|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу13.3. СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА13.3.1. Циклическое развитиеПеред нами даль веков. Рождаются и распадаются империи. Сменяются культуры. Одни народы сходят с исторической арены, их меняют другие... Наращивается богатство человечества. Но как разделить это историческое время на отдельные периоды? Согласно какой логике выделить смены эпох? Одна из первых попыток создать теоретически обоснованную периодизацию человеческой истории была предпринята итальянским философом Джамбаттистой Вико (1668—1744). В своем сочинении «Основания новой науки об общей природе наций» он пришел к такому выводу: народы развиваются от самих себя, по законам, присущим природе людей. В этом развитии они проходят три эпохи: божественную, героическую и человеческую. Вико не идеализировал древних людей: он показал, что века блаженства никогда не было. Сначала историей заправляли боги, затем — во вторую эпоху — на исторической арене появились герои. Они вступили в борьбу с гигантами-богами. В результате этой борьбы возникли первые государства, сложились языки и культуры. Однако то был лишь первый этап уже небожественной стадии. Согласно концепции Вико, история развивается через революции. Власть находится в руках аристократов, которые распоряжаются ею по собственному усмотрению, что не устраивает плебс. Он восстает против их господства. И тогда начинается «век человеческий». Считал ли Вико его наиболее значительной эрой? Отнюдь нет. По его мнению, это уже было начало упадка и возврата к первобытному состоянию. Философ полагал, что общество медленно разлагается, его ожидают целые века культурного упадка. В конце концов возродится божественный век. Люди перестанут воевать, и воцарится благоденствие. Но что тогда — конец истории? Нет. Цикл начнется снова. Концепция Вико — одна из теорий циклического развития истории. Он полагал, что все народы, подчиняясь всеобщему закону, должны пройти по одному и тому же пути развития. Цикл, согласно представлениям сторонников циклической концепции, есть совокупность явлений, процессов, составляющих круговорот в течение известного промежутка времени, выражение идеи повторяемости, возвращаемости событий. Существование циклов в природе и обществе издавна привлекает внимание философов и ученых. Так, в древнекитайской «Книге перемен» процессы в мире описываются как последовательное чередование ситуаций, рождающихся в результате взаимодействия и тьмы. 13.3.2. Линейные прогрессистские концепцииВ мировой философии, надо признать, чаще рождались все-таки циклические, а не линейные, или прогрессистские, концепции. Одна из них принадлежала К. Марксу. Он обосновал понятие общественно-экономической формации. Так называл К. Маркс исторически определенный тип общества. Формация — «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |