Юридическая Фролова Е.А. История политических и правовых учений. Учебник

История политических и правовых учений. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 06.07.2017
ISBN: 9785392259588
Язык:
Объем текста: 626 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. История политических и правовых учений в системе социальных наук

Глава 2. Политические и правовые учения в Древней Греции

Глава 3. Политические и правовые учения в Древнем Риме

Глава 4. Политические и правовые учения в Западной Европе в период средневековья

Глава 5. Политические и правовые учения в России в XI–XVI вв.

Глава 6. Политические и правовые учения в Западной Европе XVI в.

Глава 7. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период буржуазных революций

Глава 8. Политические и правовые учения немецкого и итальянского Просвещения XVII–XVIII вв.

Глава 9. Политические и правовые учения в России второй половины XVII — первой половины XVIII в.

Глава 10. Политические и правовые учения во Франции XVIII в.

Глава 11. Политические и правовые учения в России второй половины XVIII в.

Глава 12. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII — начале XIX в.

Глава 13. Консервативные политические и правовые учения в Западной Европев конце XVIII — начале XIX в.

Глава 14. Политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в.

Глава 15. Социалистическая политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в.

Глава 16. Политические и правовые учения в России в первой трети XIX в.

Глава 17. Политические и правовые учения в Западной Европе во второй половине XIX в.

Глава 18. Социалистическая политическая и правовая идеология второй половины — первой трети XX в.

Глава 19. Либеральная политическая и правовая идеология в России в конце XIX — начале XX в.

Глава 20. Политические и правовые доктрины в Западной Европе и США в XX в.

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 11.
Политические и правовые учения в России второй половины XVIII в.


1. Введение


Во второй половине XVIII в. в России укрепляется сословный строй, основу которого составляло самодержавие и крепостничество. Дворянство стремилось расширить свои привилегии, особенно исключительное право собственности на крепостных крестьян. Усиливалось угнетение крепостного крестьянства, вспыхивали волнения, назревала крестьянская война. Самодержавие защищало феодальный строй России. В 1762 г. в результате дворцового переворота на российском престоле оказалась Екатерина II. Ее правление — период «просвещенного абсолютизма», для которого было характерно противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.


Во второй половине завершилось законодательное оформление крепостничества, по существу не отличающееся от рабства. Крепостным запрещено было жаловаться на помещиков, последние получили право ссылать крепостных в Сибирь. Крестьянская война (1773–1775 гг.) под руководством Е. Пугачева против помещиков была жестоко подавлена.


Политическая и правовая идеология образованных классов второй половины XVIII в. развивалась под влиянием идей Просвещения.


2. Политическая концепция «просвещенного абсолютизма» («Наказ Екатерины II»)


Екатерина II (1729–1796 гг.) — императрица всероссийская (28 июня 1761 – 6 ноября 1796) — пришла к власти в результате дворцового переворота. Первые годы ее правления характеризовались разработкой новой идеологии, использующей для оправдания самодержавия и крепостничества отдельные идеи Просвещения. Идеология Просвещения выдвинула на первый план мысль об ответственности правителей перед подданными. С помощью идей Просвещения, контактов с его лидерами (переписка с Вольтером, Д'Аламбером, приглашение в Россию Дидро и др.) Екатерина II стремилась оправдать свое незаконное воцарение и поднять общеевропейский престиж Российского государства. Особое влияние на современников и последующую политико-правовую мысль оказали книга Ш. Монтескье «О духе законов» и работа Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Екатерина II внимательно ознакомилась с этими сочинениями; она всерьез подумывала о приглашении Беккариа в Россию.


Политика Петра I была осуждена: монарх не может дать «самовластию своему соединиться с самовольным стремлением на все такие установления в государстве, «которые ведут к “оскорблению народа”». Екатерина II обещала «учредить добрый порядок и утвердить правосудие в любезном нашем отечестве». В 1767 г. была созвана Комиссия для создания проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян.


Екатерина II подготовила для этой Комиссии «Наказ», который на три четверти воспроизводил фразы и тексты Монтескье и Беккариа. В письме к Д'Аламберу (1765 г.) Екатерина II писала: «Я Вам хотела послать некоторую тетрадь, но требуется время, чтобы сделать ее разумною. (…) Вы из нее увидите, как там я на пользу моей империи обобрала президента Монтескье, не называя его. Надеюсь, что если бы он с того света увидел меня работающею, то простил бы эту литературную кражу во благо двадцати миллионов людей, которое из того последует. (…) Его книга служит для меня молитвенником». «Наказ» не был действующим законом, не был даже его проектом, однако на долгое время явился одним из важных документов отечественного права и политико-правовой идеологии XVIII в.


В «Наказе» содержатся декларативные положения, не осуществимые при самодержавно-крепостническом строе России: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода, понимаемая как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение государственной власти пределами, этой властью установленными и др.


Положения «Наказа», общение с просветителями должны были показать «просвещенность» Екатерины II и повысить уровень российской империи, причислив ее к цивилизованным странам. «Россия есть европейская держава» — этим положением открывается I глава «Наказа». В духе идей Монтескье о физических причинах образов правлений, Екатерина II обосновывает самодержавие в России с учетом географического положения страны: «Российская империя есть столь обширна, что кроме самодержавного государя всякая другая форма правления вредна ей… Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно». В «Наказе» Екатерина II текстуально воспроизводит разделы «О духе законов» Монтескье, однако существенно меняет смысл идей французского просветителя (заменяет «деспотизм» «самодержавием»). Мысль о разделении властей, представляющее у Монтескье систему «сдержек и противовесов» и обеспечивающее политическую свободу в обществе, в «Наказе» подменяется разграничением компетенции государственных органов и ведомств, подвластных тому же самодержцу. «Общее благо, — объясняется в «Наказе», — лучше всего обеспечивается не какими-то ограничивающими власть монарха правительственными учреждениями, а именно неограниченностью власти государя, интересы которого со счастьем его подданных неразделимы.


