Философия Гуревич П.С. Основы философии

Основы философии

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392138517
Язык:
Объем текста: 946 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Вопросы и задания

Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

1.1. Любовь к мудрости

1.2. Что же такое философия?

1.3. В чем же тогда специфика философии?

1.4. Трагизм и величие философии

Глава 2. Философия как мировоззрение

2.1. Философия — это целостное воззрение на мир

2.2. Различные оценки любомудрия

2.3. Судьба философских идей

2.4. Взаимосвязь идей

Глава 3. Основной вопрос философии

3.1. Отношение мышления к бытию

3.2. Бытие определяет сознание

3.3. Материя неотличима от разума

3.4. Фундаментальные вопросы философии

Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения)

4.1. Восточные мудрецы

4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин

4.3. Античные философы

4.4. Религиозные философы Средневековья

4.5. Философия Возрождения

Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.

5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время)

5.2. Философия эпохи Просвещения

5.3. Немецкая классическая философия

5.4. Романтизм

Глава 6. Категория «Бытие» в философии

6.1. Бытие как смысл существующего

6.2. Бытие человека

6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия

6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира

Глава 7. Проблема жизни в философии

7.1. Жизнь — способ бытия человека

7.2. Жизнь как глубочайший философский символ

7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней

Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни

8.1. Сознание и его трактовки

8.2. Генезис сознания

8.3. Сознание и мышление

8.4. Психика и бессознательное

Глава 9. Сознание и познание

9.1. Человек — существо разумное, мыслящее

9.2. Проблема познаваемости мира

9.3. Истина

Глава 10. Человек как главная философская проблема

10.1. Специфически человеческое

10.2. Философская антропология

10.3. Человек как неудавшийся проект

10.4. Проблемы человеческой природы

Глава 11. Человек и его ценности

11.1. Что такое ценность?

11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества

11.3. Общечеловеческие ценности

11.4. Ценностный вакуум

11.5. Ломка вековых ценностей

Глава 12. Человек и техника

12.1. Техника как феномен

12.2. Оживить машину?

12.3. Идея сращивания жизни и конструкции

12.4. Преображенный человек

Глава 13. Человек и история

13.1. Нужна ли людям история?

13.2. Альтернативность истории

13.3. Стадии исторического процесса

13.4. Идея прогресса

Глава 14. Человек и общество

14.1. Общество как феномен

14.2. Многообразие социальных обществ

14.3. Гражданское общество

14.4. Противоречия социальной жизни

Глава 15. Человек и культура

15.1. Многообразие определений культуры

15.2. Культура и цивилизация

15.3. Культура и природа

15.4. Типология культур

Глава 16. Основные виды духовной культуры

16.1. Искусство

16.2. Мораль

16.3. Наука

Глава 17. Человек и религия

17.1. Духовный опыт как основа религии

17.2. Буддизм

17.3. Христианство

17.4. Ислам

17.5. Религия как явление мировой культуры

17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны

Глава 18. Формирование информационного общества

18.1. Информационное общество

18.2. Глобализм

18.3. Экономический кризис и его последствия

18.4. Философия и будущее человечества

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



16.1. ИСКУССТВО



16.1.1. Что такое искусство?


Искусство — творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Как и почему возникло искусство? Философы выделяют различные версии происхождения этого вида творчества. Подражательные теории исходят из того, что человек видел в природе замечательные образцы и старался как-то воспроизвести их, получая от этого огромного удовольствие. Но эти теории не во всем убедительны. Немыслимо полагать, что великие художники работали во имя этой цели, что Микеланджело строил собор Св. Петра, а Данте или Мильтон писали свои поэмы ради развлечения. Если искусство и есть удовольствие, то удовольствие не от вещей, а от форм.


Наслаждение формами совершенно отличается от наслаждения вещами или чувственными впечатлениями. Формы не могут просто запечатлеваться в умах: их надо воспроизвести, чтобы почувствовать их красоту. Это обычный ход мысли всех древних и современных систем гедонизма в эстетике: они предлагают психологическую теорию эстетического удовольствия, которое никак не в состоянии учесть фундаментальный факт эстетического творчества.


Многие теоретики считают, что подражание — главный инстинкт, неустранимый факт человеческой природы. «Подражание, — писал Аристотель — присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания». Но подражание — также неисчерпаемый источник наслаждения, и это доказывается тем, что мы наслаждаемся самими реалистическими воспроизведениями в искусстве тех предметов, созерцать которые в действительности нам неприятно, например низших животных или мертвого тела. Аристотель описывает это наслаждение скорее как теоретический, чем как специфически эстетический опыт. «...Приобретать знания, — писал он, — весьма приятно не только философам, но равно и прочим людям, с тою разницей, что последние приобретают их ненадолго. На изображения смотрят (они) с удовольствием, потому что, взирая на них, могут учиться и рассуждать, что (есть что-либо) единичное, например, что это — такой-то...»


Оценивая эти мысли Аристотеля, Кассирер отмечает, что на первый взгляд такой принцип применим разве что к репрезентативным искусствам, т.е. к искусствам, основанным на представлениях. Его, однако, нетрудно перенести на все другие формы. Даже музыка становится образом вещей. Даже игра на флейте и танец не что иное, как подражание, поскольку флейтист или танцовщик в своих ритмах представляют человеческие характеры, действия и состояния. Вся история поэзии вдохновлена словами Симонида: «Живопись — поэзия немая, поэзия же — говорящая живопись». Поэзия отлична от живописи лишь средствами и способами подражания, а не самой общей им функцией подражания.




Основы философии

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.<br> Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для студентов, аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а так же широкого круга читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/osnovy_filosofii/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

299
 Гуревич П.С. Основы философии

Гуревич П.С. Основы философии

Гуревич П.С. Основы философии

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.<br> Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для студентов, аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а так же широкого круга читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/osnovy_filosofii/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством!