Философия Гуревич П.С. Основы философии

Основы философии

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392138517
Язык:
Объем текста: 946 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Вопросы и задания

Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

1.1. Любовь к мудрости

1.2. Что же такое философия?

1.3. В чем же тогда специфика философии?

1.4. Трагизм и величие философии

Глава 2. Философия как мировоззрение

2.1. Философия — это целостное воззрение на мир

2.2. Различные оценки любомудрия

2.3. Судьба философских идей

2.4. Взаимосвязь идей

Глава 3. Основной вопрос философии

3.1. Отношение мышления к бытию

3.2. Бытие определяет сознание

3.3. Материя неотличима от разума

3.4. Фундаментальные вопросы философии

Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения)

4.1. Восточные мудрецы

4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин

4.3. Античные философы

4.4. Религиозные философы Средневековья

4.5. Философия Возрождения

Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.

5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время)

5.2. Философия эпохи Просвещения

5.3. Немецкая классическая философия

5.4. Романтизм

Глава 6. Категория «Бытие» в философии

6.1. Бытие как смысл существующего

6.2. Бытие человека

6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия

6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира

Глава 7. Проблема жизни в философии

7.1. Жизнь — способ бытия человека

7.2. Жизнь как глубочайший философский символ

7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней

Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни

8.1. Сознание и его трактовки

8.2. Генезис сознания

8.3. Сознание и мышление

8.4. Психика и бессознательное

Глава 9. Сознание и познание

9.1. Человек — существо разумное, мыслящее

9.2. Проблема познаваемости мира

9.3. Истина

Глава 10. Человек как главная философская проблема

10.1. Специфически человеческое

10.2. Философская антропология

10.3. Человек как неудавшийся проект

10.4. Проблемы человеческой природы

Глава 11. Человек и его ценности

11.1. Что такое ценность?

11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества

11.3. Общечеловеческие ценности

11.4. Ценностный вакуум

11.5. Ломка вековых ценностей

Глава 12. Человек и техника

12.1. Техника как феномен

12.2. Оживить машину?

12.3. Идея сращивания жизни и конструкции

12.4. Преображенный человек

Глава 13. Человек и история

13.1. Нужна ли людям история?

13.2. Альтернативность истории

13.3. Стадии исторического процесса

13.4. Идея прогресса

Глава 14. Человек и общество

14.1. Общество как феномен

14.2. Многообразие социальных обществ

14.3. Гражданское общество

14.4. Противоречия социальной жизни

Глава 15. Человек и культура

15.1. Многообразие определений культуры

15.2. Культура и цивилизация

15.3. Культура и природа

15.4. Типология культур

Глава 16. Основные виды духовной культуры

16.1. Искусство

16.2. Мораль

16.3. Наука

Глава 17. Человек и религия

17.1. Духовный опыт как основа религии

17.2. Буддизм

17.3. Христианство

17.4. Ислам

17.5. Религия как явление мировой культуры

17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны

Глава 18. Формирование информационного общества

18.1. Информационное общество

18.2. Глобализм

18.3. Экономический кризис и его последствия

18.4. Философия и будущее человечества

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



13.1. НУЖНА ЛИ ЛЮДЯМ ИСТОРИЯ?



13.1.1. Социальное измерение истории


Строчки, которые я привел, взяты из романа английского писателя Джорджа Оруэлла «1984». Это произведение рассказывает о тоталитарном режиме, который установился в Англии через несколько десятилетий после Второй мировой войны. Правители сделали попытку установить на земле некий рай, который обеспечивался техническим прогрессом. Однако в обществе исчезли всякие свободы. Чтобы задушить правду, властители решили переписать историю, т.е. выбросить из нее все, что может напомнить о некогда существовавших свободах.


13.1.2. Забвение истории опасно


Нужна ли людям история? Может быть, люди вполне могут жить настоящим, не заглядывая в прошлое? Зачем, вообще говоря, люди хранят свою историческую память? Наконец, чему учит человечество прошлое? Почему вообще существует история? Эти вопросы издавна интересовали философов. Они в отличие от историков не просто накапливали факты, знание о прошедших событиях, а пытались разгадать более общие закономерности исторического процесса. Это и есть сфера философии истории.


Можно начать, скажем, с простых вопросов: зачем человеку постоянно вглядываться в глубь веков? Нужно ли копаться в событиях прошлого, когда в настоящем столько проблем? У животных нет чувства истории. Природная особь ничего не знает о жизни своих предков. Поэтому никакой связи с родственным древом нет. Другое дело — человек. Для него обращение к прошлому — глубинная человеческая потребность.


Ощущение собственных родовых корней — естественное состояние для человека. Пушкин, например, знал всех своих пращуров, начиная с Ратши, который был сподвижником Александра Невского. Писатель И.А. Бунин видел предназначение своего писательского дара в том, чтобы запечатлеть и выразить в творчестве деяния и жизнь целого сонма своих безвестных предков, имена которых потерялись в глубинах истории.


В современной Японии проявился такой культурный феномен, который был назван «бумом родословной». Все бросились изучать предысторию своего появления на свет. Стремятся установить, кем были родители, дедушка с бабушкой, далекие предки, основатели рода. Чем дальше в историю — тем лучше. Надо знать, от кого ты произошел и кто был у истоков твоей родословной.