Самодержавное правление стремится не лишать людей «естественной их вольности», а направлять их действия «к получению самого большого ото всех добра». «Вольность» граждан должна, согласно «Наказу», обеспечиваться деятельностью государства, которое поддерживает промышленность, «ободряет» торговлю, развивает просвещение, заботится о воспитании, веротерпимости и др.


Вопрос о некотором смягчении крепостного права (в первоначальном тексте «Наказа» предлагалось определить законом порядок выкупа крепостных и др.) вызвал пристальный интерес екатерининского окружения. Дворяне были обеспокоены слухами о возможности облегчения крестьянского положения; официальная точка зрения по этому вопросу сводилась к тому, что злых помещиков в России нет, а крестьяне в империи «в большинстве случаев довольны своими помещиками» (князь Щербатов). Провозглашенная в начале царствования Екатерины II идея «общего блага» в качестве цели самодержавия обернулась казенным оптимизмом: «А это примечено, что помещик крестьян, а крестьяне помещиков очень любят» (Сумароков); «наши налоги так умеренны, что каждый русский крестьянин может есть курицу, когда ему вздумается. В последнее время они, впрочем, предпочитают курице индюшку» (из письма Екатерины II Вольтеру).


Обращение к этой теме объяснялось не столько «лицемерием» Екатерины II, сколько реальной опасностью крестьянских волнений. «Положение крестьян таково критическое, что, окроме как тишиной и человеколюбивыми учреждениями, бунта их ничем избегнуть неможно. А если мы не согласимся на уменьшение жестокости и умерение крестьянам нетерпимого их положения, то и против нашей воли сами оную волю возьмут рано или поздно», — писала она генерал-прокурору Вяземскому.


Однако под давлением окружения Екатерина II «помарала» соответствующие разделы «Наказы». В окончательном его варианте крепостничество оценивалось как факт, не подлежащий критике. Твердый курс правительства на защиту самодержавия и дальнейшее укрепление крепостного права соответствовал интересам основной массы дворянства.


Деятельность Уложенной комиссии была прекращена.


В России сложился тип полицейского государства, качественным образом отличавшийся от феодально-прусского государства с его детальной правовой регламентацией всех сторон общественной и частной жизни. В силу обширности территории России, невысокого уровня культуры дворян-помещиков, архаичности законодательства, традиционной покорности, угодничества властям в ущерб авторитету права, политический режим империи определялся произвольным вторжением в жизнь низших сословий со стороны чиновников, полиции, помещиков. Если официальной идеологией «просвещенного абсолютизма» были либеральные идеи Просвещения, то подлинной программой стала политика макиавеллизма: «Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот», — обращалась Екатерина II к своим высшим сановникам.


В целом для этой эпохи было характерно расхождение между словом и делом, что проявилось в попытке перенять просветительские идеи для преобразования общественно-политического строя России по пути усиления реакционных феодально-крепостнических учреждений.


3. Политико-правовая идеология феодальной аристократии (М. М. Щербатов)


Политика абсолютизма, отвечавшая интересам дворянства в целом, не во всем соответствовала пожеланиям родовой аристократии. Родовитая знать чувствовала свою отстраненность от процесса смены власти, из ее среды раздавались жалобы на «вознесение» фаворитов временами с самых низов на вершины феодальной иерархии — «знатность затмевается фавором», «действует более сила персон, чем власть мест государственных».


Пренебрежительное отношение к родовитым феодалам вызывало аристократическую реакцию на чрезмерную самостоятельность и произвол абсолютистского государства в духе идеологии монархомахов. Особенностью идеологии феодальной аристократии явились попытки использовать при критике абсолютизма отдельные идеи Просвещения.


Во второй половине XVIII в. продолжалось составление проектов, программные требования которых сводились к тому, чтобы «ограничить самовластие твердыми аристократическими институциями», реформировать Сенат и (или) учредить при монархе императорский совет и др. Так, группа дворянских конституционалистов во главе с Паниным пытались ограничить власть монарха. В манифесте от 6 июля 1762 г. (составлен Паниным) резко критиковалось самовластие монарха, особенно, если он не наделен «добрыми и человеколюбивыми качествами».




История политических и правовых учений. Учебник

В учебнике освещается всемирная история политической и правовой мысли. Раскрываются основные политико-правовые теории Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Значительное внимание уделено истории политических и правовых учений России. На конкретно-историческом материале показано развитие политико-правовой идеологии в единстве философско-методологических основ, теоретического содержания и программных положений.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, философских, политологических и других гуманитарных вузов и факультетов.

419
 Фролова Е.А. История политических и правовых учений. Учебник

Фролова Е.А. История политических и правовых учений. Учебник

Фролова Е.А. История политических и правовых учений. Учебник

В учебнике освещается всемирная история политической и правовой мысли. Раскрываются основные политико-правовые теории Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Значительное внимание уделено истории политических и правовых учений России. На конкретно-историческом материале показано развитие политико-правовой идеологии в единстве философско-методологических основ, теоретического содержания и программных положений.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, философских, политологических и других гуманитарных вузов и факультетов.

Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Учебник" (Фролова Е.А.) охраняются законодательством!