|
Философия. 2-е издание. Учебное пособие
|
|
Возрастное ограничение: |
12+ |
Жанр: |
Философия |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
11.08.2014 |
ISBN: |
9785392161737 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
669 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Раздел I. Введение в философию. Глава 1. Предмет философии
Глава 2. Сознание
Раздел II. История философии. Глава 1. Античная философия
Глава 2. Средневековое общество и средневековая философия
Глава 3. Возрождение и реформация
Глава 4. Философия нового времени
Глава 5. Немецкая классическая философия
Раздел III. Онтология и теория познания. Глава 1. Учение о бытии
Глава 2. Материя и движение
Глава 3. Развитие, диалектика как учение о развитии
Глава 4. Познание
Раздел IV. Социальная философия. Глава 1. Предмет и метод социальной философии
Глава 2. Материальные основы общественной жизни
Глава 3. Общество как целостное образование
Глава 4. Общество как динамическая система
Раздел V. Человек в своих высших стремлениях и неутилитарном отношении к миру. Глава 1. Предельные метафизические вопросы бытия
Глава 2. Смерть
Глава 3. Труд
Глава 4. Игра
Глава 5. Любовь
Глава 6. Свобода
Глава 7. Счастье
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 2. Средневековое общество и средневековая философия
2.1. Экономические предпосылки возникновения и развития средневекового общества в Западной Европе
История средневековой Европы начинается с варварских завоеваний территорий, принадлежавших ранее Римской империи. Понятно, что, подчинив себе обширные территории, варвары должны были как-то организовать на них экономическую жизнь, найти средства обеспечения социальной стабильности общества и обеспечить политический контроль над всеми реально способными носить оружие лицами, которые проживали на данной территории.
Это порождает необходимость возникновения государства. Но ранние средневековые государства были весьма своеобразными. В них не существовало единого представления о праве и собственности, не было упорядоченного порядка наследования высшей власти (империя Каролингов распалась потому, что была разделена между сыновьями после смерти Карла Великого), и, конечно, не было такой инфраструктуры, какая была в Римской империи. Дороги пришли в запустение, их просто некому было поддерживать, денежное обращение первоначально также пришло в упадок.
В раннесредневековом законодательстве проявляется чуждый римской юридической традиции принцип персонализации права. «В варварском королевстве люди не подлежали действию единого закона, распространявшегося на всех жителей его территории, но каждого человека судили по правовому обычаю той этнической группы, к которой он принадлежал; франка по франкскому обычаю или, точнее, по закону своей группы среди франков, например салическому; бургунда — по бургундскому, а римлянина — по римскому праву. Отсюда удивительные расхождения, когда за насилие над девушкой римлянин наказывался смертью, а бургунд штрафом; напротив, свободная женщина, живущая с рабом, по римскому закону всего лишь сожительница, не теряющая своих прирожденных прав, тогда как салический закон низводил ее до положения рабыни». Теодорих пытался ввести единую юрисдикцию для всех наций, находящихся под его властью. Но он был практически последним продолжателем римской традиции.
В дальнейшем принцип персонификации права сменился принципом территоризации. Единое право действовало на определенной территории, где обычно верх брал закон какой-либо одной доминирующей этнической группы. Эти территории были меньше всей территории, находившейся под властью того или иного государя. Территоризация права соответствовала духу изоляции, присущему феодальному обществу. Даже в поздних национальных государствах, где были введены единые законы, она сохранилась в виде присущих данной местности традиций и нравов, которые нередко имели не меньшее значение, чем законы.
Возникновению сильных национальных государств предшествовало увеличение продуктивности сельского хозяйства, сделавшее более выгодным сохранение стабильной территории, находящейся под охраной сильной власти. Без этого было бы невозможно введение новых технологий, связанных с использованием колесного плуга с отвалом и посадкой продуктивных культур (бобов, чечевицы, гороха), требующих соблюдения сроков посадки и предварительной подготовки земель. Класс рыцарей начинает вводить эти новые технологии приблизительно с X в. К 1075 г. рыцарство, вначале представляющее группу, отличающуюся богатством и видом служения, становится наследственной кастой. Оно делится на два эшелона: кастелянов — владельцев замков (доминионов), осуществлявших на данной территории всю полноту публичной власти, и простых рыцарей, имевших в подчинении небольшое число лично зависимых людей. Со временем эти рыцари продублировали замки сеньоров. Сами же сеньории укрупнились, кастелянские полномочия были сосредоточены в руках совсем небольшой группы, лично преданной королю. Но это произошло уже в процессе становления абсолютных монархий.
