Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.08.2014
ISBN: 9785392161737
Язык:
Объем текста: 669 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Предмет философии

Глава 2. Сознание

Раздел II. История философии. Глава 1. Античная философия

Глава 2. Средневековое общество и средневековая философия

Глава 3. Возрождение и реформация

Глава 4. Философия нового времени

Глава 5. Немецкая классическая философия

Раздел III. Онтология и теория познания. Глава 1. Учение о бытии

Глава 2. Материя и движение

Глава 3. Развитие, диалектика как учение о развитии

Глава 4. Познание

Раздел IV. Социальная философия. Глава 1. Предмет и метод социальной философии

Глава 2. Материальные основы общественной жизни

Глава 3. Общество как целостное образование

Глава 4. Общество как динамическая система

Раздел V. Человек в своих высших стремлениях и неутилитарном отношении к миру. Глава 1. Предельные метафизические вопросы бытия

Глава 2. Смерть

Глава 3. Труд

Глава 4. Игра

Глава 5. Любовь

Глава 6. Свобода

Глава 7. Счастье



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
Немецкая классическая философия


5.1. Философия Канта


Иммануил Кант (1724—1804) рассматривается как родоначальник немецкой классической философии — философии, которая фактически завершает традицию развития философской классики. После нее начинается новая эпоха в развитии философского мышления, которая, с одной стороны, выразилась в формировании философии марксизма, по-новому оценившего роль человека в мире и предложившего новые методы познания. В марксистской философии человеческая субъективность более всего получает выражение в практическом смысле. Принципиальным положением марксизма становится тезис о том, что мы не можем знать начала мира и не можем ничего сказать об отдаленном будущем. Возможным и достоверным является лишь рассуждение, построенное на базе выявления основной тенденции развития, представленной в современности. Исходным основанием для выявления такой тенденции является исследование самого массового отношения, в которое люди вступают в процессе их общественной жизни. Для Маркса таким массовым отношением, как известно, стал обмен товаров. С другой стороны, получили развитие так называемые неклассические философии. Они продвинулись в утверждении человеческой субъективности дальше марксизма в том смысле, что вообще стали рассуждать с позиции того, что о мире может сказать отдельный человек, какую картину бытия он может построить для себя. Отсюда, например, хайдеггеровское превращение бытия в себе в бытие для себя. Чертами неклассической философии стали имманентизм (принципиальное неразличение субъекта и объекта, понимание объекта как не существующего вне субъекта), тезис о предшествовании существования сущности, обращение к исследованию иррациональных сторон человеческого бытия, исследование коллективного процесса жизни людей как неупорядоченного, фрагментарного, плюрального. Последнее получает развитие в постмодернизме. Многие из тенденций, представленных в послемарксистской философии, были заложены в философии Канта, а затем — Фихте и Шеллинга. Что же касается Гегеля и Фейербаха, то их идеи более всего получили развитие как раз в марксизме. Отсюда получается, что звездой современной западной философии является в общем-то не Гегель, а как раз Кант. Это делает обращение к данному мыслителю тем более интересным.


Вся академическая карьера Канта была связана с Кенигсбергом. Из этого города он никогда никуда не уезжал. Окончив один из факультетов Кенигсбергского университета (какой точно — неизвестно, но, во всяком случае философский факультет по правилам того времени не мог быть основным образованием), он затем был доцентом, профессором, и два раза — ректором того же университета. Кант был очень пунктуальным человеком. Но его пунктуальность пришла не сразу. Этому его обучил его друг, бизнесмен. Он попросту уезжал от назначенного места встречи, если Кант опаздывал хоть на минуту. Кант не был женат, любил обедать в кругу друзей. Будучи от рождения слаб здоровьем, он тем не менее прожил долгую и плодотворную жизнь, так как сумел выработать для себя эффективные правила практического поведения, которым он никогда не изменял.


Творчество Канта разделяется на докритический и критический периоды. В первый период творчества он интересовался естественными науками, высказал (наряду с Лапласом) гипотезу о вихревом происхождении солнечной системы, о замедлении скорости вращения Земли, вызванном приливным трением.


В критический период мысли Канта сосредоточились на вопросах познания и практического поведения человека, которые он осмыслил с точки зрения пределов того, что именно человек может знать и на что он может рассчитывать в плане практического поведения. Новая постановка вопросов по данной проблематике требовала критически рассмотреть предшествующую традицию. Этому периоду отвечают три знаменитые критики: «Критика чистого разума» (1781), где рассматривается теория познания, «Критика практического разума» (1788), где рассматриваются вопросы нравственности и формулируется оригинальное этическое учение, «Критика способности суждения» (1790), где рассматривается комплекс вопросов, связанных с эстетическим отношением человека к миру, показывается единство этики и эстетики, высказываются мысли о перспективах исторического развития человечества. По существу «Критика способности суждения» является синтезом двух предыдущих критик, завершением всего кантовского учения. Кроме этих трех больших работ у Канта есть много других произведений, перекликающихся с отдельными вопросами, разбираемыми в трех критиках.


Рассматривая проблемы познания, относящиеся к первой критике, Кант начинает с вопроса о том, как возможны априорные положения математики. Он обращает внимание на то, что положения математики или геометрии не имеют непосредственного основания в чувственном опыте, не зависят от того, как именно строятся отношения с миром у отдельно действующего субъекта. Это и наводит на мысль об их доопытности, независимости от того, что говорят нам о мире чувства. Далее Кант обращает внимание на то, что в чувствах вообще нет того, что появляется в рассудке. Ведь чувственные данные разрозненны, а понятия рассудка связаны так, что у нас имеет место представление о причинности, постоянстве субстанции и т. д. Используя в качестве методологический базы своих рассуждений юмовский скептицизм, Кант продолжает рассуждать о том, насколько правомерно использовать подобные понятия. Это приводит его к более общему вопросу о том, откуда в знании вообще возникает общее, тогда как в чувствах ее нет.


Отвечая на данный вопрос, Кант создает особую метафизическую систему. Он говорит, что мир явлений, т. е. мир в таком виде, в каком он предстает перед нами, является конструкцией самого человека. Это происходит из-за того, что имеются априорные формы чувственности — пространство и время, а также априорные категории рассудка. Эти априорные формы и категории и создают то общее, что появляется в человеческих представлениях о мире. Таким образом, вся реальность разделяется онтологически на два мира: мир вещей самих по себе, принципиально недоступный для нашего познания (мир ноуменов), и мир явлений (мир феноменов). Мир ноуменов является трансцендентным, абсолютно непознаваемым. О нем мы можем делать только предположения.


Процесс познания в кантовской теории разделяется на три ступени: 1) чувственное познание, в результате которого происходит первичное восприятие (конструирование) явлений, предметы располагаются в последовательности некоторого пространства и времени; 2) рассудочное познание, в котором благодаря априорным категориям рассудка создаются представления о причинности, постоянстве явлений, количестве, качестве и т. д.; 3) познание с помощью чистого разума, в котором делаются предположение о сфере трансцендентного.


Разум формулирует наиболее общие идеи. С помощью этих идей оказывается возможным построить синтетическое знание о человеке, его месте в мире (в природе) и боге. Однако, так как достоверного, верифицируемого познания трансцендентного не существует, весь процесс развивается как система предположений. При этом разум формулирует антиномии, т. е. тезисы, которые с равной степенью могут быть приняты или заменены противоположными. Разум, таким образом, оказывается сферой диалектического мышления.


Преодоление антиномичности оказывается уже, собственно, только практическим. Это следует понимать как то, что для обретения высшего смысла бытия необходимо принять те тезисы, которые человека в принципе устраивают. на основе этого строится нравственное учение Канта и развиваются его представления об истории.


В этике Кант известен как создатель автономного способа обоснования морали. Это означает, что мораль должна быть выведена из нее самой, без обращения к какой-либо внешней реальности. Кант считает принципиально невозможным выведение морали из идеи счастья человека, рассмотрения его страстей, склонностей, т. е. он совершенно отвергает тот путь, которым этическая теория в основном развивалась до него.


Все императивы Кант делит на гипотетические и категорические. Гипотетические императивы показывают, как можно достичь некоторой практической цели. Категорический императив является самостоятельной целью.


Так как принадлежность к миру ноуменов схватывается высшим, диалектическим разумом, нравственный закон выводится из предельной формы мышления, из способности разума мыслить всеобщими категориями. В исходной формулировке он звучит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».


С точки зрения Канта, человек, опирающийся на категорический императив, перед совершением нравственного поступка должен представить, смогло бы общество или даже вселенная, состоящая из существ, наделенных разумом, существовать, если бы все поступали так же, как собирается поступить он? Если нет, от поступка такого рода необходимо отказаться. Понятно, что универсализация, заставляющая ставить себя на место другого, да еще и требующая оценивать возможность существования общества при тех или иных вариантах поступков, конечно, выражает гуманистическую установку. Если допустить, что человек будет действовать в соответствии с категорическим императивом, обман, грубое нарушение интересов другого, его использование как средства действительно будут исключены.


Кроме данного в пределах строго формальной логики правила универсализации Кант предлагает еще несколько формулировок категорического императива. В них он стремится наполнить методику мысленной универсализации поведения более конкретным содержанием, определить сферу, всеобщие законы бытия которой могли бы быть моделью контроля человеческого поведения, а также ввести принцип активности нравственной воли. В результате категорический императив приобретает еще два выражения: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»; практический принцип воли есть «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы».


Во второй формулировке, несомненно, можно увидеть более конкретное, по сравнению с первой, содержание. Здесь ясно представлены обязанности каждого отдельного индивида по отношению ко всему человечеству. Переход к данной формулировке обеспечивается через введение понятия «цель целей». Сущность бытия всякого объекта состоит, по Канту, в реализации всех заложенных в нем потенций. Это основное свойство его природы и, следовательно, тот же самый всеобщий закон. С этой точки зрения, жить по всеобщим максимам, по которым могла бы существовать природа (вариация первой формулировки), и означает для человека реализацию всех его потенций, как в смысле индивидуального развития, так и в смысле развития всего человечества.


Кант видит, что вторая формулировка категорического императива требует более широкого, более конкретного понимания долга. Он называет этот долг долгом человека перед самим собой и связывает его с понятием заслуги. Это понятно: реализовать себя как члена всего человеческого рода означает получить признание со стороны человечества, т. е. иметь заслугу и моральное достоинство. Тем не менее безусловным, наиболее строгим является, по Канту, все же первый тип долга, т. е. долг непосредственно следующий логической процедуре универсализации возможного поведения.


В третьей формулировке Кант, по существу, разрешает некоторое противоречие, заключенное в его собственной теории. Оно связано с тем, что мотив исполнения самого категорического императива со стороны отдельного индивида непосредственно не раскрывается. Соответственно, оказывается необходимым ввести императив для самой воли, утвердить требование ее постоянной нравственной активности.


Однако косвенная аргументация того, почему нужно следовать категорическому императиву, у Канта имеется, и она, наверное, составляет наиболее интересную, манящую наше воображение часть его учения. Первым аргументом Канта в этом отношении является тезис о том, что поведение, следующее из разума, является единственно надежным. Склонности в силу их многообразия, даже в том случае, если они поставлены под контроль разума, такого надежного критерия принципиально содержать не могут. Второй аргумент связан с вводимым Кантом понятием интеллигибельного мира. Интеллигибельный мир — это гипотетически предполагаемый мир ноуменов, к которому человек принадлежит именно как разумное существо, и этот мир является миром свободы. В пользу его существования в принципе свидетельствует то, что человек совершает нравственные поступки. Если бы такого мира не было, мораль, вообще говоря, была бы невозможна, так как в обычном мире явлений все детерминировано причинно-следственными связями и свобода в нем является лишь иллюзией. Это показала еще философия XVII в.


Точных знаний об интеллигибельном мире у человека, однако, нет, ведь не надо забывать, что это мир трансцендентный, принципиально недоступный для чувственного познания. Но что же в таком случае человек может о нем сказать? В этом пункте Кант предлагает интереснейшую методологическую посылку, выраженную в различных его работах, но прежде всего в работе «Критика практического разума» и в работе «Религия в пределах только разума». Мы реконструируем здесь эту методику в сжатом виде.


Так как человек принадлежит к интеллигибельному миру через посредство разума и этот мир трансцендентен, только разумом человек может сделать о нем некоторые предположения. Как уже говорилось, этот мир рассматривается как мир свободы. Следовательно, человек, как свободное существо, может сделать свободные утверждения о том, каков этот мир. Таким образом, человек сам становится творцом предполагаемого им же самим трансцендентного мира. И здесь Кант задается вопросом о том, каким бы человек хотел видеть мир, если бы он был создан по законам его нравственной воли. Ответ Канта в этом вопросе однозначен. Это такой мир, в котором совпадали бы счастье и заслуга человека, т. е. его моральное достоинство, связанное с вкладом в общечеловеческое благо, было бы обязательным условием его счастья.




Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.

319
Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. 2-е издание. Учебное пособие" (Разин А.В.) охраняются законодательством!