Разумеется, в культуре можно обнаружить и противоположную тенденцию. Писатель Чингиз Айтматов приводит страшный исторический факт. У древних киргизских племен был обычай: когда они брали в плен представителей чужих племен, то стремились вытравить из их памяти воспоминания о собственном прошлом. Голову пленника стягивали обручем так, чтобы корешки волос прорастали внутрь. В мозгу несчастного происходили необратимые процессы. Он превращался в бессловесное животное, не способное вспомнить, кто он и откуда. Таких людей звали манкуртами. Айтматов использовал это слово как метафору. Тот, кто не ощущает собственных корней, — манкурт. Но ведь и обычные люди часто не интересуются своим прошлым, тем достоянием, которым они располагают от предков. Русский народ назвал таких Иванами, не помнящими родства.


13.1.3. Глубина исторического мышления


Можно, пожалуй, обозначить и противоположную мысль. О культурности народа нетрудно судить по глубине и разносторонности его исторического мышления. Там, где люди ценят свою историю, часто обращаются к ней, извлекают из нее уроки для настоящего, многие напасти минуют людей. Мы часто удивляемся тому, как бывают похожи события прошлого на то, что мы переживаем сейчас. Похоже, люди разыгрывают одну и ту же драму в разных исторических условиях.


Лишь история человечества в целом может дать масштаб для осмысления того, что происходит в настоящее время. Карл Ясперс формулирует эту мысль еще острее: «Взор, обращенный в прошлое, погружает нас в тайну человеческого бытия». Иначе говоря, история может помочь нам понять смысл человеческого существования. Вероятно, это весьма значительный факт — у человечества есть история. Но надо также осознать, что продолжительность этой истории, скажем, в сравнении с животным царством (акулы живут уже 400 млн лет) сравнительно невелика. Тем более небезынтересно поразмышлять над тем, что такое история; каковы ее истоки и ее цель.


Человек издавна создавал для себя картину универсума. Я уже называл различного рода теогонии и космогонии, в которых человеку отводилось определенное место. Здесь обнаруживались уже начатки исторического мышления. Описывалось, как возник мир, когда в нем появился человек. Однако до выработки исторического сознания было еще далеко.


Принципиально иным становится историческое сознание с того момента, когда оно начинает опираться на эмпирические данные и только на них. Такая попытка проявляется уже в легендах о возникновении культуры из мира природы, которая распространилась повсюду — от Китая до стран Запада. Библейское ограничение во времени — 6000-летнее существование мира, как отмечает Ясперс, устранено. Перед нами разверзлась пропасть прошлого и будущего. Исследователи ищут в прошлом следы исторических событий, документы и памятники былых времен.


13.1.4. Был ли золотой век?


Люди были склонны идеализировать прошлое. Так в представлениях многих народов возник образ золотого века — самой ранней поры человеческого существования, когда все оставались вечно молодыми и счастливыми. Одновременно люди пытались распознать и будущее. Мистики разных времен с помощью мистического опыта рассчитывали разомкнуть узы времени. Бросая вызов судьбе, смертные пытались изменить собственный жребий.


В Древнем Востоке элементы исторической науки развивались преимущественно в монументальной форме — изображения, наскальные надписи и рельефы, списки владык, храмовые хроники, библейские описания. Греческие историки собирали и обобщали исторические факты на основе простых записей и сообщений. Начальной ступенью в развитии описания истории у греков был эпос Гомера, в поэмах которого отражена целостная картина раннегреческой эпохи в поэтических образах, а также мифы и легенды, в которых давались определенные толкования исторических событий. Со времен Аристотеля под историей подразумевали описания событий. В дальнейшем понятие истории приобрело более широкое значение. Говорили, например, о естественной истории.


13.1.5. История и доистория


К истории мы относим все то время, о котором располагаем документальными данными. К. Ясперс отмечает: когда нас достигает слово, мы как бы ощущаем почву под ногами. Все бессловесные орудия, найденные при археологических раскопках, остаются для нас немыми в своей безжизненности. «История — всегда ясное для человека прошлое, сфера усвоения этого прошлого, сознание своего происхождения. Доистория — обоснованное, правда, фактически, но не познанное прошлое».


История — великая созидательница. Но она подобна тонкой оболочке над кратером вулкана. Быть может, нам грозит опасность вновь превратиться в людей каменного века, ибо мы, собственно говоря, никогда не перестаем ими быть. Тогда мы, располагая уже не каменным топором, а самолетами, по существу, вернулись бы к доисторическим временам, а тысячелетия истории были бы забыты и следы их стерты в памяти. Конец истории мог бы вернуть человека к тому состоянию, в котором он, будучи уже и все еще человеком, существовал много тысячелетий назад: без знания и сознания того, что от поколения к поколению передавался жизненный опыт.




Основы философии

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.<br> Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для студентов, аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а так же широкого круга читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/osnovy_filosofii/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

299
 Гуревич П.С. Основы философии

Гуревич П.С. Основы философии

Гуревич П.С. Основы философии

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.<br> Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для студентов, аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а так же широкого круга читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/osnovy_filosofii/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством!