Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.08.2014
ISBN: 9785392161737
Язык:
Объем текста: 669 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Предмет философии

Глава 2. Сознание

Раздел II. История философии. Глава 1. Античная философия

Глава 2. Средневековое общество и средневековая философия

Глава 3. Возрождение и реформация

Глава 4. Философия нового времени

Глава 5. Немецкая классическая философия

Раздел III. Онтология и теория познания. Глава 1. Учение о бытии

Глава 2. Материя и движение

Глава 3. Развитие, диалектика как учение о развитии

Глава 4. Познание

Раздел IV. Социальная философия. Глава 1. Предмет и метод социальной философии

Глава 2. Материальные основы общественной жизни

Глава 3. Общество как целостное образование

Глава 4. Общество как динамическая система

Раздел V. Человек в своих высших стремлениях и неутилитарном отношении к миру. Глава 1. Предельные метафизические вопросы бытия

Глава 2. Смерть

Глава 3. Труд

Глава 4. Игра

Глава 5. Любовь

Глава 6. Свобода

Глава 7. Счастье



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Общество как целостное образование


3.1. Базис и надстройка


Как уже говорилось, в процессе развития общества в целом выполняется закон соответствия производительных сил и производственных отношений. Определенный уровень технологии требует таких форм организации общественной взаимосвязи, которые позволяют применять соответствующие этим технологиям стимулы труда. Если этот закон нарушается, что может иметь место при неправильных управленческих решениях, в обществе начинают развиваться негативные процессы, которые с неизбежностью вызывают недовольство людей и подготавливают социальные изменения общества, проводимые теми общественными силами, которые оказываются способны предложить новые прогрессивные способы организации производства или отказаться от использования не оправдавших себя новаций.


Определенные производственные отношения требуют соответствующих форм их организации, т. е. определенных государственных институтов, юридических и моральных норм, гарантирующих права личности на осуществление определенного типа экономической деятельности, обеспечивающие ее право распоряжаться полученным в результате данной деятельности доходом. Это выражается законом соответствия базиса и надстройки.


Кратко характеризуя свой взгляд на общество в предисловии работы «К критике политической экономии», К. Маркс писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания».


Базис — это экономический строй общества на данном этапе его развития. Основу этого строя составляют производственные отношения. Но к базису можно отнести и осознанные экономические связи, в которые люди вступают, осуществляя свою производственную деятельность, например планируемые поставки продукции от одного предприятия к другому, исчисляемые в экономических показателях. Однако то, как оформляется ответственность за осуществление данных поставок, какие санкции применяются в случае их срыва, относится уже к области надстройки. Долгое время, основываясь на приведенном выше положении Маркса, в литературе к базису относили исключительно производственные отношения. Но если исключить из базиса осознанные экономические взаимодействия людей, будет вообще непонятно, что, собственно, отражается в надстройке, как человек принципиально может отражать то, что складывается независимо от его воли и находится вне понимания его сознания?


Надстройка включает в себя совокупность отношений, с помощью которых люди упорядочивают свои первичные (базисные взаимодействия), а также осуществляют управление социальными процессами и постижение окружающего их мира, т. е. это политические, юридические, моральные, эстетические отношения, а также отношения, связанные с организацией научной деятельности. Кроме вторичных (идеологических) отношений к надстройке относятся также те учреждения, которые обеспечивают воспроизводство осознанных взаимодействий людей, и разного рода идеи, теоретические взгляды. Идеи и взгляды представляют собой наиболее подвижный, более всего удаленный от базиса элемент надстройки. Политические и юридические отношения наиболее приближены к базису.


Фактически производственные отношения не могут сложиться в обществе в завершенном виде, если соответствующие им взаимодействия людей не получают своих правовых гарантий, если не выполняются соответствующие данным отношениям взаимные ожидания людей. Таким образом, надстройка, т. е. государственные институты, юридические и моральные нормы, отражают экономический базис совсем не в смысле копирования производственных отношений (ведь нелепо было утверждать, что в них как-то представлены пропорции общественного производства), а в том смысле, что обеспечивают адекватные условия их воспроизводства.


В целом можно сказать, что надстройка выполняет служебную роль по отношению к базису. Но при этом, конечно, нужно иметь в виду, что в надстройке имеются и такие идеи, которые могут быть направлены на преобразование старого базиса, на утверждение новых форм социальной организации. Эти элементы в наибольшей мере проявляют себя тогда, когда старые экономические отношения изживают себя, когда уже имеются примеры новых форм организации производства, т. е. производительные силы объективно требуют иных способов организации взаимодействия людей на макроуровне.


По мере усложнения характера общественного производства надстройка становится все более активной. Это связано, во-первых, с управлением производством, в которое оказывается вовлечено много людей, в котором имеет место развитое разделение труда, осуществляются многообразные бизнес-коммуникации и т. д. Во-вторых, с тем, что производство становится таким, что его уже невозможно осуществлять без личной свободы граждан и демократических форм социальной организации. Это означает, что участники общественной жизни все в большей и в большей степени вовлекаются в социальные процессы, каждый их них начинает более активно бороться за свои экономические интересы. Это выражается в изменении характера надстроечных отношений, отражении в политической жизни борьбы различных социальных сил, создании многопартийной системы, развитии демократических институтов власти. В результате надстройка постепенно становится все более активной.


Раскрывая свой взгляд на соотношение базиса и надстройки, Энгельс, отвечая критикам марксизма, обвиняющим его в экономическом детерминизме, в письмах последних лет писал: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное — лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь... Экономическое положение не оказывает своего воздействия автоматически, как это для удобства кое-кто себе представляет, а люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие — политические и идеологические, — являются в конечном счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию».


Отсюда ясно, что признание активной роли надстройки вовсе не отрицает положения о решающем значении базиса, о зависимости изменений в надстройке от изменений в базисе. Ясно также и то, что данную зависимость нельзя понимать как автоматическое копирование в надстроечных явлениях всех изменений базиса. Наоборот, сложная диалектика взаимосвязи надстроечных явлений между собой обусловлена как раз тем, что люди не просто реагируют на изменение условий их экономической жизни, а именно сами создают эти изменения, борются за новые формы обмена, за более эффективные способы организации своих производственных взаимодействий.


Каждое радикальное изменение базиса сопровождается и радикальными изменениями в надстройке. Это, прежде всего, выражается в том, что власть переходит к другому общественному классу. Каждому определенному базису соответствует и определенная надстройка, которая в целом играет по отношению к нему служебную роль. Но данный процесс нельзя понимать упрощенно, в том смысле, что, если в каком-то государстве происходит буржуазная революция, там возникает точно такая же надстройка, как и в других государствах капиталистического типа. Дело в том, что в развитии общества преемственность осуществляется как по линии базиса, так и по линии надстройки. Люди, привыкшие жить в определенных исторических условиях, занимающие в государственных учреждениях определенные посты, придерживающиеся определенной морали и религиозных представлений, не готовы отказаться от привычных для них форм жизни только потому, что в экономических отношениях развиваются новые, пусть даже весьма радикальные процессы. Учреждения надстройки поэтому могут выступать при новом способе производства в преобразованном, изменившем свою суть, но все же в известной мере сохраняющем старую форму виде. Так, например, многие современные капиталистические страны сохранили институты королевской власти, которые действуют в них наряду с парламентскими формами правления.


3.2. Государство и политическая организация
общества


Политическая организация общества выражается в том, что это общество неоднородно, т. е. в нем есть разные социальные образования: классы, нации, государства, групповые объединения людей, преследующие свои цели, и что отношения между ними в значительной мере упорядочены, организованы прежде всего за счет деятельности государства. Государство — центральный элемент политической организации любого общества. Но в политическую организацию входят и иные элементы: прежде всего политические партии, разного рода движения (выдвигающие политические лозунги, но не ставящие своей целью борьбу за места в представительном органе государства), профсоюзы, творческие союзы и др. Конечно, политическая роль различных общественных организаций неодинакова. Например, союз ветеранов играет не столь значительную роль в политической жизни общества, как та или иная политическая партия, но он все равно есть. В условиях, когда общество в целом организовано политически, любая общественная организация несет на себе политическую нагрузку, так или иначе выражает свои политические симпатии или антипатии, даже если она осуществляет, на первый взгляд, далекую от политики деятельность.


