Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.08.2014
ISBN: 9785392161737
Язык:
Объем текста: 669 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Предмет философии

Глава 2. Сознание

Раздел II. История философии. Глава 1. Античная философия

Глава 2. Средневековое общество и средневековая философия

Глава 3. Возрождение и реформация

Глава 4. Философия нового времени

Глава 5. Немецкая классическая философия

Раздел III. Онтология и теория познания. Глава 1. Учение о бытии

Глава 2. Материя и движение

Глава 3. Развитие, диалектика как учение о развитии

Глава 4. Познание

Раздел IV. Социальная философия. Глава 1. Предмет и метод социальной философии

Глава 2. Материальные основы общественной жизни

Глава 3. Общество как целостное образование

Глава 4. Общество как динамическая система

Раздел V. Человек в своих высших стремлениях и неутилитарном отношении к миру. Глава 1. Предельные метафизические вопросы бытия

Глава 2. Смерть

Глава 3. Труд

Глава 4. Игра

Глава 5. Любовь

Глава 6. Свобода

Глава 7. Счастье



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
Познание


4.1. Субъект и объект познания,
познавательное отношение человека
к миру


Обладая сознанием, способностью к обобщению процессов и явлений действительности, человек встает в особое познавательное отношение к миру. В отличие от обычной ориентировочной деятельности, опережающего отражения действительности, что доступно не только человеку, но и многим животным, познание предполагает целенаправленное исследование определенных свойств действительности в соответствии с некоторыми практическими потребностями и на основе специфических средств. Это означает, что мир предстает как объект познания в связи с тем, что человек осознанно формулирует цели собственного бытия. Он хочет использовать познаваемые им свойства окружающих предметов для того, чтобы добиться относительной независимости от нежелательных проявлений внешней среды, обеспечить собственную безопасность, добиться более качественного удовлетворения своих потребностей.


Отношение человека к миру в процессе познания постепенно приобретает все большую и большую определенность. Оно оказывается направлено на исследование конкретных свойств определенных объектов, строится в связи с четко сформулированными познавательными задачами. Это неизбежно приводит к предметному самоограничению, которое субъект производит, приступая к осуществлению процесса познания. Отдельные познавательные задачи становятся актуальными одновременно, и в связи с развивающимися дифференцированными отношениями человека к миру, и в связи с представлением о наличных средствах познания. Это означает, что в процессе познания постоянно происходит уточнение целей познания: в разных науках, несмотря на то что они могут иметь дело с той же самой областью действительности, с одним и тем же объектом, выявляются разные предметы исследования. Объект познания составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Предмет познания представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения и наличными средствами познания. Например, поведение человека может исследовать биология, психология, юриспруденция, этика и др. У всех этих наук будет один и тот же объект изучения, но разные предметы исследования. Так, биология будет исследовать поведение человека с точки зрения процесса удовлетворения его витальных потребностей, нервных и химических реакций, соответствующих жизнедеятельности организма, психология — с точки зрения способности к развитым видам ориентировочной деятельности, юриспруденция — с точки зрения соответствия или несоответствия поведения принятым в обществе законам, этика — с точки зрения того, как в собственном поведении необходимо учитывать интересы других, какой образ жизни способен принести большее счастье.


Исходными для процесса познания являются определенные качества каждого отдельного человека, его познавательные способности. Это ощущения, восприятия, представления, разум, воля, интуиция, память, воображение. В философском плане познавательные способности рассматриваются в качестве источника познания. В зависимости от того, каким способностям отдается приоритет, в концепциях разных мыслителей в качестве источника достоверного знания рассматривались чувственное, рациональное познание, а также творческая интуиция. Строго говоря, однозначно отдать приоритет тому или иному источнику познания нельзя. Предпочтение одних способностей другим обусловлено целями познавательной деятельности (какие свойства, в каком интервале времени подвергаются исследованию), характером познания (обыденное или научное познание) различием наук (гуманитарное или естествено-научное знание), ситуацией в развитии самой науки (начальный, эмпирический уровень исследования или этап, связанный с построением развитой теории, претендующий на целостный охват какого-то явления).


