|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу12.2. ОЖИВИТЬ МАШИНУ?12.2.1. Новый образ природыМы называем природой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его обнаружений. Это все существующее во Вселенной, живой и неживой мир. Природа — это то, что не создано руками человека. Она напоена ароматами. Запах источает каждый камень, каждая травинка, каждый кустик и цветок. Напомним: природа — тот язык, на котором Бог разговаривает с человеком. Природа удивляет нас разнообразными загадками, мы восхищаемся ею, открывая ее тайны. Человек присматривался к образам природы и пытался воссоздать их. При раскопках нередко обнаруживают выцарапанные на слоновой кости изображения головы носорога, оленя, коня, мамонта. Эти рисунки как бы дышат той таинственной силой природы, которую боготворили древние люди. Человек видел природу в непрерывном движении, которое продолжается и по сей день: солнце всходит, идет по небосводу и как бы проваливается за «край земли»; движутся по небу звезды и луна, меняющая свою форму. Ясное небо сменялось тучами и облаками, гремел гром и сверкали молнии. Небо осыпало людей кометами. Недра Земли извергали огненные лавы. Землетрясения меняли лик окружающей природы. Рождались и умирали люди и все живые существа... Все — от смены времен года до сновидений — было полно таинственности. Первобытным людям казалось, что вся природа одушевлена, наполнена невидимыми то добрыми, то злыми духами. Считалось, что каждое дерево, каждый источник, каждая река, каждый холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить дерево, разрыть гору, перегородить ручей, человек обязан был попросить об этом природу, принести жертвоприношение, получить согласие божества. Когда наши предки начали приручать детенышей диких животных, сами выращивать растения, они стали поклоняться новым таинственным силам. Прошли тысячелетия. Люди многому научились у природы, смогли использовать ее прежде таинственные для них силы в своих интересах. Человек почувствовал силу своего разума, накапливал знания о природе и заставлял ее служить его интересам. Природа, таким образом, — нечто большее, чем генофонд, хранящий неоткрытые травяные лекарственные средства от будущих болезней. Хотя она, конечно, в первую очередь генофонд. Природа также — «банк памяти», фабрика идей. Жизненные, постиндустриальные парадигмы скрыты в каждом муравейнике джунглей. Миллиарды насекомых, а также аборигенные человеческие культуры, извлекающие смысл из этой жизни, достойны защиты, даже если все еще не обнаружены иные основания, чем метафоры постмодерна. Разрушение прерии уничтожает не только бассейн генов, но и сокровища будущих метафор, понимание и модели необиологической цивилизации. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |