Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.08.2014
ISBN: 9785392161737
Язык:
Объем текста: 669 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Предмет философии

Глава 2. Сознание

Раздел II. История философии. Глава 1. Античная философия

Глава 2. Средневековое общество и средневековая философия

Глава 3. Возрождение и реформация

Глава 4. Философия нового времени

Глава 5. Немецкая классическая философия

Раздел III. Онтология и теория познания. Глава 1. Учение о бытии

Глава 2. Материя и движение

Глава 3. Развитие, диалектика как учение о развитии

Глава 4. Познание

Раздел IV. Социальная философия. Глава 1. Предмет и метод социальной философии

Глава 2. Материальные основы общественной жизни

Глава 3. Общество как целостное образование

Глава 4. Общество как динамическая система

Раздел V. Человек в своих высших стремлениях и неутилитарном отношении к миру. Глава 1. Предельные метафизические вопросы бытия

Глава 2. Смерть

Глава 3. Труд

Глава 4. Игра

Глава 5. Любовь

Глава 6. Свобода

Глава 7. Счастье



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Развитие, диалектика как учение
о развитии


3.1. Развитие как необратимый,
направленный процесс


Говоря о двух концепциях в понимании специфики движения, мы уже отмечали важность различия между качественными и количественными изменениями.


Это различие приобретает особое значение тогда, когда ставится вопрос о развитии мира. Развитие само по себе может быть определено на основе двух признаков. Это, во-первых, «возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее», и, во-вторых, то что имеет некоторую направленность изменений. Необратимое изменение само по себе, с моей точки зрения, не есть еще развитие, так как необратимое изменение может иметь место и в процессе разрушения. Разрушение же приводит к уничтожению сложной формы, возникновению более простой, в результате чего возможностей для дальнейших изменений данной формы уже не остается. Качественное изменение в процессе разрушения происходит скачкообразно, и этот процесс, хотя он и совершается во времени, обычно не имеет особых стадий, характерных для процессов развития, например при росте живого организма. При разрушении тела бабочки не происходит ни ее превращение в куколку, ни в личинку. В философии было сформулировано множество концепций, в которых делалась попытка ответить на вопрос о том, почему происходит развитие. Античные философы в основном считали, что все стремится к своей совершенной форме, которая сама по себе заключена в некотором вселенском разуме. Были теории преформизма, в которых полагалось, что все стадии развития, все соответствие меняющихся частей заложено в исходно развивающемся ядре, некоторой монаде. Современная философия пытается ответить на этот вопрос, используя теорию самоорганизующихся систем. Сохраняя преемственность с предшествующими стадиями развития, система в то же время постоянно приобретает новые возможности. Но она не может не развиваться так как реализация каждой новой возможности связана с энергетическими затратами, с растратой накопленной на предшествующих стадиях развития энергией. Для восполнения этой энергии оказывается необходимым все новый и новый поиск.


Таким образом, можно сказать, что развитие — необратимое изменение, сопровождающееся усложнением структурной организации, имеющее закономерный характер, которое для внешнего наблюдателя всегда предстает как движение к какой-то заранее намеченной цели. В мире, в том числе даже среди высокоорганизованных структур (например, в животном мире), имеют место и процессы, связанные с упрощением формы. Они могут быть характеризованы как эволюционные изменения, но не могут быть отнесены к развитию. В философии используется также понятие «прогресс». На мой взгляд, оно связано с внесением в понятие «развитие» некоторого ценностного критерия, показывающего, сколь желательным оно является для человека. Соответственно, понятие прогресса может быть отнесено только к развитию человеческого общества.


3.2. Законы диалектики


Законы — это те общие, фундаментальные положения, которые человек формулирует в процессе познания как итог определенного этапа развития знания. Закон всегда отражает устойчивое, повторяющееся, существенное в явлениях. Признак существенности является чрезвычайно важным для характеристики закона, так как именно на нем основано то, что дает уверенность в постоянстве проявления свойств. В силу того, что закон формулируется как общее положение, относящееся к данному классу явлений, он может быть использован в качестве методологического основания для дальнейшего развития знания. Все частные по отношению к данному закону явления подчиняются его требованиям. Существуют объективные законы. Явления соответствуют тому, что говорит объективный закон не потому, что кто-то его сформулировал, а потому, что сам закон отражает имеющую место природу вещей. Такие законы существуют и в природе, и в обществе. Например, закон всемирного тяготения в природе, закон соответствия производительных сил и производственных отношений в обществе. Но в обществе имеют место и другие законы, которые вводятся людьми для сознательного упорядочивания их общественных взаимодействий, например нормы права или морали. Эти законы также не являются произвольными, так как их существование в обществе в течение определенного исторического времени зависит от того, сколь эффективное воздействие на общественную реальность они оказывают. Тем не менее, в отличие от законов природы и объективных законов общественной жизни, подчинение требованиям данных законов в каждом конкретном случае происходит именно потому, что имеет место санкционированное законодательными органами государства (в случае действия правовых норм) или подтвержденное авторитетом общественного мнения (в морали) утверждение определенных требований.


В философском мышлении обобщаются такие черты реальности, которые позволяют установить общие законы развития природы общества и мышления человека. Эти законы также являются объективными, т. е. они проявляют себя независимо от воли и сознания людей, хотя в отдельных актах познания, и в своей общественной практике человек, естественно, действует как существо, наделенное волей и сознанием.


Наиболее глубокое понимание развития как процесса, который может быть описан с точки зрения его определенных стадий и критериев совершенства отдельных форм, дает диалектика.




Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.

319
Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. 2-е издание. Учебное пособие" (Разин А.В.) охраняются законодательством!