Далее следует подчеркнуть то, что, хотя в каждом конкретном случае процесс познания осуществляется каким-то конкретным исследователем, человек познает мир не как биологическое, обладающее фиксированными познавательными способностями существо, а как социальный субъект, причастный к жизни определенной культуры. Культура обеспечивает специфические средства познания, позволяет человеку приступать к процессу получения нового знания, пользуясь теми результатами коллективного познания мира, которые уже были получены до него. В ряду общественно опосредованных средств познания важнейшее значение имеет язык, позволяющий мыслить в понятиях, формализованные средства логики и математики, способные упорядочить мышление, дать методики сравнения, систематизации, моделирования явлений действительности. Большое значение имеют также экспериментальные средства познания, широко применяемые в естественных науках, но допустимые также (в ограниченных масштабах) в социологии, экономике, психологии. Наконец, возможности познания расширяет и наиболее общий взгляд на мир, связанный с философским обобщением развивающихся в природе и обществе процессов, и с отработкой общенаучных методов познания.


Желание проанализировать познавательную деятельность человека в обобщенном виде, с точки зрения способностей, которые присущи не отдельно взятому индивиду, а именно человеку в единстве его исходных, природно обусловленных и социально опосредованных познавательных способностей, приводит к формулированию общего понятия «субъект познания». Это понятие, конечно, является определенной абстракцией, но абстракцией вполне разумной, позволяющей глубже понять важные, закономерные стороны процесса познания. Лишь тогда, когда этой абстракцией начинают пользоваться без необходимых методологических ограничений, возникают ошибочные представления, связанные с тем, что происходит абсолютное противопоставление субъекта и объекта познания, забывается практическая обусловленность процесса познания, возникает иллюзия возможности достижения абсолютного знания, а то и допущение существования такого знания в виде некоторой независимой от человека реальности.


Субъект всегда противопоставляет себя объекту познания, выделяет себя из окружающего мира. Это то, что в развитой форме способен сделать именно человек. Возможности животных в их противопоставлении себя миру крайне ограничены в силу того, что они в целом не мыслят понятийно, не сознают своей конечности, не способны преодолеть специфическое эмоциональное отношения к состоянию среды в каждый данный момент их активности.


В то же время развитые представления о познании позволяют понять, что противопоставление человека и мира не может быть абсолютным, что сами формы познания являются исторически обусловленными, следовательно, человек в каждую данную историческую эпоху смотрит на мир особыми глазами. Меняется не только его рациональные представления о мире, но и характер его чувственности. Приятное и неприятное, прекрасное и безобразное, влекущее и отталкивающее не являются независимыми от общих представлений человека о мире.


В целом можно сказать, что процесс познания обусловлен природно-географическими, материально-производственными, социокультурными факторами. Среди видов познания различают чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, обыденное и научное, естественно-научное и гуманитарное познание.


Чувственное и рациональное познание различаются в зависимости от того, какие познавательные способности субъекта используются в данном виде познания по преимуществу. Благодаря чувственному познанию исследуются простые свойства объектов, с которыми человек приходит в непосредственное соприкосновение. Данные, поступающие от отдельных ощущений, объединяются в едином процессе восприятия, в результате чего возникает целостное видение объекта, так как он может быть доступен на уровне чувственного познания. Опыт прошлых восприятий сохраняется в памяти, классифицируется в зависимости от характера развития ситуации, в которой происходило восприятие, что уже может дать определенную ценную для субъекта познания информацию о мире, например, произвести классификацию явлений на благоприятные и неблагоприятные, устойчивые и неустойчивые и т. д. Сохраненные в памяти результаты прошлых восприятий мира и его первичные обобщения составляют область представлений. Человек может произвольно извлекать их из памяти, использовать для решения практических вопросов жизни или для продолжения процесса познания и освоения мира в более широком смысле. Например, в виде элементов для создания фантастических образов в художественном творчестве.


Для исследования не представленных на поверхности свойств действительности требуется уже специфическая познавательная деятельность, основанная на специально разработанные методиках, на применении особых познавательных процедур. Это расчленение объектов (в том числе — мысленное), познание их отдельных сторон, выдвижение гипотез о том, как эти отдельные части могут быть соединены, какую функциональную роль они выполняют в некотором целом. Далее следуют исследовательские процедуры, направленные на подтверждение гипотез. Это может быть сделано в специальных экспериментах, осуществлено благодаря предметно ориентированным социологическим исследованиям, подтверждено историческими наблюдениями. Все это уже невозможно без развитого понятийного аппарата, без того, что относят к рациональному познанию.


Эмпирическое и теоретическое познание различаются в зависимости от того, как строится научная теория, какие методы исследования применяются в познании. Эмпирическое познание предполагает прежде всего обобщение конкретных фактов, первичную классификацию явлений, использование таких понятий, которые не объясняют сущности явлений, а просто фиксируют устойчивое проявление некоторых важных в практическом отношении свойств. Теоретическое познание ставит своей задачей привести в единство целый ряд теорий эмпирического уровня, объяснить сущность явлений, т. е. понять, почему определенные явления происходят с неизменным постоянством, чем они вызываются.


