Философия Гуревич П.С. Основы философии

Основы философии

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392138517
Язык:
Объем текста: 946 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Вопросы и задания

Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

1.1. Любовь к мудрости

1.2. Что же такое философия?

1.3. В чем же тогда специфика философии?

1.4. Трагизм и величие философии

Глава 2. Философия как мировоззрение

2.1. Философия — это целостное воззрение на мир

2.2. Различные оценки любомудрия

2.3. Судьба философских идей

2.4. Взаимосвязь идей

Глава 3. Основной вопрос философии

3.1. Отношение мышления к бытию

3.2. Бытие определяет сознание

3.3. Материя неотличима от разума

3.4. Фундаментальные вопросы философии

Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения)

4.1. Восточные мудрецы

4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин

4.3. Античные философы

4.4. Религиозные философы Средневековья

4.5. Философия Возрождения

Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.

5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время)

5.2. Философия эпохи Просвещения

5.3. Немецкая классическая философия

5.4. Романтизм

Глава 6. Категория «Бытие» в философии

6.1. Бытие как смысл существующего

6.2. Бытие человека

6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия

6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира

Глава 7. Проблема жизни в философии

7.1. Жизнь — способ бытия человека

7.2. Жизнь как глубочайший философский символ

7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней

Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни

8.1. Сознание и его трактовки

8.2. Генезис сознания

8.3. Сознание и мышление

8.4. Психика и бессознательное

Глава 9. Сознание и познание

9.1. Человек — существо разумное, мыслящее

9.2. Проблема познаваемости мира

9.3. Истина

Глава 10. Человек как главная философская проблема

10.1. Специфически человеческое

10.2. Философская антропология

10.3. Человек как неудавшийся проект

10.4. Проблемы человеческой природы

Глава 11. Человек и его ценности

11.1. Что такое ценность?

11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества

11.3. Общечеловеческие ценности

11.4. Ценностный вакуум

11.5. Ломка вековых ценностей

Глава 12. Человек и техника

12.1. Техника как феномен

12.2. Оживить машину?

12.3. Идея сращивания жизни и конструкции

12.4. Преображенный человек

Глава 13. Человек и история

13.1. Нужна ли людям история?

13.2. Альтернативность истории

13.3. Стадии исторического процесса

13.4. Идея прогресса

Глава 14. Человек и общество

14.1. Общество как феномен

14.2. Многообразие социальных обществ

14.3. Гражданское общество

14.4. Противоречия социальной жизни

Глава 15. Человек и культура

15.1. Многообразие определений культуры

15.2. Культура и цивилизация

15.3. Культура и природа

15.4. Типология культур

Глава 16. Основные виды духовной культуры

16.1. Искусство

16.2. Мораль

16.3. Наука

Глава 17. Человек и религия

17.1. Духовный опыт как основа религии

17.2. Буддизм

17.3. Христианство

17.4. Ислам

17.5. Религия как явление мировой культуры

17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны

Глава 18. Формирование информационного общества

18.1. Информационное общество

18.2. Глобализм

18.3. Экономический кризис и его последствия

18.4. Философия и будущее человечества

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



15.4. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР



15.4.1. Сопоставление Востока и Запада как различных культурных космосов


Само собой понятно, что культура Европы отличается от культуры Азии и Африки. Африка — древняя родина негров, материк прекрасный и горестный. У берегов этого континента впервые лязгнули ржавые цепи кораблей, увозивших невольников в другие части света. Между отдельными государствами материка пролегли пространства пустынь и саванн, горы и тропические джунгли.


Совсем недавно упоминание о древнем африканском континенте вызывало в памяти известные картины: бич, обвившийся вокруг тела черного человека; корабли с невольниками; раб у ног непобедимого владыки. Поэты, слагавшие песни, поэмы, завершали свои произведения традиционным рефреном: «О, скорбный голос Африки моей!» Буйно зеленеющие тропические леса. Знойные ветры Сахары. Белесые туманы, гуляющие утрами по стране.


Английский писатель Редъярд Киплинг (1865—1936) написал такие строчки:


Запад есть Запад,


Восток есть Восток...


Он имел в виду, что это разные экзотические миры и они никогда не сойдутся. Позже в нашем обиходе появилась слетевшая с экрана фраза Сухова, одного из персонажей кинофильма «Белое солнце пустыни»: «Восток — дело тонкое...» Мы привыкли к тому, что мир Востока разительно отличается от Запада. Однако чем? Как определить это отличие?


После освобождения Африки от европейского владычества на континенте появились мыслители, культурологи, поэты, которые стали говорить о своеобразии африканской культуры, более того, о ее неисчерпаемом богатстве и будущем призвании. Различие культур Запада и Востока усматривалось в национальном духе. Предполагалось, что европеец имеет особый психологический склад, который отличает его от африканца. Возникла теория негритюда, утверждающая исключительность исторических судеб Африки. Один из выдающихся создателей негритюда — государственный деятель Сенегала, философ и поэт Леопольд Седар Сенгор (1906—2001).


Размышляя над своеобразием Африки, он утверждал, что негр прежде всего дитя природы. Африканский негр, будь то крестьянин, рыбак, охотник или пастух, живет на лоне природы, вне земли и в то же время с ней. Он вступает в доверительные отношения с деревьями, животными, подчиняясь суточным и сезонным ритмам природы. Он открывает все свои органы чувств для приема любого импульса, вплоть до глубинных волн природы без всякого посредничества.