Начиная с XII в. система феодализма постепенно начинала поворачивать от натуральной формы хозяйства к денежной. Развивались независимые города, появился достаточно развитый рынок, улучшились сухопутные пути. Крупным феодалам стало проще осуществлять контроль над большей территорией, не прибегая к помощи посредников. Появилась возможность получать подати в виде денежной ренты. На всех западноевропейских землях в XIII в. распространилось движение по освобождению крестьян. Барщина и трудовые повинности заменялись фиксированной податью (цензом). Экономическая эволюция, начавшаяся с начала XIII в., не благоприятствовала мелкому и среднему рыцарству, которые залезали в долги и вынуждены были продавать свои земли.
По мере развития новых экономических отношений, связанных с возрастанием роли денежного оборота, и по мере усиления политической власти королей, вассалитет, служивший ранее важным средством поддержания социальных устоев феодального общества, становится не нужен. В крупных национальных монархиях короли расправляются с непокорными сеньорами, претендующим на политическую самостоятельность, и создают новые принципы общественной жизни, основанные на крупном землевладении, судопроизводстве, конституционном определении порядка общественной жизни. Вассалитет просуществовал в странах Западной Европы относительно недолго, около двух с небольшим столетий, и не был универсальным явлением в развитии феодального общества. Россия, например, не знала такого принципа социальной организации. Она в силу причин, связанных с необходимостью централизации, вызванной борьбой против татаро-монгольского ига, сразу перешла от отдельных княжеств к централизму, в котором отдельные земельные собственники были подчинены непосредственно царю.
Преданность высшему государственному лицу, царю или королю, приобрела особое значение в период развития абсолютных монархий. Это отражают, например, теоретические споры между Иваном Грозным и Андреем Курбским в истории русского государства. Курбский отстаивал права удельных князей, в том числе очень важное право «отхода», которое позволяло отойти со своими войсками и территориями под начало другого великого князя. Так что свой собственный переход на сторону Литвы Курбский, вообще говоря, не рассматривал как предательство. Иван Грозный защищал позицию централизованного правления, аргументировал необходимость усиления царский власти. В Европе эта позиция была обоснована многим раньше в трудах Византийского мыслителя VI в. нашей эры Агапита. Ее суть сводится к тому, что греховный, земной, и небесный, божественный, миры предельно разделены. Единственным связующим звеном между Богом и миром является царь как наместник Бога на земле. Церковь же помогает духовному объединению верующих, не касаясь вопросов обустройства земного бытия, а лишь помогая царю в выполнении его миссии. Курбский, наоборот, делал акцент на возможности индивидуального общения каждого подданного с Богом и, следовательно, на самостоятельных решениях, на которые он способен.
В целом развитие феодального общества в Европе дало ощутимые результаты в смысле улучшения экономического благосостояния. Это подтверждается ростом населения, которое между X и XIV вв., вероятно, удвоилось. Согласно Дж. К. Расселу, население Западной Европы с 14,7 млн чел. около 600 г. дошло до 22,6 млн чел. к 950 г и стало насчитывать 54,4 млн перед Черной смертью 1348 г. Чума и усиление мусульман несколько сократили христианский мир, но не отменили развивающихся в нем прогрессивных технологических и социальных тенденций.
Особое значение в жизни средневекового общества постепенно приобрели города. Средневековый город — это не только центр политической жизни. Это торговый центр, причем не просто торговый центр, представляющий место обмена товаров ремесленного производства, а именно центр деятельности купцов, которые выступают как посредники между производителями и потребителями. Трудно оценить, сколько невзгод вынесли на себе купцы, начавшие движение по дорогам средневекового общества, наполненным разбойниками, но несомненно одно: они, выступив в качестве особого звена между производителями и потребителями, создали новый стимул развития производства. Теперь можно было производить не только для того чтобы самому принести свой товар на рынок, но и для того, чтобы за определенную плату отдать свой товар тому, кто готов взять на себя заботу о дальнейших условиях его реализации. Это давало стимул для расширенного производства, и в то же время способствовало развитию представления о взаимной зависимости между людьми, о такой социальной связи, которая выходит за рамки национальных границ, преодолевает особенности разных духовных традиций.
