|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу9.3. ИСТИНАОткрытие законов физики позволило построить самолеты, которые поднимаются ввысь и переносят нас на далекие расстояния. Значит, наше сознание способно постигать законы материального мира. Расшифровка генетического кода позволила создать новое существо. Все произошло именно так, как запланировали ученые. Стало быть, наше мышление имеет дело с истиной. Истина — это правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком. Она характеризует соответствие человеческих знаний действительности, совпадения человеческой мысли и объекта. Истина — цель человеческого познания. Слово «истина» происходит от старославянского «исть», что значит «настоящий», «несомненный», «действительный». Истина — это сущее, то, что есть, открыто, не является тайной для человека. Поиск истины является глубокой, обостренной потребностью человека. Познание истины служит целью всех наук и философии в частности. Восприятие и наблюдение, эксперимент и научное исследование, мышление и логическое заключение, медитация (глубинное душевное сосредоточение) и интуиция — все это должно вести к познанию. Но как обстоит дело с надежностью нашего познания? Можно ли доказать все или по меньшей мере что-либо из наших познаний? Познание как процесс не завершается, поскольку люди открывают новые и новые закономерности мира. Критерием познания оказывается реальная общественная практика людей. Традиционная теория познания исходила из предпосылки, что по меньшей мере для части человеческого познания имеется надежный фундамент, последнее основание, абсолютное оправдание, и пыталась найти этот фундамент. Однако результат многовековых усилий оказался разочаровывающим. К абсолютной, общезначимой, окончательной истине ученые не пришли. Однако все это не делает познание бессмысленным. Через заблуждение, через критическое переосмысление своих знаний люди приближаются к более полному постижению мира. 9.3.1. Познание и творчествоПознание — это творческий процесс. Как и почему ученые открывают тайны природы? Творчество есть то, что идет изнутри, из бездонной и необъяснимой глубины. Творчество есть деятельность, в результате которой рождается нечто новое. При этом оно отличается неповторимостью, оригинальностью. Можно спросить: а разве любая человеческая деятельность не предполагает новизны. В известной мере это, конечно, так. Деятельность — рождение того, что отсутствовало в природе. В этом смысле она всегда отличается новизной, если сопоставлять ее результаты с тем, что есть в природе. В самой человеческой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Есть также деятельность, где творческое начало выражено не так явно. Скажем, человек, который изобрел колесо, был безусловно гением. Но ведь людям нужно не одно колесо, которое, возможно, соорудил сам этот безымянный творец. Когда колесо уже изобретено, надо воспроизводить его в массовом масштабе. Это тоже деятельность, но ее, строго говоря, нельзя назвать творчеством. Напомним потрясающую строчку: «И звезда с звездою говорит...» Слова здесь простые, известные. Однако сразу рождается в сознании образ безмерного космического пространства. У Лермонтова — это жизнеописание небесной переклички. Это также определенное настроение. Душа как бы прикасается к перекличке звезд. Рождается настроение печали, смиренности духа, ощущение одиночества. Интуиция в науке — нечто вроде вдохновения, постижение истины непосредственно, без участия сознания. Интуиция — прямое переживание действительности или, говоря словами немецкого поэта Иоганна Гёте, «откровение, развивающееся внутри человека». Интуиция близка состоянию вдохновения, духовного видения, откровения, которое коренится в бессознательном слое психики. Никто как будто не оспаривает тот непреложный факт, что интуиция — благословенный дар человека. Однако у многих ученых она все еще выглядит вольноотпущенницей беспокойного рассудка. Об интуиции вспоминают тогда, когда всепроникающий ум достигает пределов усталости, обнаруживают себя неосознанно идущие мыслительные процессы. Такая интуиция оказывается востребованной. Подспудная работа сознания начинает приносить плоды. Искра озарения венчает аналитическую работу интеллекта, демонстрируя неисчерпаемый потенциал размышления. Так разум берет на вооружение тончайшие механизмы творчества, внезапного просветления. Приведем такой пример. Принципы кибернетики (от греч. kybernetes — «рулевой» или «правитель») впервые были описаны в 1948 г. физиком Норбертом Винером. Наука сложная, но импульсом к ее созданию явилось наблюдение за поплавком в сливном бачке. Когда бачок наполнен водой, поплавок свободно плавает на ее поверхности. Если проявить немного изобретательности, можно использовать данную систему для контроля при закрывании кранов в ванной, когда вода достигает определенного уровня и человек, сидя в ванне, не беспокоится, что вода достигнет определенного уровня и перельется через край. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |