|
ОглавлениеГлава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе 1.3. В чем же тогда специфика философии? 1.4. Трагизм и величие философии Глава 2. Философия как мировоззрение 2.1. Философия — это целостное воззрение на мир 2.2. Различные оценки любомудрия Глава 3. Основной вопрос философии 3.1. Отношение мышления к бытию 3.2. Бытие определяет сознание 3.3. Материя неотличима от разума 3.4. Фундаментальные вопросы философии Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от Античности до Возрождения) 4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 4.4. Религиозные философы Средневековья Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в. 5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 5.2. Философия эпохи Просвещения 5.3. Немецкая классическая философия Глава 6. Категория «Бытие» в философии 6.1. Бытие как смысл существующего 6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира Глава 7. Проблема жизни в философии 7.1. Жизнь — способ бытия человека 7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 7.3. Смысл жизни и благоговение перед ней Глава 8. Сознание — высшая ступень развития жизни 8.4. Психика и бессознательное 9.1. Человек — существо разумное, мыслящее 9.2. Проблема познаваемости мира Глава 10. Человек как главная философская проблема 10.1. Специфически человеческое 10.2. Философская антропология 10.3. Человек как неудавшийся проект 10.4. Проблемы человеческой природы Глава 11. Человек и его ценности 11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 11.3. Общечеловеческие ценности 12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 13.2. Альтернативность истории 13.3. Стадии исторического процесса 14.2. Многообразие социальных обществ 14.4. Противоречия социальной жизни 15.1. Многообразие определений культуры Глава 16. Основные виды духовной культуры 17.1. Духовный опыт как основа религии 17.5. Религия как явление мировой культуры 17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны Глава 18. Формирование информационного общества 18.3. Экономический кризис и его последствия 18.4. Философия и будущее человечества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу6.2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА6.2.1. Проблемы подлинного существованияСлово «бытие» всегда имело и определенный обыденный оттенок. Но в качестве философской категории оно вовсе не означает житейски достоверное существование. Напротив, как было показано, бытие скрывается за наличностью. В отечественной литературе последнего времени наметилась своеобразная тенденция: многие исследователи понимают бытие как повседневное существование человека. Пишут о социальном, культурном, цивилизационном бытии человека... Реально же речь, вообще говоря, идет о том, в каких условиях живет человек, в каком социальном измерении он рассматривается. Однако в истории философии проблема бытия имеет совершенно иной характер. Специфика этой темы заключается именно в том, что наличные обстоятельства жизни человека выносятся «за скобки». Индивид «ухватывается» в нетипичных, критических или, как говорят философы, «пограничных» ситуациях. Бытие есть свобода человека, величайшее напряжение всех его человеческих сил. «Перелетные птицы, — отмечает отечественный философ В.В. Бибихин, — каждый год дважды подвергают себя предельному, на последней границе выносливости напряжению всего своего существа, пускаясь в путь за тысячи километров. А человек благодаря своей исключительности может теперь, в наше время — и большинство пятимиллиардного населения земного шара так и ведет себя — прожить всю жизнь от рождения до смерти, не поставив себя на грань даже биологической, не говоря уже о духовной выносливости, не зная до самого смертного часа, что такое предельное». Но разве человечество в целом не находится на грани выживания? Конечно находится. Однако при трактовке бытия речь идет не о внешних условиях жизни. Ведь экстремальную ситуацию человек не может принять без напряжения, без мобилизации всех своих внутренних резервов. Представим себе, человек умирает. Силы уже оставили его. Биологически он почти труп. Он практически утратил способность воспринимать жизнь. А вот другой пример. Человек на смертном одре ощущает глубину своей заброшенности, оставленности. Он осознает, насколько мучителен его жребий, и это приносит ему духовные страдания. Именно так описал Л. Толстой смерть Ивана Ильича в одноименной повести. Подлинное бытие человека невозможно охватить в его целостности, потому что оно расколото. Индивид рождается мужчиной или женщиной, что обусловливает в нем тягу к восполнению своего бытия (вспомните, что думал об этом Платон). Есть желание реализовать в себе всю полноту существования, но это невозможно. Человек далек от того, чтобы быть абсолютным законченным единством в себе самом, хотя большинство философов именно так его и представляют. На самом деле индивид обнаруживает в себе лишь относительное и фрагментарное единство. Человек, даже если его рассматривать во всей полноте его самораскрытия, никогда не достигнет полноты бытия. Он может быть всего лишь частичным проявлением бытия. Человек стремится преодолеть границы собственного существования, расширить их. Это его сущностное свойство. Однако большинство людей вполне могут удовлетвориться обычным природным существованием, раствориться в недрах социальной анонимности, не пытаясь прорваться к истине бытия. В этом случае философы говорят: бытие ускользает, не проявляется. Внимание! Авторские права на книгу "Основы философии" (Гуревич П.С.) охраняются законодательством! |