Политика в самом общем плане как состояние общества представляет собой отношения между нациями, классами, государствами и отдельными людьми по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика как действие представляет собой целенаправленную активность людей, направленную на борьбу за изменение их социального статуса, расширение возможностей для осуществления своей экономической деятельности, включая стремление получить поддержку или прямое представительство в органах государства, иметь возможность влиять на принятие выгодных для себя политических решений в масштабах всего общества или отдельного региона.


Постольку, поскольку государство решает и экономические вопросы, но решает их политическими средствами, под политикой часто понимают любое целенаправленное действие группы лиц или даже отдельного лица. Например, решение о строительстве нового аэродрома представляет собой экономическое дело. Но коль скоро это решение принимается какими-то органами власти, оно уже приобретает политический характер. За него борются те силы, которые в этом заинтересованы, например владельцы земли, где предполагается осуществить строительство, а противостоят те, которые не получают от этого никаких выгод и видят для себя некоторое неудобство в его осуществлении, например жители ближайших микрорайонов города или расположенных рядом населенных пунктов.


Но кроме борьбы за принятие политическими средствами определенных экономических решений, в обществе, конечно, постоянно осуществляется и такая политическая деятельность, которая направлена на решение общих вопросов. Это вопросы о характере налогообложения, об условиях выполнения гражданами общественных обязанностей (например, о том, как должна быть организована служба в армии), а также о том, как общество должно быть организовано в целом, с точки зрения представления людей о социальной справедливости.


Вопрос о справедливости попал в поле философского обсуждения еще в Античности, но до сих пор продолжает волновать современных людей и приобретает все большее и большее значение.


Рассматривая эту проблематику, нужно принять во внимание два вида справедливости, которые были выделены еще Аристотелем. Это уравнительная (направительная) справедливость и справедливость распределительная. Уравнительная справедливость означает, что люди в принципе согласны с тем, что общество может существовать только в том случае, если между ними будет происходить равный обмен их важнейшими социальными качествами. Например, если договоры будут исполняться, если никто не будет отнимать у другого принадлежащую ему по праву собственность.


Аристотель в этой связи отмечает: «Ведь безразлично, кто у кого украл — добрый у дурного или дурной у доброго — и кто сотворил блуд — добрый или дурной; но если один поступает неправосудно, а другой терпит неправосудие и один причинил вред, а другому он причинен, то закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он обращается как с равными». Хотя Аристотель анализирует справедливость как этическую категорию, в современном обществе она не в меньшем мере стала категорией политического и правового сознания. В своих рассуждениях о направительной справедливости Аристотель, по существу, улавливает одну из самых существенных характеристик права, как применения равного масштаба к неравным лицам. Принцип равного обмена социальными качествами работает и в праве, и в морали. В морали он только представлен не столь формально в том смысле, что здесь может иметь место и добровольно полагаемое личностью неравенство такого обмена, но только в том случае, если это осуществляется в ущерб собственным интересам. Например, кто-то может быть милосердным, может прощать человека, который обошелся с ним дурно, и тем самым не соблюдать эквивалентного обмена нравственными характеристиками.


Другой тип справедливости — это справедливость распределительная, или воздающая по заслугам. Это мера, в которой общество оценивает вклад личности в общественное благо и вознаграждает ее за этот вклад. Такая справедливость предполагает определенное неравенство между людьми, но неравенство оправданное, идущее не только на пользу отдельным лицам, но и на пользу всему обществу, создающее стимулы для его эффективного развития, в чем объективно заинтересованы все. «...Распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство».


Относительно первого вида справедливости вопрос решается достаточно просто (хотя бы в теории). То, что люди должны в равной степени обладать основополагающими нравственными качествами, заметили еще софисты. В известном мифе, где раскрываются многие положения их учения (воспроизведенном Платоном в диалоге «Протагор»), на вопрос Гермеса, обращенный к Зевсу, о том, как распределять нравственные качества, так ли, как и другие умения, т. е. есть давать одним больше одного, а другим другого, Зевс отвечает: нет — давать всем одинаково. Всякого же, кто не может быть причастным к стыду и правде, убивать как язву общества, приказывает Зевс.