Для африканца на первом месте всегда стоит форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение.


По мнению Л. Сенгора, африканский негр, образно выражаясь, заперт в своей черной коже. Он живет в первозданной ночи и не отделяет себя от объекта: дерева или камня, человека или зверя, явления природы или общества. Он не держит объект на расстоянии, не подвергает его анализу. Получив впечатление, он берет живой объект в ладони, как слепец, не стремясь его зафиксировать или убить. Он вертит его в чутких пальцах так и этак, ощупывает. И в такой момент чувства захватывают его всего целиком.


Есть еще одно свойство африканской культуры, как ее понимают теоретики негритюда, — чувствительность, восходящая к физиологии. На африканского негра может оказать воздействие не только ритм барабана, но и европейское искусство: танец или маска, живопись итальянского художника Джотто ди Бондоне (ок. 1266—1336) или флорентийское палаццо, торжественная месса или театральный эпизод. Однако впечатление от искусства коренится в чувствительности негра.


«Я мыслю, следовательно, я существую», — писал Рене Декарт. Африканский же негр мог бы сказать: «Я чувствую, я танцую "другого", значит, я существую». Для осознания того, что он существует, ему не нужны слова. Ему нужно не размышлять о другом, а можно «вжиться» в него (как актеры вживаются в образ), станцевав его. В Черной Африке люди постоянно танцуют, потому что чувствуют, причем всегда танцуют кого-то или что-то. Ведь танцевать, по их мнению, значит открывать, отождествлять себя с жизненными силами, жить более полной жизнью, одним словом, чувствовать.


Разумеется, все эти сопоставления в известной мере условны. Однако типологические черты культуры все же улавливаются. Африканец действительно считает себя частью природы, космоса. Он приспосабливается к космическим пульсациям и ритмам. Он и мысль, и тело свое вписывает в природные вибрации, напряжения, спады. Чувственное выступает для него как единый расчленимый ток жизни, космической энергии.


«Дух Африки» рассматривается как принципиально отличный от европейского. Утверждается, что культура Запада тяготеет к рацио, к разуму; культура Африки, как уже отмечалось, гораздо более эмоциональна, интуитивна. Особое развитие получили на африканском континенте музыка и танцы. Так, музыкальная культура Тропической Африки включает музыку государств Бурунди, Кении, Руанды, Танзании, Уганды. Музыка здесь — постоянный компонент религиозных обрядов, магии, празднеств, церемоний (в том числе инициаций, т.е. посвящений во взрослые), а также повседневной жизни.


Итак, перед нами действительно богатая, своеобразная, сложная культура. Проблема сравнения культур, их типологии осложняется еще и тем, что культуры эти меняются во времени.


15.4.2. Хронологическая типология культур


Культура меняется во времени. Каждая эпоха рождает собственный культурный космос. Поэтому культуры можно сравнивать по историческому признаку. В принятой периодизации истории можно выделить древний, средневековый периоды, а также периоды, относящиеся к Новому и Новейшему времени. Если использовать данную схему, то нетрудно перечислить следующие типы культур: культуру Древнего мира (до V в. н.э.), культуру Средневековья (с V по XI в), культуру Нового времени (Х — начало ХХ в.), культуру Новейшего времени (с начала ХХ в.), или современную.


Надо подчеркнуть, что здесь существенна не только отсылка ко времени, но и тот факт, что культура каждой эпохи имеет свои существенные черты. Что можно сказать, например, о древней культуре? Она мифологична. Это ее главнейший признак. Но только ли в древности миф был важнейшим свойством, атрибутом культуры?


Любая автономная, альтернативная позиция как противовес господствующей тоже, если к ней приглядеться, восходит к сокровищнице мифологии. Неужели современное сознание мифологично во всех своих вариантах? Можно ли обеспечить аналитически достоверное постижение реальности или и сегодня диктат мифа неотвратим? Может ли сознание преодолеть собственных идолов? Способен ли разум разорвать оболочку духовного трафарета?


Разумеется, эти вопросы возникают перед исследовательской мыслью не впервые. В XX в. к мифу как феномену духа, сознания было приковано внимание крупнейших ученых — философов, культуроведов, социологов, историков. В обстановке идейных размежеваний родилось немало проницательных интуитивных догадок, «прозрений», о мифе. Возникли принципиально новые трактовки этого духовного феномена. Зафиксирован поразительный факт: миф существует и в современной культуре, высказаны парадоксальные провозвестия о его судьбе.


Однако единой точки зрения на этот древний и вместе с тем современный феномен еще не сложилось. Показателен разброс суждений и оценок. Научно ориентированное сознание по-прежнему противопоставляет мифу достоверность разума, идеи. Критическое, гуманитарное, антропологическое мышление, напротив, усматривает в мифе некое универсальное прозрение. Миф одновременно изобличается и возвеличивается.




Основы философии

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.<br> Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для студентов, аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а так же широкого круга читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/osnovy_filosofii/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

299
 Гуревич П.С. Основы философии

Гуревич П.С. Основы философии

Гуревич П.С. Основы философии

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.<br> Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для студентов, аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а так же широкого круга читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/osnovy_filosofii/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством!