|
Философия. 2-е издание. Учебное пособие
|
|
Возрастное ограничение: |
12+ |
Жанр: |
Философия |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
11.08.2014 |
ISBN: |
9785392161737 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
669 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Предмет философии
Глава 2. Сознание
Раздел II. История философии. Глава 1. Античная философия
Глава 2. Средневековое общество и средневековая философия
Глава 3. Возрождение и реформация
Глава 4. Философия нового времени
Глава 5. Немецкая классическая философия
Раздел III. Онтология и теория познания. Глава 1. Учение о бытии
Глава 2. Материя и движение
Глава 3. Развитие, диалектика как учение о развитии
Глава 4. Познание
Раздел IV. Социальная философия. Глава 1. Предмет и метод социальной философии
Глава 2. Материальные основы общественной жизни
Глава 3. Общество как целостное образование
Глава 4. Общество как динамическая система
Раздел V. Человек в своих высших стремлениях и неутилитарном отношении к миру. Глава 1. Предельные метафизические вопросы бытия
Глава 2. Смерть
Глава 3. Труд
Глава 4. Игра
Глава 5. Любовь
Глава 6. Свобода
Глава 7. Счастье
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 4. Общество как динамическая система
4.1. Социальная революция
В уже упоминавшемся предисловии «К критике политической экономии» К. Маркс следующим образом характеризует социальную революцию: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение».
Социальная революция однозначно связывается здесь с конфликтом между производительными силами и производственными отношениями, который приобретает далее характер борьбы между людьми, являющимися носителями разных экономических интересов. Те общественные классы, которые занимают в прошлой системе производства привилегированное положения, борются за сохранение старой формы социальной связи. Например, за сохранение сословных привилегий, которые при феодализме гарантировали высшим слоям общества преимущества в осуществлении их экономической деятельности. Носители новой социальной связи, соответственно, выступают против сословных привилегий, отстаивают равенство налогообложения, защищают личную свободу граждан, борются против ограничений на развитие производства, связанных с лицензионной политикой королевской власти.
В истории развития классового общества производственные отношения всех новых общественно-экономических формаций в основном складывались еще в недрах старых. Для того чтобы открыть простор их развитию, нужно было только изменить юридическую форму, т. е. ввести новые законы, создающие условия для беспрепятственной деятельности нового общественного класса. Это и создает впечатление о том, что надстроечные отношения как бы следуют за базисными. Но в действительности дело обстоит совсем не так. Элементы новой надстройки точно так же складываются в недрах старого общества, как и элементы нового базиса. Они подготавливаются проведением реформ, открывающих простор новым видам экономической деятельности. Эти реформы вносят реальные изменения в институты существующей надстройки. В России, например, развитие капитализма сопровождалось реформой 1961 г., освободившей крестьян от крепостной зависимости, затем — столыпинскими реформами, в принципе открывшими путь к развитию фермерского хозяйства.
Было бы неправильно сводить социальную революцию только к политическому перевороту, связанному с переходом власти от одного общественного класса к другому. Это лишь ее завершающая часть. Неверно отождествлять ее и с политическим насилием. Конечно, в истории развития общества было много кровавых революций. С политическим насилием была связана Великая французская буржуазная революция, завершившаяся кровавой диктатурой Робеспьера. В Англии революционные события сопровождались казнью короля, роспуском парламента, установлением диктатуры Кромвеля. Много насилия было совершено в ходе Октябрьской революции в России, когда была сделана попытка организовать принципиально новое общество на социалистических началах. Но история знает и революции, произошедшие без массового насилия. Например, буржуазная революция в Иране произошла без массового насилия. Ненасильственными революциями западные теоретики называют освобождение бывших стран — сателлитов Советского Союза от сложившихся в них тоталитарных режимов.
Многие теоретики общества видели в революциях явление патологическое, однозначно связывали их с крайними формами насилия, с разрушением налаженного механизма управления обществом. Спенсер, например, называл революции «общественными изменениями ненормального характера». Он сравнивал восстания с голодом и болезнями. Английский философ К. Поппер в книге «Открытое общество и его враги» пишет об эволюционном развитии экономики. Политическая революция имеет, с его точки зрения, смысл только тогда, когда социальная революция уже стала реальностью.
Взгляд Поппера имеет определенные основания. Дело в том, что экономика, вообще говоря, представляет собой систему, обладающую значительной инерцией, и ее резкое изменение, проводимое ради реализации некоторой политической идеи, например ради желания быстро построить справедливое общество, способно привести к разрушению нормальных экономических связей, а затем и разрушению общественных производительных сил.
Политическое насилие особенно опасно тогда, когда резкие изменения в экономической организации общества мыслятся как осуществляемые по заранее подготовленному плану, когда происходит насильственное, не подготовленное предшествующим ходом истории изменение форм собственности на средства производства. Классики марксизма, как известно, считали, что производственные отношения нового социалистического типа не могут сложиться в недрах старого общества. Поэтому, по их мнению, для построения социализма нужен особый переходный период, в ходе которого устанавливается власть пролетариата, его диктатура.
