|
ОглавлениеНужен ли такой предмет ребенку? Почему не история всех религий? Воспитание или только информирование? Псевдоцель курса: толерантность «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма Трудности, без которых можно было обойтись Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуНе будет ли вражды в классах?Цель эксперимента по преподаванию ОРКСЭ, прошедшего в 2010–2012 гг. в 21 регионе России, была очень локальной и конкретной — доказать, что мы с вами взрослая гражданская нация, способная воспринимать свое религиозно-этническое разнообразие не как проблему, а как богатство, что мы можем заметить наше разнствование и, заметив его, все же не вставать на тропу войны. Соответственно, успех или неуспех проекта определялся тем, умножил он количество этнических конфликтов в наших городах и селах или уменьшил. Единственный критерий успешности труда педагога в курсе ОРКСЭ — это не умножение числа юных прихожан в храме или мечети, а отсутствие жалоб. Как говорил персонаж Леонида Куравлева в фильме «Афоня», «отсутствие жалоб со стороны населения — лучшее вознаграждение за наш труд»! Оцениваться прежде всего будет одно: смогли ли учителя быть корректными в изложении материала. Противопоказанием против продолжения и расширения курса будет конфликт. Можем ли мы говорить о наших святынях на разных языках и при этом не провоцировать гражданскую войну? Поэтому одна из задач первых лет обучения ОПК — психотерапевтическая: успокоить тех, кто считает, что разговор о православии в школе приведет к каким-то негативам. Вот мы и показываем: слово «православие» в названии курса совсем не означает, что детей будут учить целовать руку батюшке и отбивать поклоны. Осенью 2010 г. Общественная палата РФ провела телефонный опрос 700 родителей, чьи дети обучаются по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Среди вопросов родителям был «Являетесь ли вы верующим человеком» и далее предлагалось назвать свою конфессиональную идентичность. Обзвон 700 респондентов из всех 19 регионов эксперимента не вывел ни на одну иудейскую семью. Большинство участников опроса (64%) читали учебник, по которому учится их ребенок. Число родителей, прочитавших учебник, по которому учится их ребенок (% от респондентов, чьи дети изучают соответствующий модуль): — «Основы буддийской культуры» — 81; — «Основы православной культуры» — 71; — «Основы мировых религиозных культур» — 71; — «Основы исламской культуры» — 62; — «Основы светской этики» — 60. Зачастую родители не читали учебник не по причине отсутствия интереса к предмету, а из-за недоступности учебного пособия. — «Учебник домой нам не дают, учебники у них в школе и тут же забирают эти учебники». — «У нас шесть учебников на всю школу всего. Учителя только на уроках их дают. Дети записывают в тетрадях конспекты. И все». — «Я ничего не могу сказать, потому что им даже задания не задают, учебников у них нет, тетрадей нет, конкретно я не знаю, как им преподносится». — «Учебники у них в школе находятся. Я его просматривала, но так, мельком. Так что сказать толком ничего не могу». — «Хороший учебник, красивый... Единственное, что учебников пока не хватает. Мы его отксерокопировали, чтобы не передавать туда-сюда». Среди неверующих родителей на вопрос «Как вы относитесь к изучению религиозных культур в рамках школьной программы» положительно ответили 71% (отрицательно — 14%). Среди считающих себя православными почти такое же соотношение: 78% положительно, 6% — отрицательно. У тех, кто считает себя православными, лишь в 32% дети изучают «Основы православной культуры». Я давно уже говорил о трехкратном разрыве между данными соцопросов и тем, скольким детям разрешено знакомиться с ОПК. Кстати, 2% процента мусульманских детей и 24% детей из неверующих семей ходят на уроки ОПК. На уроки исламской культуры «посторонние» не ходят. Каждый пятый (21%) участник опроса сказал, что ему не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль курса. — «Выбор у нас был добровольно-принудительный. Нам сказали, что есть шесть, но изучать мы будем именно ту программу». — «Честно говоря, нам сказали, что школа решила изучать дисциплину, которая называется “Основы светской этики” из большого числа модулей, которые Вы назвали. Поэтому все родители пишут заявление: “Прошу, чтобы мой ребенок изучал основы светской этики”». — «Мы ничего не выбирали. У нас собрали собрание. Сказали, что убирается предмет “Природоведение”. Будет новый предмет. Вот книжка. Мы начинаем учить». — «У нас проводили опрос — хотите вы, не хотите. Согласия мы не давали, но его все равно ввели». — «Мы ничего не выбирали. Я даже не поняла, о каком выборе Вы говорите. Вот Вы мне сейчас сказали насчет шести модулей. Какой-то буддийский, что-то еще. Проще говоря, я не въехала. Какое буддизм имеет отношение к нам — православным?» Практически все родители, чьи дети изучают «Основы буддийской культуры», сказали, что они самостоятельно выбрали данный модуль. Наименьшая свобода выбора, согласно результатам настоящего исследования, была предоставлена родителям, чьи дети впоследствии изучали исламскую культуру. Все участники настоящего исследования, чьи дети изучали модуль «Основы исламской культуры», проживают в Чеченской или Карачаево-Черкесской Республике. |