Обыденное и научное познание различаются в зависимости от строгости формулирования познавательной задачи и того, как организован сам субъект познания, как и для чего он осуществляет познавательную деятельность. Для обыденного познания важен прежде всего значимый для организации личной жизни каждого практический результат, такие представления о природном мире и жизни общества, которые обеспечивают непосредственный успех жизненной практики. Для научного познания решающим оказывается критерий достоверности, степень реального соответствия наших знаний действительности. Научным познанием заняты ученые и научные коллективы, использующие специальные алгоритмы и искусственные средства познания. Обыденное познание в той или иной степени сопровождает жизнь любого человека, который наряду с теми знаниями, которые он усваивает из культуры, всегда руководствуется также и собственным опытом практической жизни. Но это не означает, что обыденное познание представляет собой лишь сугубо индивидуальный опыт. Стереотипы житейской мудрости, пословицы и поговорки, былинные истории, сказки (в той мере, в какой они передают житейскую мудрость) могут рассматриваться как результаты коллективно осуществляемого обыденного познания.


Научное познание рождает специфический общественный феномен — науку. Наука как целое, так, как она представлена на данном этапе развития общества, выражает определенный итог развития знания, содержит систему методологических принципов, используемых в научном познании, и практические способы организации научного познания. Понятно, что наука не оставалась постоянной на разных этапах развития общества. В. С. Степин выделяет классическую, неклассическую и постнеклассическую науку. Каждому из этих этапов соответствовали свои принципы познания, свои способы организации науки и особые представления о мире в целом.


Так, для классической науки были в основном характерны представления о жесткой причинности, механицизме, представление о постоянстве массы, которая отождествлялась с весом. Исследования в этот период развития научного знания велись с позиции жесткого противопоставления субъекта и объекта, стремления к полному преодолению субъективного видения мира. В науку в этот период вошли экспериментальные методы исследования, дедуктивно-аксиоматический метод, были развиты первые представления о системной организации мира.


Для неклассической науки стало характерным развитие релятивных представлений о мире, жесткая оппозиция «субъект — объект» была устранена. Принцип относительности в эйнштейновской физике, в частности, допускает различное протекание природных процессов в объективном смысле для наблюдателя, находящегося внутри некоторой инерциальной системы и вне ее. Понятие массы и веса в физике разделяются, масса начинает пониматься как мера инертности тел. Жесткая причинность, основанная на динамических законах, уступает место исследованию статистических закономерностей, многие явления начинают рассматриваться как принципиально вероятностные. Затем в поле научной мысли входят представления о непричинных видах детерминации. Это не означает, что наука отказывается от поиска окончательных причин. Просто она приступает и к исследованию таких объектов, знания о которых на данном этапе развития являются принципиально ограниченными. В неклассической науке развиваются новые общенаучные методы исследования, доминирующую роль среди которых получает метод системного анализа.


Для постнеклассической науки характерно сближение естественно-научного и гуманитарного познания. Рассмотрение синергетических процессов, позволяющих научно рассмотреть развитие с телеологической точки зрения. При этом сам человек начинает рассматриваться как часть синергетических процессов. Использование идеальных объектов как средств научного познания превращается в постнеклассической науке в оперирование с целым миром виртуальной реальности, что позволяет осуществить компьютерное моделирование. В качестве новых принципов познания и понимания мира в целом здесь выступают нелинейность, плюрализм, конструктивизм. Для этой стадии развития теоретического знания становится особенно характерным интеграция различных наук, исследование глобальных процессов, более тесное и непосредственное объединение фундаментальной науки и практики, проявляющей себя не только в инженерной деятельности, но и в новых биотехнологиях, в медицине, экологии. В гуманитарных областях человеческой деятельности (политике, экономике) начинают использоваться технологии, все более и более напоминающие методики достижения результатов в естествознании.


Естественно-научное и гуманитарное познание различаются в зависимости от объекта исследования. В естественно-научном познании в качестве объекта выступает внешний человеку природный мир, а также сам человек, в той мере, в какой он принадлежит природному миру, как существо, имеющее определенную биологическую организацию. В гуманитарном познании объектом познания становится социальная жизнь человека и социально обусловленные способности его духовной жизни (активность его сознания). Ряд методов исследования, применимых в естественно-научном и гуманитарном познании, совпадают. Это прежде всего общие методы исследования, связанные с законами диалектики, — метод системного рассмотрения явлений, восхождение от абстрактного к конкретному. В то же время некоторые методы различаются. В частности, в баденской школе неокантианства была предложена методика различения идеографического (индивидуализирующего) и номотетического (генерализирующего) метода образования абстракций. Первый метод выявляет в предмете его индивидуальность. Второй — включенность предмета в постоянные, существенные связи и отношения. Хотя точно провести различие применения этих методов по сферам нельзя, идеографический метод получает большее значение в науках о культуре, а номотетический — в естественных науках.


