|
ОглавлениеРаздел I. Введение в философию. Глава 1. Предмет философии Раздел II. История философии. Глава 1. Античная философия Глава 2. Средневековое общество и средневековая философия Глава 3. Возрождение и реформация Глава 4. Философия нового времени Глава 5. Немецкая классическая философия Раздел III. Онтология и теория познания. Глава 1. Учение о бытии Глава 3. Развитие, диалектика как учение о развитии Раздел IV. Социальная философия. Глава 1. Предмет и метод социальной философии Глава 2. Материальные основы общественной жизни Глава 3. Общество как целостное образование Глава 4. Общество как динамическая система Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 5. Любовь5.1. Любовь и доктрина ненасилияЛюбовь может быть рассмотрена как выражение склонности человека. В обычном смысле мы любим именно того, кто нам нравится, того, к кому мы испытываем духовное или плотское влечение. Но в этике, особенно в христианской этике, понятие любви отражает иной аспект взаимоотношений людей. Требование любви связывается в этике с отношением к другому как равному, взаимной поддержкой, культивацией чувства взаимной сопричастности общему делу, оно провозглашается как долг. В христианской этике любить всех одинаково оказывается необходимым именно по долгу. Это распространяется даже на врагов. В известном смысле они заслуживают даже более внимательного, более снисходительного отношения, чем друзья, так как, по логике вещей, враги — это не христиане и у них, с точки зрения лиц христианского вероисповедания, нет надежды на спасение. Христианская концепция отвергает ненависть как нравственно оправданное чувство, противопоставляя ему нормы типа «не гневайся», «не судите, да не судимы будете», «кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» и т. д. На базе таких норм строится известная доктрина ненасилия. Последнее фактически оказывается единственно возможным способом действия в тех случаях, когда силы противника намного превосходят твои собственные и всякое сопротивление, по существу, бесполезно. Тогда можно попытаться как-то изменить поведение противника, не выражая прямого сопротивления его воле. Преимущество поведения, основанного на идеях ненасилия, заключается в локализации возможностей расширения насилия, ведь любое сопротивление вызывает у причиняющего насилие желание применить еще большую силу, в результате чего масштабы насилия увеличиваются. Ненасилие не исключает необходимости сопротивления злу. Противника можно попытаться убедить, с ним можно не кооперироваться в плане помощи в реализации его позитивных программ (что приводит к дестабилизации экономической жизни и заставляет противника пересмотреть его цели). Доктрины ненасилия получили также большое развитие на базе восточных религий. Принципы ненасильственной борьбы были впервые сформулированы М. Ганди. В Индии они привели к успеху в национально-освободительном движении. В современном мире доктрины ненасильственного сопротивления получают большое распространение, причем строятся они уже не только на религиозных, но и на светских основаниях. Некоторые христианские теоретики не исключали необходимости применения силы для сопротивления злу, в том числе для борьбы с так называемыми врагами церкви, что проявилось во время крестовых походов. Широко известна позиция русского философа И. А. Ильина, отстаивающего необходимость противления злу силою. Так что принцип любви как универсального отношения одного человека к другому реально подвергался в христианстве значительному ограничению, и базой этого ограничения был, как это ни парадоксально, социально-групповой анализ общества, восприятие его как разделенного на людей, придерживающихся различных религиозных и политических взглядов, из которых одни рассматриваются в качестве истинных, а другие в качестве ложных. Любовь как универсальный принцип общественной связи, вообще говоря, была бы хороша только в социально недифференцированном обществе. Но такого общества мы не имеем. Общество не является однородным не только в социальном, но и в экономическом плане. Это порождает определенные трудности в реализации христианских добродетелей. В частности, эти трудности касаются вопроса о том, по отношению к кому и в какой степени может быть и должна быть оказана благотворительность в традиционном христианском смысле. Понятно, что чисто теоретически мы можем любить всех одинаково, но практически мы не можем, например, раздать свое имущество всем в одинаковой степени, так как это, учитывая многочисленность населения Земли, просто останется незамеченным. Таким образом, оказывая какие-то благотворительные действия, проявляя милосердие, заботу, мы обычно выбираем человека или круг людей, по отношению к которым совершается милость. Только в этом случае благотворительный акт может стать видимым и реально действенным. Но тем самым мы в какой-то степени обязательно ущемляем интересы других людей и отклоняемся от универсального принципа христианской любви. Насилие следует отличать от принуждения. Насилие — это такой вид принуждения, который никогда никто не согласится принять. В то же время принуждение, проявляющее себя в воспитательной практике, человек, например, вполне может понять, когда вырастет. Точно так же преступник может понять применяемую к нему меру наказания. Во всяком случае, он всегда предпочтет решение суда суду Линча. Так что определенные виды принуждения не противоречат любви. Но прямое насилие, связанное с применением физической силы и попранием прав и достоинства личности, в этическом смысле недопустимо. 5.2. Любовь и дружбаВ психологическом плане, т. е. как конкретное межличностное отношение, любовь близка с дружбой, но между ними есть и существенные различия. Любовь предполагает в высшей степени заинтересованное действие или отношение к другому или другим, которое всегда связано с определенной степенью самопожертвования. Она невозможна без свободного направления собственного интереса на другого или другое — на объект любви. В этом смысле любовь обязательно предполагает деятельность в интересах другого человека, а в случае ее широкого понимания — в интересах всего общества. Дружба же не обязательно предполагает самопожертвование (это скорее является в дружбе исключением, вызванным особыми обстоятельствами), не предполагает подчинение своего интереса интересу другого, а, наоборот, основана на взаиморазвитии интересов, улучшении качества их удовлетворения в процессе общения и взаимодействия с другом. Внимание! Авторские права на книгу "Философия. 2-е издание. Учебное пособие" (Разин А.В.) охраняются законодательством! |