Относительно второго вида справедливости дело обстоит гораздо сложнее. Дело в том, что в обществе существуют разнокачественные виды труда, между которыми невозможно установить никакого прямого эквивалента. Некоторые виды труда могут быть справедливо обменены на другие, исходя из эквивалента, связанного с затратой времени, необходимого на производство той или иной вещи. Например, часовщик может эквивалентно обменивать свой труд на труд гончара. Но сколько, например, должен получать за свой труд по организации производства владелец автозавода? Сколько должен получать за свой труд ученый, который полжизни потратил на то, чтобы сделать одно, но очень важное для общества открытие (а может быть, и не сделал, но доказал, что какое-то направление поиска было ложным, бесперспективным, что в общем-то тоже является общественно ценным результатом)?


Два отмеченных вида справедливости Аристотель называл частными. Кроме того, используется еще и категория общей справедливости. В ней отражается факт заинтересованности всех в существовании общества. На этом основании может осуществляться коррекция частных видов справедливости, например перераспределение общественных доходов в пользу тех, кто лишен возможности трудиться, кто в силу каких-то обстоятельств оказался в сложном положении, потому что общество, в принципе, заинтересовано в гуманизации общественных отношений. Оно заботится о всех своих гражданах.


Конечно, в обществе идет работа, направленная на теоретическое решение отмеченных выше проблем справедливого распределения, например, создаются научно обоснованные нормы потребления, разрабатываются так называемые потребительские корзины, однако в основе практического решения данных вопросов все же прежде всего лежит борьба людей за их экономические интересы. По форме же эта борьба неизбежно оказывается борьбой политической, так как она большей частью организована, а если бы это было не так, то в обществе просто наступила бы всеобщая анархия.


Политическая борьба разворачивается и за сами формы обмена, позволяющие определенной группе лиц заниматься тем или иным видом экономической деятельности. Поэтому в обществе, где, например, имеет место ограничение свободной торговли, те, кто хочет свободно торговать, будут обязательно бороться за отмену этих ограничений. Если какой-то вид коммерческой деятельности в силу тех или иных условий развития объявляется государственной монополией, всегда найдутся силы, борющиеся за отмену этой монополии, и т. д.


Политическая борьба разворачивается и по другим вопросам. Скажем в связи с вопросом о том, насколько общество может гарантировать своим новым членам доступ к позициям и должностям, насколько оно в этом смысле является открытым и какими реальными механизмами такая открытость должна быть обеспечена, скажем, как должны быть гарантированы культурные и образовательные права граждан.


Как видим, направления политической борьбы многообразны. Ради упорядочивания условий для ее осуществления создаются определенные общественные институты. В отличие от российской традиции словоупотребления, в западной политической теории термин «институт» понимается очень широко, т. е. не только как то или иное государственное учреждение, но и как привычные и разрешенные формы организации семьи, нормативные акты, законы, упорядочивающие жизнь людей. В широком смысле слова совокупность всех таких институтов в их реальном взаимодействии с центральным элементом политической жизни, т. е. с государством, и представляет собой политическую организацию общества.


Кроме отмеченных выше направлений политической деятельности у государства есть такие функции, которые не связаны непосредственно с задачами упорядочивания борьбы отдельных граждан и их объединений за свое место в социальной организации, а направлены на защиту всех граждан. Это относится как к вопросам внутренней жизни государства, что выражается в создании институтов, направленных на поддержание законности, борьбы с преступностью, так и к вопросам внешнеполитической жизни, к защите от возможной внешней агрессии.


В современном обществе создана международная политическая организация. Это выражается в развитии средств международного контроля за отношениями между государствами, развитием системы по ограничению распространения ядерного оружия, запрещением использования оружия массового поражения, включая ядерное, химическое и бактериологическое. Большинство стран подписало соответствующие Женевские конвенции и придерживается их выполнения даже в том случае, если между государствами возникают прямые военные конфликты.


В результате создания международной политической организации общества, более всего развившейся после Второй мировой войны (именно после этой войны была создана ООН), человечеству в целом до сих пор удается исключать глобальные конфликты и в значительной мере ограничивать развитие локальных конфликтов. В этом смысле судьба современного человечества подтверждает блестящий прогноз Канта, сделанный в его поздних работах: «К вечному миру», «Человеческая история во всемирно-гражданском плане», «Критика способности суждения». Там Кант утверждает, что человечество придет к такой политической организации, в которой будут исключены войны, каждый народ получит гарантии своей независимости. Малые нации будут спокойно существовать, и иметь возможность развивать свою культуру наряду с большими.


