|
ОглавлениеГлава 2. Перевод как интеллектуальная деятельность Ч а с т ь III. Деловой этикет. Глава 1. Основные требования делового этикета Глава 2. Этикет деловых переговоров Глава 3. Организация и проведение деловых приемов Глава 4. Деловой стиль в одежде Глава 8. Ваш внешний вид и имидж Глава 2. Особенности японского этикета Глава 3. Особенности корейского этикета. Рекомендованная литература Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЧ А С Т Ь IV. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКАГлава 1. Некоторые особенности китайского этикетаА. Никифорова 1.1. Возникновение китайского этикетаВ Китае этикет имеет долгую историю, ведущую свое начало от священных ритуалов глубокой древности. Повседневная жизнь древних народов определялась сложной системой запретов, табу и необходимых действий, имевших магическое значение. Постепенно с усложнением общественной структуры и образованием государства многочисленные магические ритуалы были унифицированы и постепенно преобразованы в определенную систему. В Китае основателем учения о «ли» (ритуале или этикете) считается Конфуций (551–479 г. до н. э.). Однако сам мудрец не создавал новых ритуалов. Он видел свою задачу лишь в том, чтобы изучать и любить древность. Бережное отношение к традиции, аккуратность, соблюдение положенных правил и ритуалов и стало основой его этического учения. Конфуцианство очень четко и жестко определяло место человека в обществе. Конфуций говорил: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Нижестоящий на социальной лестнице, как и младший член семьи, должен был добросовестно выполнять свои обязанности, с почтением служить вышестоящему, который, в свою очередь, должен быть справедлив к тому, кто зависит от него, и заботиться о его благе подобно отцу. В этом и заключались обязанности благородного мужа, который должен был вести себя достойно, т.е. не нарушать принятых правил и древних ритуалов. Небрежность в одежде, головном уборе, пище, общении с людьми была недопустима. Различия в одежде, поведении и даже во внешнем виде жилища обусловливались положением человека в сословной и чиновничьей иерархии и были строго регламентированы. За непочтительное поведение нередко карали смертью. Так, принц царства Чжао Пинъюань-цзюнь (III в. до н. э.), считавшийся образцом достойного поведения, отрубил голову своей наложнице, осмелившейся смеяться над хромым. В течение долгой истории Китая менялись интерьеры жилищ, стили одежды, прически, однако сохранялась незыблемость конфуцианской морали и принципов взаимоотношений в обществе, освященных традицией и поддерживаемых официальной властью. После Синьхайской революции (1911–1912 гг.), когда пала монархия в лице иноземной (маньчжурской) династии Цин, в обществе усилилось движение «За новую культуру». Но консервативные тенденции все-таки сохранили сильные позиции. Это было обусловлено не только тем, что в стране преобладало сельское население, особенно приверженное традиции, но и тем, что большая часть образованных людей была воспитана в духе конфуцианской морали и традиционных ценностей. Наиболее сильное изменение традиционной этики, как и всей системы взаимоотношений в обществе, произошло в результате Культурной революции (май 1966–октябрь 1976 г.). Внимание! Авторские права на книгу "Введение в профессиональную этику переводчика и специалиста социально-культурного сервиса и туризма. Учебное пособие" (Болотина О.П.) охраняются законодательством! |