4.2. Виды гносеологии


Представления об источниках и средствах познания во многом зависят от того, как решаются онтологические проблемы. Например, если философ признает в качестве ведущего некоторое духовное начало, считает, что в нем заключена причина возникновения и изменения материального мира, он допускает, что все знание о мире в явном или скрытом виде уже присутствует в данном духовном начале. Тогда вероятным и желательным оказывается поиск некоторого канала, по которому сосредоточенное в духовном начале (Боге или духовной субстанции) знание можно приобрести. Так строятся мистические интуитивистские теории познания, в которых в том или ином варианте допускается возможность приобретения знания о мире, принципиально не основанного на опытном познании. Так, например, строилась теория познания в христианской мистической доктрине исихазма, в антропософии у Блаватской, в живой этике Рерихов, так познание мыслится во всяком «божественном откровении». Гипотезы о существовании во Вселенной информационных полей, о полях, создаваемых деятельностью коллективного человеческого сознания, являются примерами подобных теорий познания. Основания для создания подобных теорий в основном заключаются в явлениях интуиции, в фактах разного рода озарений, случавшихся как с простыми людьми, так и с учеными, интенсивно думающими над какой-то научной проблемой. Одной из трактовок интуиции как раз может быть апелляция к особому информационному каналу между сознанием отдельного человека и иной (высшей) духовной реальностью. Подобные познавательные возможности признавали многие ученые-естествоиспытатели: основоположник теории множеств Г. Кантор, физик В. Гейзенберг, логик Г. Фреге. В этом русле строится теория «семантической Вселенной» В. В. Налимова.


Те теории познания, которые предполагают канал передачи информации от какой-то высшей духовной реальности непосредственно к сознанию каждого отдельного человека, можно назвать трансцендентно-медиативными (от понятий «трансцендентное», т. е. принадлежащее иному миру, недоступное для простых средств познания, и «медиум» — посредник). В то же время не всякая философия, отдающая приоритет духовному началу, считает, что знание можно приобрести путем непосредственного контакта с некоторой духовной субстанцией.


В средние века, в схоластике, несмотря на принципиальное согласие относительно существования Бога, создания им материи в виде акта произвольного творения, сам источник знания тем не менее рассматривался различно. Реалисты, допускавшие реальность онтологического существования общих понятий, допускали и возможность интуитивных способов постижения содержания таких понятий. Наоборот, номиналисты, считавшие, что общие понятия производятся лишь человеческим разумом, отрицали возможности интуитивного постижения их содержания.


Одним из распространенных вариантов оправдания интуитивного познания является тезис о том, что знание в его наиболее достоверном виде изначально заключено в душе человека. У Платона это основано на утверждении того, что душа просто помнит то, что она видела тогда, когда находилась в метафизическом мире идей. Задачей человека в его земной жизни, соответственно, оказывается лишь оживление этого знания. Теория познания в таком варианте предстает как упражнение, как усилие, которое не позволяет забыть то, чем человек в принципе уже обладает. Это платонические теории познания.


Более сложный вариант платонического подхода развивается на основе идеи подобия человека и космоса, на основе знаменитой идеи человека как «микрокосма», сформулированной первоначально в греческой патристике, а затем получившей значительное развитие в эпоху Возрождения. Признание подобия человека и космоса означает, что знание о всей Вселенной заключено также и в самом человеке. Однако знание дано здесь уже не столь непосредственно, как у Платона. Подобие — не абсолютное тождество, поэтому требуются специфические усилия и специфические процедуры, специально направленные на приобретения знания, выяснение вопроса, в чем и насколько человек подобен Вселенной или божественному разуму. Это уже не просто упражнение, а особая исследовательская процедура. В некоторых радикальных концепциях, например — у Парацельса, на основе обладания особым знанием допускается даже непосредственное влияние на реальность просто за счет того, что мы можем якобы найти такие рычаги воздействия на природу, которые позволят управлять миром без всяких специально создаваемых для этого средств. Подобные теории познания и преобразования действительности могут быть названы магическими. В качестве инструмента познания и практического преобразования мира в них предполагаются особые магические средства.




Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.

319
Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. 2-е издание. Учебное пособие" (Разин А.В.) охраняются законодательством!