3.3. Государство и гражданское общество


Как уже говорилось, государство является центральным элементом политической организации общества. Но оно не существует изолированно от других элементов, обеспечивающих развитие политической жизни, и от тех экономических процессов, которые развиваются в обществе вне непосредственного контроля со стороны государства.


Как уже отмечалось, государство возникает из выполнения определенной общественной функции и его сила и степень обособления от общества обычно выше там, где требуется выполнение каких-либо особых общественных функций, например производство крупных работ по орошению или защита от постоянной опасности неприятельского вторжения. В современных государствах в связи с новыми принципами проведения политики, в частности попытками вовлекать массы в процесс принятия политических решений на уровне их подготовки, а не только одобрения, степень отчуждения государства от общества снижается.


Однако в процессе самого возникновения классов и государства, а также дальнейшего развития рабовладельческих и феодальных государств степень отчуждения государства от общества возрастала. Это обусловило длительный исторический процесс, в ходе которого граждане по мере своих возможностей боролись с государством, создавали самодеятельные организации, способные хоть как-то противостоять произволу государственной власти, нередко сводившейся к власти отдельного лица.


Ф. Энгельс называет два основных признака государства: это территориальное деление общества и публичная власть. Территориальное деление общества означает, что граждане государства определяются по территории проживания. Их представительство в государственные органы наряду со всеми другими условиями их существования осуществляется по территориальному принципу, а не по принципу родства, как это было в условиях союзных племен, возникших в конце развития родоплеменной организации. Публичная власть, в свою очередь, включает два основных признака. Это существование особых отрядов вооруженных людей, в отличие от вооружения всего народа при родовом строе, и наличие чиновничьего аппарата, который собирает налоги с населения и организует выполнение общих, общественно необходимых работ. Особые отряды вооруженных людей включают в себя армию, полицию, в современных государствах — тайную полицию, разведывательные органы и т. д. Современные исследователи выделяют еще третий признак. Это — суверенитет. Суверенитет означает, что государство выступает полноправным независимым субъектом в отношениях с другими государствами. Оно имеет право защищать свою неприкосновенность, заключать торговые договоры с другими государствами, вступать с ними в политические союзы. В современном мире государство также является субъектом международного права.


Демократические государства также обязательно имеют представительный орган, созданный для того, чтобы государство могло выражать волю народа. Этот орган (в разных государствах он называется по-разному, например парламент, дума, конгресс) является органом законодательной власти. Кроме того, в государстве существует независимая от законодательной исполнительная и судебная власть. Глава исполнительной власти — президент или премьер-министр — в современном мире в основном также избирается в результате прямых демократических выборов или определяется как представитель партии, получившей большинство в парламенте. Судебная власть, в соответствии с предусмотренным в разных странах порядком, также в большинстве случаев выбирается в результате прямых и косвенных выборов. Верховный или Конституционный Суд имеет право контроля принимаемых законов на их соответствие конституции как высшему закону государства. Таким образом, разные ветви власти контролируют друг друга, выступают в виде противовесов, не позволяющих группе лиц однозначно присвоить себе и направить лишь на собственную пользу исполнение государственных функций. Но такая система относится уже к современным государствам, в развитии которых общественный демократический процесс получил свое реальное воплощение.


Как же государство возникает исторически? Почему оно становится силой, встающей над обществом, а в ряде случаев — и силой, прямо подавляющей общественные свободы, почему общество это позволяет? Как отмечает Ф. Энгельс, возникновение подобной сложной организации имело под собой строгую экономическую необходимость. Так, переход к территориальному делению общества обусловлен тем, что в связи с развитием экономической жизни на территориях, населенных традиционно представителями определенных родов, появилось население, не принадлежащее к этим родам. Оно не имело возможности обращаться для защиты своих интересов в органы родового строя. Соответственно, требовалось разрушение родовой организации. Публичная власть возникает из необходимости защиты от внешних врагов (в Афинах, например, охраны морских коммуникаций) и из необходимости осуществления крупномасштабных общественных работ (например, устройства оросительных систем в Египте). Ведение войн в связи с развитием новых методов военного искусства также становится специализированной деятельностью и уже не может осуществляться теми же людьми, которые выполняют другие хозяйственные функции. В переходе к государственной организации, таким образом, оказываются заинтересованными все слои населения, и именно поэтому оно возникает ненасильственным путем.