Купцы играли доминирующую роль в организации порядков городской жизни и были основной социальной силой, обеспечивающей городское самоуправление. Рост городов как крупных купеческих центров начинается в основном с XI—XII вв., когда так называемые восточные купцы, продающие пряности и дорогие ткани, сменяются европейскими купцами, осуществляющими постоянную посредническую деятельность между производителями.
В это время происходит оживление денежного обмена. Большую роль в его развитии сыграла церковь. Церкви в то время выступали в виде кредитных касс и поддерживали купеческую деятельность как новый элемент городской культуры. В связи со все более активным участием церкви в мирских делах понимание труда как «наказания господне» постепенно заменяется в христианской доктрине представлением о труде как средстве к спасению. Здесь надо отметить, что, несмотря на приоритет духовного над материальным и даже прямое осуждение накопления богатства ради него самого, христианская доктрина не осуждала труд как средство обеспечения жизни и даже способствовала увеличению его производительности во имя высвобождения свободного времени, которое могло бы быть посвящено Богу. Как отмечают В. П. Гайденко и Г. А. Смирнов: «Выполнение заповеди любви к ближнему ставит перед христианином главным образом духовные задачи, однако диктуемые этой заповедью жизненные установки предписывают также делать все необходимое для разумного устроения жизни, и экономической ее стороны, и социальных отношений. Это, прежде всего, требование трудиться для поддержания своей жизни, чтобы не быть обременительным для других людей».
Важным элементом городской жизни была цеховая организация. Предпосылкой развития ремесленного производства на Западе, по-видимому, было распределение отдельных специалистов по разным деревням, осуществляемое феодалом для обеспечения собственных нужд. Затем эти лица, фактически приобретающие новую профессию и уже переставшие быть крестьянами, так или иначе перемещались в города. Для защиты своих интересов они создавали цеховые организации.
Цехи не только осуществляли трудовую взаимопомощь, регулировали социальные основы производства, но и устанавливали стандарты качества. Квалификацию мастера оценивала коллегия мастеров. Нарушение стандарта качества не допускалось, так как, по существу, означало бы преимущество в конкуренции — такое же, какое дало бы применение машин. Нарушителя стандарта, поставщика на рынок некачественного товара, в средневековой Праге, например, сажали в клетку, возили по городу, а затем топили в Влтаве.
Средневековые города начинают бурно развиваться начиная с XII в. Особо интенсивное развитие получают независимые города Северной Италии. В 1176 г. они нанесли поражение Фридриху Барбароссе, ошеломившее феодальный мир. В 1302 г. пехотинцы фламандских городов наголову разбили цвет французского рыцарства. Тем не менее решающая роль в истории феодального общества принадлежала все же не городам, а национальным монархиям. Экономическая база городов была недостаточной для политической мощи первого порядка и даже для экономической деятельности широкого размаха. Развитие средневекового общества продемонстрировало, что возврат к полисной модели общественной жизни невозможен. Перед человеком в силу самих масштабов осуществляемой им деятельности открылся более широкий горизонт бытия.
Этому как нельзя лучше соответствовало христианское неантропоморфное понимание Бога. Как известно, оно пришло из иудейской традиции. Сами иудеи первоначально были в основном кочевниками-скотоводами. Во время своих переходов, подчиненных поиску новых пастбищ, они сталкивались с высокоразвитыми цивилизациями, видели прекрасные города. Сами же они ничего этого не имели. Единственный способ утвердить свой приоритет и приоритет своего бога (а объявление своего бога наилучшим и наиболее могущественным было характерно для всех народов) в таких условиях заключался в том, чтобы объявить этого бога как существующего вне пространства, как возвышающегося над всеми относительными различиями материального мира. И это решение оказалось очень перспективным с точки зрения развития самосознания личности. оно позволило выйти за границы мышления, отдающего приоритет пространству, в котором разворачивается бытие, и обратить взоры к процессу, ко времени жизни, выполнению миссии, в общем — к истории, в которой человек приобретает новые возможности для организации своей собственной судьбы.
