Юридическая Чучаев А.И. Уголовно-правовые взгляды Н.Д.Сергеевского

Уголовно-правовые взгляды Н.Д.Сергеевского

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.05.2013
ISBN: 9785392014637
Язык:
Объем текста: 730 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Уголовно-правовые взгляды Н.Д.Сергеевского. Глава I. Н. Д. Сергеевский: служение Отечеству

Гла­ва II. Уголовно-правовые взгляды. Предварительные замечания

Источники уголовного права

Объект преступления

Преступное деяние

Причинная связь

Вина (элементы субъективной виновности)

Субъект преступления

Предварительная преступная деятельность

Соучастие

Множественность преступлений

Наказание

Приложение

Русское уголовное право. Пособие к лекциям Н. Д. Сергеевского – заслуженного профессора Петроградского императорского университета. Введение. I. Наука уголовного права. 1. Содержание и задачи науки уголовного права

2. История науки уголовного права

II. Источники действующего права. 1. Уголовное законодательство

2. Обычное право

Часть общая. Отдел I. Основание и предмет карательной деятельности. I. Уголовный закон

II. Преступное деяние как объект карательной деятельности

III. Право наказания (jus puniendi)

Отдел II. Наказание (содержание карательной деятельности). Глава I. Общее учение

Гла­ва II. Карательные меры

Гла­ва III. Система наказаний действующего права

Отдел III. Преступное деяние

Глава I. Субъект преступного деяния

Глава II. Объект преступного деяния

Глава III. Преступное действие. Отделение первое. Внутренняя сторона

Отделение второе. Внешняя сторона

Отдел IV. Приложение наказания к преступному деянию. Глава I. Применение уголовного закона к деянию

Глава II. Определение размеров наказания

Глава III. Отмена наказания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава III. ОТМЕНА НАКАЗАНИЯ


Уголовная ответственность лица, совершившего преступное деяние, устраняется в случаях: смерти его, протечения давности, примирения с пострадавшим при преступных деяниях частных и помилования (Улож., ст. 155; Уст. Угол. Суд., ст. 16). Независимо от сего, в новейшее время выдвинут вопрос о так называемой условной отмене некоторых наказаний (условное осуждение) .


1. Смерть виновного


Уголовное преследование имеет в виду личную ответственность преступника; со смертью его исчезает лицо, против которого направлялось уголовное преследование, приложение наказания становится невозможным. Если же лицо это умерло до постановления приговора, то становится невозможным и постановление приговора. Смерть виновного устраняет уголовное преследование и все его последствия только по отношению к нему; поэтому смерть виновного не прекращает судебного преследования по отношению к соучастникам преступного деяния.


Древнейшее право допускало преследование умерших и исполнение наказаний над трупом преступника. Порядок этот, совершенно не соответствующий современному государственному строю и современным воззрениям, в далекое старое время находил свое основание в тех условиях жизни и в тех воззрениях, которыми вызывалось, например, отправление суда над животными и другие подобные явления из области, если можно так выразиться, символической юстиции.


2. Давность


Саблер. О давности в уголовном праве. Горановский, в Ж.М.Ю., 1907, кн. 10. Loening, в Vergl. Darst., Allg. Т., т. I.


а) Основание давности


Практическая необходимость давности, то есть погашающей силы времени, в уголовном праве сознана всеми законодательствами; но теоретическая сущность ее, те начала, на которых она зиждется, до сих пор не могут считаться выясненными в науке.


По нашему мнению, основная задача всего уголовного правосудия — поддержание авторитета велений закона посредством осуждения и наказания деяний, нарушающих эти веления, — может быть достигнута с успехом только тогда, когда осуждение и наказание непосредственно следуют за преступным деянием. Чем теснее связаны между собой во времени преступное деяние и наказание, тем лучше достигается эта цель; наоборот, отделенное от преступного деяния большим промежутком времени, наказание теряет свою силу и становится бесцельным.


В самом деле, нетрудно видеть, что если бы закон, поставив свои веления, подвергал наказаниям их нарушителей не иначе как по прошествии, например, двадцати лет со времени совершения нарушений, то он тем самым вполне подорвал бы свой авторитет; с другой стороны, нетрудно видеть точно так же, что при общем правиле немедленной наказуемости преступников наказание нескольких из них спустя много времени после совершения преступного деяния, когда уже память о нем изгладилась, было бы, с точки зренния поддержания авторитета велений закона, нарушенного двадцать лет тому назад, совершенно бесполезным.


Из такого требования ближайшей связи во времени преступного деяния с наказанием вытекает, во-первых, принцип возможной краткосрочности наказаний (см. об этом выше) и, во-вторых, института уголовной погашающей давности, состоящий в том, что протечение известного, в законе определенного, периода времени между coвepшeниeм деяния и отбытием наказания устраняет наказуемость вовсе. Таким образом, уголовная давность не есть милость для преступника или снисхождение к нему, как думают многие; она не может рассматриваться и как эквивалент наказания. Наоборот, институт давности есть отмена наказания по государственным соображениям, ввиду его безполезности в данном случае, — не более и не менее; интересы частных лиц не имеют здесь ровно никакого значения. Сообразно этому, институт давности должен быть признан институтом общественным, не имеющим никакого непосредственного отношения к интересам частных лиц и никакой от них зависимости.