Однако заинтересованность различных общественных слоев в создании государства различна. У лиц, занимающих экономически господствующее положение, оно выше. Именно эти лица осуществляют интенсивную торговлю и потому заинтересованы в охране торговых путей, морских коммуникаций, в защите своего богатства от внешних врагов. Они помимо этого управляют уже производством в смысле его организационной стороны, и потому они же выступают инициаторами проведения общих общественных работ. Кроме того, следует отметить, что первоначально значительная часть богатства скапливается в руках родовой знати, лиц, занятых управлением делами союзных племен, т. е. лиц, которые становятся экономически господствующим классом в силу своего общественного привилегированного положения. Но сохранить свое господствующее положение при прежних методах и условиях управления для них оказывается невозможным в силу изменившегося характера производства. Следовательно, они тоже оказываются заинтересованными в переходе к государственной организации общества, хотя, как показывает история, в итоге дальнейших классовых битв, сопровождающих процесс возникновения развитых государств, родовая знать часто лишается своего привилегированного положения (борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме, аристократии и демократии в Древней Греции). Знаменательно, что это происходит именно там, где интенсивно развиваются товарные отношения. В странах Востока родовая знать просто переходит от догосударственной организации к привилегированному положению в органах создающегося государства.


Большая заинтересованность экономически господствующих лиц в возникновении государства и, что очень важно подчеркнуть, их большая организационная сплоченность, обусловленная характером практических дел, которые они осуществляют, обусловливает то, что даже в относительно демократических государствах сразу же с первыми реформами, знаменующими переход к территориальному делению общества, на занятие государственных должностей устанавливается имущественный ценз. Неимущие классы идут на это добровольно, так как богатство имеет уже авторитет, с ним связывается могущество, а следовательно, и представление о влиянии, которое может быть употреблено для защиты общих интересов.


Таким образом, хотя государство возникает ненасильственным путем, в самом процессе его возникновения объективно заключена возможность укрепления неравенства между классами, использования аппарата уже возникшего государства для утверждения господства определенного класса.


Объективно функция насилия проявляется в деятельности возникающих государств, по мере того как развивается рабовладельческий способ производства и труд рабов начинает использоваться во все более крупных масштабах. Это требует завоевательной политики, а соответственно, приводит и к укреплению публичной власти, увеличению армии, принципы организации которой постепенно начинают оказывать все большее и большее влияние на гражданскую жизнь. История Древнего Рима прекрасно подтверждает это. Постепенное развитие структур, связанных с ведением войн, привело к переходу от республики к империи. В Древней Греции этот процесс выражен в меньшей степени, но и там он имел место. Во времена Платона в Афинах также произошел антидемократический переворот. Но полисная организация Древней Греции имела очевидные пределы для развития рабовладельческого способа производства именно потому, что в локальных пределах, на ограниченной экономической базе нельзя было развить мощного аппарата насилия. Древняя Греция поэтому в конце концов и была завоевана Македонией.


Чем более справедливыми, учитывающими статус каждого человека как свободной, независимой личности, становятся формы организации производства, тем в большей степени в развитии государств возникают основы для расширения возможностей демократического правления, для подключения масс к непосредственному осуществлению большой политики.


Вместе с этим расширяется и относительная независимость личности от государства, утверждается право людей на создание негосударственных организаций, различного рода творческих союзов или объединений, ставящих своей целью взаимное согласование экономической активности вне непосредственного контроля государства. Конечно, эта деятельность осуществляется в рамках установленной в обществе законности, но в самом законодательстве сокращается количество норм, направленных на строгую регламентацию всех возможных видов активности, начинает действовать принцип «разрешено все то, что не запрещено».




Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.

319
Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. 2-е издание. Учебное пособие" (Разин А.В.) охраняются законодательством!