По мере развития средневекового общества Западной Европы церковь постепенно превращалась во все более сильную политическую организацию, вставшую над национальными правительствами. Это определило многие специфические черты развития государств средневековой Европы. В отличие от восточных деспотий, где правитель однозначно рассматривался как наместник бога на земле и в легендах сам вел свою родословную от богов, в конституционных монархиях король, несмотря на неоднократные попытки присвоить себе божественные функции, все же оставался человеком. Даже будучи всевластным правителем в своем национальном королевстве, он оставался в духовном подчинении у Вселенской церкви. В определенном смысле над ним осуществлялся внешний контроль, его действия оценивались как справедливые или несправедливые со стороны той власти, которая утвердила за собой право говорить от имени бога. На определенном этапе развития средневекового общества идея внешнего контроля над высшей светской властью выразилась в принципе формализации условий деятельности этой власти в рамках ее собственной организации, привела к созданию национальных конституций.
Сложная структура взаимопроникновения светской и духовной власти создавала особые условия для развития самосознания личности. Внепространственный, неантропоморфный Бог не позволял этому сознанию замкнуться рамками национальных границ. Горизонт видения мира расширялся благодаря наличию вынесенной за этот мир точке отсчета. Отсюда человек получил возможность сравнивать и оценивать порядки жизни в разных странах и местностях, он уже не мыслил так, как мыслил грек, считающий именно свой полис наилучшим, или египтянин, противопоставляющий свою красную освященную богом землю всем другим землям. Купцы, паломники, скитальцы, постоянно перемещающиеся по дорогам средневекового общества, были носителями информации, дающей возможность проведения подобного сравнения.
Более того, вынесение точки отсчета, идеала совершенствования за пределы мира радикально перевернуло строй мышления человека также в том плане, что сам мир перестал рассматриваться как нечто священное и неприкосновенное. Средневековый человек уже не боялся разгневать морского бога или обидеть ветер. Все эти силы перестали иметь магическое значение. Наоборот, они стали рассматриваться как существующие ради самого человека. В христианской доктрине человек перемещается в центр творения. Он выходит из-под власти космических сил. Сам космос, земля, вода оказываются созданными ради человека, который один только творится Богом по его собственному образу и подобию. Уже в древнем гераклеопольском (египетском) креативном мифе содержится представление о том, что бог создал воздух для того, чтобы дышали носы человеческие, землю для того, чтобы по ней ступала человеческая нога. В иудейской и христианской традиции такое понимание стало доминирующим. Оно означает, что человек ставится выше окружающего его мира. Он уже не заботится о сохранении его равновесия, так как он пытался делать это в первобытном обществе. Наоборот, у него оказываются развязаны руки. Он становится завоевателем мира, его покорителем, на нем лежит высокая задача направить этот мир к предустановленной богом цели развития, заключающейся в обожении всей Вселенной, наполнении космоса божественной любовью.
По своей социальной организации средневековое общество было иерархичным, стратифицированным. Такова же была и логика восприятия мира средневековым человеком. Это отражалось в философских концепциях (например, в неоплатонизме), затем нашло отражение в христианской теологии (иерархия ангелов, иерархия идущая от образа Христа и апостолов, иерархия служителей церкви). Иерархичность соответствовала лестнице вассалитета, отношениям мастера и учеников, купеческим гильдиям и т. д.
Каждый человек в таких условиях как бы заранее знал свое место в мире, ощущал и безропотно принимал тот крест, который ему предстояло нести. И каждый человек, собственно, имел свою нравственность. Даже принадлежавшим к одному и тому же сословию отводилось строго определенное место в самом этом сословии, что отражалось в правилах этикета.
Философия. 2-е издание. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.
Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие
Философия Разин А.В. Философия. 2-е издание. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено заведующим кафедрой этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова профессором А. В. Разиным. В нем отражается многолетняя практика преподавания курсов этики и философии в МГУ и ряде других учебных заведений. В пособии рассматриваются история философии и современные теоретические проблемы философского знания. Логика изложения построена так, чтобы показать читателю, для чего философия нужна человеку, как, казалось бы, абстрактные философские вопросы находят применение в практике жизни и методологии познания. В последнем разделе учебного пособия подробно рассматриваются предельные метафизические вопросы бытия.
Внимание! Авторские права на книгу "Философия. 2-е издание. Учебное пособие" (Разин А.В.) охраняются законодательством!
|