Философия. 2-е издание. Учебное пособие
|
|
Возрастное ограничение: |
12+ |
Жанр: |
Философия |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
11.08.2014 |
ISBN: |
9785392161737 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
669 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Предмет философии
Глава 2. Сознание
Раздел II. История философии. Глава 1. Античная философия
Глава 2. Средневековое общество и средневековая философия
Глава 3. Возрождение и реформация
Глава 4. Философия нового времени
Глава 5. Немецкая классическая философия
Раздел III. Онтология и теория познания. Глава 1. Учение о бытии
Глава 2. Материя и движение
Глава 3. Развитие, диалектика как учение о развитии
Глава 4. Познание
Раздел IV. Социальная философия. Глава 1. Предмет и метод социальной философии
Глава 2. Материальные основы общественной жизни
Глава 3. Общество как целостное образование
Глава 4. Общество как динамическая система
Раздел V. Человек в своих высших стремлениях и неутилитарном отношении к миру. Глава 1. Предельные метафизические вопросы бытия
Глава 2. Смерть
Глава 3. Труд
Глава 4. Игра
Глава 5. Любовь
Глава 6. Свобода
Глава 7. Счастье
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 2. Смерть
2.1. Концепции смерти
В философском плане осознание факта смерти представляет одну из важнейших отправных точек развития самосознания, осмысления человеком своей индивидуальности. Именно факт конечности бытия заставляет человека ценить каждый момент времени своего существования, распределять время жизни в связи с теми жизненными задачами, которые он собирается реализовать. Характер жизненных задач определяет как нравственные обязательства человека по отношению к другим, так и его требовательность к самому себе. Человек стремится преодолеть смерть, сделав свою жизнь понятной для других, оставив о себе память в сознании своих потомков. Таким образом, получается, что именно смерть, как это ни парадоксально, создает один из важнейших стимулов жизни человека в высоком смысле этого слова.
Безграничное в своих замыслах сознание человека сталкивается с фактом смерти, как с основным препятствием на пути реализации своих планов. Поэтому смерть с самого начала человеческой культуры воспринималась как явление несправедливое. Это отражается уже в первых мифах, объясняющих смерть. В них смерть человека обычно связывается с так называемой искаженной вестью. Согласно этому представлению то или иное животное неправильно передало волю лунного божества, в результате чего бессмертие досталось не человеку, а змее. Образ змеи в связи с тем, что она меняет кожу, воспринимался как образ циклического возрождения к жизни.
В дальнейшем вместе с развитием цивилизации образ смерти стал связываться с представлением о вине самого человека. Первоначально такая вина приписывалась женщине (смерть возникла оттого, что женщина разбила магический горшок, не захотела менять свою кожу, так как ее собственные дети не узнавали ее в новом обличье и т. д.). Эти представления вместе с задачей объяснения факта смерти выполняли также идеологические функции закрепощения женщины в условиях развития патриархата. Они сохранились и в более поздних религиозных верованиях. В частности, в Библии именно Ева первая поддается искушению дьявола и предлагает Адаму нарушить запрет, вкусив запретный плод.
Признание ответственности человека за факт его собственной смерти формирует задачи преодоления смерти, связанные с нравственными обязательствами перед другими людьми и с идеей упорядочивания собственного образа жизни. Данные идеи имеют широкое распространение не только в разных религиях, но и в философских концепциях. Так, Платон полагал, что бессмертные души попадают в плен земного существования из-за того, что слишком толпятся, пытаясь заглянуть в высший занебесный свод. В результате они тяжелеют, ломают крылья и опускаются на землю, соединяясь с телами. Для освобождения от земного плена необходимо выполнять нравственные обязательства перед другими людьми, а также всемерно ограничивать чувственные удовольствия для того, чтобы душа не чувствовала связи с бренным телом и не тосковала о нем после смерти. В римских мифологических представлениях человек обретает бессмертие в результате того, что совершает доблестные дела для отчизны и выполняет обязательства перед богами и мертвыми. Если он совершил много доблестных дел, приносил жертвы богам, правильно хоронил мертвых, то он сам превращается в бога, так же как сын в конце концов превращается в главу семейства.
В философской и религиозной мысли представлено семь основных концепций смерти:
1) продление существования в ином, обедненном по сравнению с реальным мире (древнеегипетские мифы о смерти, греческие представления об Аиде);
2) продление существование в ином, более совершенном по сравнению с земным мире (римские представления о превращении доблестных и законопослушных граждан в богов);
3) сон как состояние личности после смерти до второго пришествия Христа в раннем христианстве;
4) соединение с всеобщим, выход в астрал, достижение состояния нирваны (буддистская кармическая концепция, выход к первоначальному хаосу вещей в даосской философии и чань-буддизме, успокоение в ложе Авраама, в ветхозаветной концепции личности);
5) перевоплощение как переселение души (у орфиков, Пифагора, Платона и в антропософии);
6) христианская концепция воскресения во плоти, как соединение бессмертной по своим потенциям души с воскресшим, преобразованным (освобожденным от последствий первородного греха) телом;
7) полная потеря бытия (материалистическая концепция, рассматривающая смерть как полное уничтожение).
Религиозные концепции, особенно христианская концепция воскресения, позволяют человеку преодолеть страх смерти. В этом смысле они обеспечивают его благоприятное нравственно-психологическое самочувствие. Однако эти концепции основаны на вере и не могут быть подтверждены фактически.
В материалистических концепциях возникают сложные вопросы определения смысла жизни, неизбежно сталкивающиеся с фактом прекращения существования. В нравственном плане эти вопросы могут быть разрешены через идею самореализации в общественных делах и сохранение о себе благоприятной памяти. Желание раскрыться перед потомками, представить свои нравственные дела на их суд рождает специфический жанр философской литературы — исповедь. Книги исповеди писались как религиозными, так и светскими мыслителями (Августин, Руссо).
Многие философы пытались доказать бессмертие души человека. Цицерон, например, обращает внимание на удивительное свойство человеческого самосознания, выражающееся в том, что нам всем не безразлично то, что о нас будут думать после нашей смерти. В этом Цицерон видел подтверждение идеи бессмертия души. «... Самый лучший довод — это безмолвное свидетельство самой природы о бессмертии души: забота, и немалая забота, каждого из нас о том, что будет после его смерти». Не обсуждая здесь вопроса о том, есть ли у человека душа и бессмертна ли она, я тем не менее соглашусь с тем, что нам всем действительно не безразлично то, что о нас будут думать другие после нашей смерти. Возможно, это влияние подсознания, которое, как показал Фрейд, идею смерти не принимает.
Философия. 2-е издание. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.
Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие
Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.
Внимание! Авторские права на книгу "Философия. 2-е издание. Учебное пособие" (Разин А.В.) охраняются законодательством!
|