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что в выводе о необходимости диктатуры пролетариата как условия построения нового общества марксизм был не прав. С помощью насилия не удается построить новое общество. И не потому, что насилие вообще не играет никакой роли в истории. Сопротивление уходящих с исторической арены классов всегда в той или иной мере подавляется с помощью насилия. Но вот создавать через насилие базис нового общества означает нарушать те самые объективные законы, которым так много внимания уделяется в основополагающих положениях марксизма. В истории развития социалистического общества в России это, в частности, обернулось диспропорциями в отношении производства и потребления.
Волюнтаристическое проведение социалистической индустриализации, начиная с тяжелой промышленности, создало дефицит товаров, который вызвал множество кризисов в реальном развитии экономики, в частности заставил отказаться от НЭПа в 30-е годы, свел на нет реформы 70-х годов и продолжался вплоть до полного краха советской системы в СССР. Дисбаланс между производством и потреблением и явился в данном случае проявлением действия объективного общественного закона соотношения производительных сил и производственных отношений. До определенного этапа проблемы, связанные с его нарастанием, удавалось отодвигать. Но настало время, когда это привело к полнейшему ослаблению действия отвечающих товарному производству стимулов труда.
Кроме того, сама идея о том, что именно пролетариат является преобразователем старого общества, представляется неправильным. По мысли Маркса, он играет такую роль потому, что не принадлежит старому обществу в полном смысле слова, так как не имеет никакой собственности на средства производства. Следовательно, он объективно не заинтересован в существовании такого общества, основным движущим стимулом развития которого является именно увеличение размеров частной собственности, возрастание капитала.
Данная теоретическая конструкция представляет собой предельный уровень абстракции в объяснении мотивов поведения личности. В действительности человек принимает или не принимает общество, в котором он живет, не в непосредственной зависимости от своей роли в производственном процессе, а в зависимости от того, насколько ему в этом обществе комфортно. Это определяется тем, каковы возможности его личного потребления, в какой зависимости они находятся от непосредственно затраченного труда и насколько интересен сам этот труд. По этим показателям современное капиталистическое общество отличается от того общества, которое наблюдал Маркс, как небо и земля. Пролетариата в классическом виде, т. е. рабочих, работающих у станков, вместе по гудку идущих на фабрику, способных к организации в силу одинаковости условий их труда и сосредоточения больших масс людей на одной фабрике, в нем просто не осталось.
Отсюда ясно, что и о преобразовании современного нам общества в связи с развитием новых технологий, дальнейшим возрастанием уровня производительных сил можно говорить только в смысле какого-то консенсуса прогрессивных сил. Думается, что это также будет не революционное, а эволюционное преобразование, так как современная экономика представляет собой столь разветвленную и слаженную систему, отдельные сбои в работе которой могут вызвать так называемый эффект домино, привести к глобальной техногенной катастрофе.
4.2. Социальное управление
Управленческие отношения представлены в самых разных звеньях сложного общественного организма, начиная от согласования производственных действий небольшой группы людей (например, в какой-то артели) и кончая управлением в масштабах государства, группы государств, а на современном развитии общества — и всего человечества. Осуществление управления связано с выполнением определенных требований, диктуемых специфическими общественными законами. Например, не может быть управления без определенной субординации, обязательности исполнения решений подчиненными, компетенции управляющих органов и т. д.
Применить некоторые принципы управления в первичных звеньях общественного производства невозможно, если использование этих принципов не допускает то, что может быть названо общей общественной связью людей, что объединяет их в масштабах отдельного государства, отдельного социального организма. Например, если нет достаточно развитых рыночных отношений, невозможно взимать земельную ренту в денежной форме. Остаются только более простые способы извлечения прибавочного продукта в виде барщины или натурального оброка, а на более ранних стадиях развития общества — и за счет использования рабского труда.
В определенных условиях показывает свои преимущества демократическая процедура принятия решений, но это преимущество реализуется не всегда. Тогда, когда нет времени для обсуждения решений, например во время ведения боя, действия в чрезвычайных обстоятельствах, необходимо оперативное управление, основанное на жестком единоначалии.
Общим принципом управления является сочетание жесткой субординации: подчинения низших звеньев управления высшим, с одной стороны, и демократическая процедура принятия решений, основанная на обсуждении — с другой. Процедура коллективного обсуждения, выслушивания разных мнений находит место даже в жестких управленческих структурах, где доминирует единоначалие, например в армии существует институт военного совета.
На уровне организации властных структур государства (демократического) сочетание субординации и единоначалия с коллективным решением проявляется в разделении исполнительной и законодательной власти. Исполнение решений всегда связано с оперативным управлением, и потому соподчинение оказывается здесь необходимым. Законодательная же власть основана на принципе принятия решений большинством.
Первоначально представление об обществе как организованной и управляемой системе связывалось с различными метафизическими предположениями, с допущением божественного происхождения человека, заданности всех условий его деятельности со стороны совершенного божественного разума (божественных форм — Аристотель) или Бога, представленного уже в личном плане в качестве творца и правителя мира (Ветхий Завет).
Дальнейшим шагом на пути развития представлений о возникновении общества и организации системы власти стали теории общественного договора. Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Договор рассматривался как тот поворотный пункт, который превратил разрозненных индивидов в единое целое, сделал общество управляемым.
Философия. 2-е издание. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.
Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие
Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.
Внимание! Авторские права на книгу "Философия. 2-е издание. Учебное пособие" (Разин А.В.) охраняются законодательством!
|