Из такой природы уголовной давности непосредственно вытекают следующие выводы: во-первых, давность должна иметь значение при всех преступных деяниях как маловажных, так и тягчайших; во-вторых, давностные сроки должны сообразоваться с тяжестью преступных деяний, то есть должны быть прямо пропорциональны размерам грозящих за них наказаний; в-третьих, образ жизни виновного не имеет для погашающей силы давности никакого значения; наконец, в-четвертых, обстоятельства, освежающие, если можно так выразиться, память об учиненном нарушении закона, приводящие его в ближайшее отношение к органам уголовного правосудия, должны ослаблять погашающую силу времени в той или другой форме. В качестве такого обстоятельства может быть признано всякое действие судебной и следственной власти, направленное к возбуждению и проведению преследования против обвиняемого или к исполнению приговора, если приговор уже постановлен.


В литературе, как сказано было выше, мы не находим сколько-нибудь удовлетворительных конструкций института уголовной погашающей давности. Почему время прекращает уголовное преследование? где лежит причина этого — в личности виновного или в сущности преступного деяния и наказания? имеют ли причины эти принципиальное значение, или суть лишь практические соображения, или соображения уголовной политики? какие условия необходимы для того, чтобы протекшее время устранило преследование? что может помешать этому? — Bсе эти вопросы разрешаются в доктрине весьма разнообразно. Писатели французской школы говорят о мучениях совести и о постоянном страхе, в которых находится преступник в течение всего давностного срока, утверждают, что эти чувства составляют достаточное искупление вины. Немецкие юристы чаще всего говорят общими выражениями о погашающей силе времени, все уносящего с собой в область забвения. Некоторые писатели исходят от представления о воспоследовавшем в течение давностного срока исправлении преступника и, сообразно этому, строят институт давности на установляемой будто бы законом фикции исправления. Другие стараются развить учение о давности в уголовном праве аналогично с теорией гражданской приобретательной давности в римском праве; и т. д. Кроме того, указывает на практические основания давности, именно, трудность исследования дела по прошествии известного времени и т. п. Неклюдов основание давности полагает в забвении преступного деяния в памяти народной, в забвении его свидетелями происшествия и в забвении самим преступником. Кистяковский к этим трем основаниям прибавляет еще и четвертое — терзание совести преступника. Ни одна из этих теорий не мирится с общепризнанным институтом обстоятельств, препятствующих течению давности (см. ниже), не говоря уже о произвольности каждого из предлагаемых оснований.


В институте давности различаются два понятия: давность уголовного преследования и давность уголовного приговора; иначе — давность преступного деяния, или процессуальная, и давность наказания. Давностью уголовного преследования называют протечение известного, определенного в законе, срока времени между совершением преступного деяния и постановлением приговора, имеющее своим последствием то, что преступное деяние или не преследуется вовсе, или в тех случаях, когда преследование началось прежде, чем было констатировано протечение давностного срока, преследование это прекращается. Давностью наказания называется протечение известного срока времени между постановлением приговора и приведением его в исполнение, имеющее своим последствием то, что наказание не прилагается к виновному и приговор остается без исполнения. Признавая вполне, как явствует из вышесказанного, оба вида давности, мы тем не менее выдвигаем это расчленение понятий ввиду того практического значения, которое оно имеет: с одной стороны, некоторые законодательства признают только давность преследования, а с другой — условия течения давности могут быть установлены для каждого вида особые.




Уголовно-правовые взгляды Н.Д.Сергеевского

Профессор Н. Д. Сергеевский (1849—1908) известен как криминалист, много и плодотворно занимавшийся вопросами уголовного процесса и уголовного права, общественный и государственный деятель, активно защищавший интересы России (статс-секретарь Государственного Совета, управляющий Отделением Свода Законов, член Государственного Совета, председатель уголовного отделения С.-Петербургского юридического общества), организатор высшей школы и педагог (декан юридического факультета С.-Петербургского университета). В работе показан его жизненный путь, исследуются уголовно-правовые взгляды ученого. В приложении дано его учебное пособие по Общей части уголовного права. Для студентов, аспирантов, преподавателей, всех, кто интересуется историей российской науки. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/ugolovno_pravovye_vzglyady_n_d_sergeevskogo/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
Юридическая Чучаев А.И. Уголовно-правовые взгляды Н.Д.Сергеевского

Юридическая Чучаев А.И. Уголовно-правовые взгляды Н.Д.Сергеевского

Юридическая Чучаев А.И. Уголовно-правовые взгляды Н.Д.Сергеевского

Профессор Н. Д. Сергеевский (1849—1908) известен как криминалист, много и плодотворно занимавшийся вопросами уголовного процесса и уголовного права, общественный и государственный деятель, активно защищавший интересы России (статс-секретарь Государственного Совета, управляющий Отделением Свода Законов, член Государственного Совета, председатель уголовного отделения С.-Петербургского юридического общества), организатор высшей школы и педагог (декан юридического факультета С.-Петербургского университета). В работе показан его жизненный путь, исследуются уголовно-правовые взгляды ученого. В приложении дано его учебное пособие по Общей части уголовного права. Для студентов, аспирантов, преподавателей, всех, кто интересуется историей российской науки. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/ugolovno_pravovye_vzglyady_n_d_sergeevskogo/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Уголовно-правовые взгляды Н.Д.Сергеевского" (Чучаев А.И.) охраняются законодательством!