|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу13.4. ИДЕЯ ПРОГРЕССАСоциальный прогресс — это восхождение человечества. Представления о том, что жизнь становится все лучше, что наука открывает небывалые законы, люди оказываются все умнее, кажется естественным. А иначе для чего жило бы человечество, если бы было неспособным устроить свое бытие наилучшим образом? В философии истории идея социального прогресса возникла по аналогии с природой. В течение истории Земли (геологического развития) возникают все более высокоорганизованные, т.е. живые, существа, которые становятся все более приспособленными к окружающей среде. Не так ли и в истории? Когда появилась идея прогресса? По всей видимости, в XVII в. Поначалу прогресс отмечался только в области науки и техники. Затем, к концу столетия высказывались твердые убеждения относительно неизбежности прогресса в области благосостояния, цивилизации, социальной организации человеческого общества, искусстве и литературе, даже в человеческой природе и биологическом строении человека. Стало быть, идея прогресса существовала не всегда, она имеет предысторию, а родившись, приобрела «полный облик» не сразу, актуализируя те или иные стороны общественного процесса, привлекая внимание к разным сторонам социального бытия. Философия XVIII в., основываясь на блестящих результатах естествознания в эпоху открытий и изобретений, сделала вывод о неограниченном могуществе человеческого разума. Многие философы пришли к мысли, что у человечества нет другой задачи, кроме как идти вперед по прежнему пути к все большему овладению природой. Прогресс касается всех сторон человеческого существования — благоденствия, социального устройства, нравственной жизни. Однако чувство истории как осмысленного и сцепленного потока свершений было присуще, по-видимому, весьма непродолжительному периоду европейской истории философии, примерно от начала XIX в. до первой трети XX столетия. В это время еще существовали определенные общезначимые нормы, помогающие исследовать исторический процесс в его целостности. Позже идея прогресса стала подвергаться «демонтажу». В конце XIX в. Фридрих Ницше высказал мысль о том, что человек эпохи Возрождения был гораздо значительнее, богаче, чем его современник, человек XIX в. Какие же основания верить в постоянное восхождение человечества? Ведь, скажем, расцвет экономики далеко не всегда сопровождается нравственным прогрессом. Демократия может смениться тоталитаризмом. Где же здесь прогресс? Видимо, нужны такие критерии, которые позволили бы понять, что становится лучше, а что — хуже. В XX в. идею прогресса стали критиковать со всех сторон. Говорили о том, что это типичное человеческое заблуждение — думать, что все идет к лучшему. Мы нисколько не лучше наших предков. Были ли, скажем, охотники каменного века дикими? Нам представляется, что они во всех отношениях уступали нам. Ведь они располагали луком, стрелами и каменными ножами. Сравнили тоже — у нас есть такие блага технической революции, которые не снились бедным пещерным людям. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |