)

4.1. Восточные мудрецы

4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин

4.3. Античные философы

4.4. Религиозные философы Средневековья

4.5. Философия Возрождения

Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.

5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время)

5.2. Философия эпохи Просвещения

5.3. Немецкая классическая философия

5.4. Романтизм

Глава 6. Категория «Бытие» в философии

6.1. Бытие как смысл существующего

6.2. Бытие человека

6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия

6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира

Глава 7. Проблема жизни в философии

7.1. Жизнь — способ бытия человека

7.2. Жизнь как глубочайший философский символ

7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней

Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни

8.1. Сознание и его трактовки

8.2. Генезис сознания

8.3. Сознание и мышление

8.4. Психика и бессознательное

Глава 9. Сознание и познание

9.1. Человек — существо разумное, мыслящее

9.2. Проблема познаваемости мира

9.3. Истина

Глава 10. Человек как главная философская проблема

10.1. Специфически человеческое

10.2. Философская антропология

10.3. Человек как неудавшийся проект

10.4. Проблемы человеческой природы

Глава 11. Человек и его ценности

11.1. Что такое ценность?

11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества

11.3. Общечеловеческие ценности

11.4. Ценностный вакуум

11.5. Ломка вековых ценностей

Глава 12. Человек и техника

12.1. Техника как феномен

12.2. Оживить машину?

12.3. Идея сращивания жизни и конструкции

12.4. Преображенный человек

Глава 13. Человек и история

13.1. Нужна ли людям история?

13.2. Альтернативность истории

13.3. Стадии исторического процесса

13.4. Идея прогресса

Глава 14. Человек и общество

14.1. Общество как феномен

14.2. Многообразие социальных обществ

14.3. Гражданское общество

14.4. Противоречия социальной жизни

Глава 15. Человек и культура

15.1. Многообразие определений культуры

15.2. Культура и цивилизация

15.3. Культура и природа

15.4. Типология культур

Глава 16. Основные виды духовной культуры

16.1. Искусство

16.2. Мораль

16.3. Наука

Глава 17. Человек и религия

17.1. Духовный опыт как основа религии

17.2. Буддизм

17.3. Христианство

17.4. Ислам

17.5. Религия как явление мировой культуры

17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны

Глава 18. Формирование информационного общества

18.1. Информационное общество

18.2. Глобализм

18.3. Экономический кризис и его последствия

18.4. Философия и будущее человечества

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



7.2. ЖИЗНЬ КАК ГЛУБОЧАЙШИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СИМВОЛ



7.2.1. Уникальность жизни


Надо обладать воображением астрофизика, чтобы представить себе огромные просторы Вселенной, в которых неизвестно почему родился драгоценный дар — жизнь. Но как относиться к этому дару?


«Мы должны иметь мужество не строить себе иллюзий о возможности жизни после смерти в неком потустороннем мире, — пишет отечественный философ Д.И. Дубровский. — Жизнь каждого из нас "дар случайный" — единственна, уникальна, неповторима, невозобновима. И это придает ей особую ценность, которая в существенной степени отличается от ценности ее при условии возможности потусторонней жизни, какого-либо способа продления жизни после смерти. При прочих равных условиях невозобновимое более ценно, чем возобновимое. Существенно различной становится в каждом случае и проблема смысла жизни (и смысла смерти)».


Жизнь каждого человека, безусловно, суверенна и уникальна. Осознание ее конечности и в самом деле придает человеческому бытию особый трагизм и в то же время ценность. Но вряд ли можно согласиться с философом, что именно случайность человеческого существования, невозобновимость жизни делают ее особенно значимой, обязывают искать личностный смысл краткосрочной человеческой реальности. В таком однозначном толковании жизнь утрачивает свое таинство. Она становится самодостаточной, а проблема бессмертия и вовсе утрачивает свое реальное содержание.


В качестве иллюстрации Дубровский ссылается на стихи А.С. Пушкина:


Надеждой сладостной младенчески дыша,


Когда бы верил я, что некогда душа,


От тленья убежав, уносит мысли вечны,


И память, и любовь в пучины бесконечны, —


Клянусь! давно бы я оставил этот мир:


Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,


И улетел в страну свободы, наслаждений,


В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений,


Где мысль одна плывет в небесной чистоте...


Но тщетно предаюсь обманчивой мечте;


Мой ум упорствует, надежду презирает...


Ничтожество меня за гробом ожидает...


О чем говорит поэт? Только о том, что загробной жизни, судя по всему, нет. О том, что именно в этом ценность земного существования, поэт нам ничего не сообщает. Если бы вся философия смерти сводилась только к этому, то философы вряд ли вновь и вновь обращались бы к этой теме. Напомним, что думает по этому поводу Шопенгауэр: не будь смерти, не было бы и философии. Именно отсутствие окончательного ответа на вопрос, зачем существует смерть, каждый раз побуждал мыслителей заново начинать поиски в надежде выведать тайну жизни.


Полагаю, что Д.И. Дубровский в известной степени противоречит своей концепции, излагая в той же статье проблему символического бессмертия. Ведь и сам Пушкин в другом стихотворении, с детства нам известном, пишет: «Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит». Зачем же искать способ продления жизни в различных символических формах, если известно, что человеческое бытие невозобновимо? Только для того, чтобы преодолеть чувство вечного страха? Предельная ясность в этом вопросе способна привести к прямо противоположному результату: для того, чтобы обесценить жизнь. Кстати сказать, в истории философии прослеживается и такое умонастроение.


7.2.2. Жизнь и бессмертие


Люди по-разному относятся к жизни и к самой ее ценности, к преобразованию бытия как смыслу человеческого существования, к радостям «случайного дара», нравственным нормам. И вот что интересно: иногда у конкретного индивида возникает иллюзия, будто ценностные ориентации имеют вечный, внеисторический характер, или, говоря иначе, что они везде одинаковы.


Несомненно, люди во все времена стремились к утверждению любви и доброты, к облагораживанию собственного существования. Но ценности не остаются одинаковыми на протяжении всей жизни. Сократ, приговоренный к смертной казни, сам выпил чашу с цикутой (ядом). В этом проявилась ценность человеческого достоинства. Однако в ту же эпоху, к примеру, любой подданный Востока вовсе не считал за благо личную гордость и независимость. Напротив, в соответствии с иными культурными стандартами он принимал за счастье возможность раствориться в величии монарха, целуя пыльную землю, на которую ступила нога владыки.




Основы философии

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.<br> Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для студентов, аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а так же широкого круга читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/osnovy_filosofii/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

299
 Гуревич П.С. Основы философии

Гуревич П.С. Основы философии

Гуревич П.С. Основы философии

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.<br> Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для студентов, аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а так же широкого круга читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/osnovy_filosofii/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством!