|
ОглавлениеНужен ли такой предмет ребенку? Почему не история всех религий? Воспитание или только информирование? Псевдоцель курса: толерантность «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма Трудности, без которых можно было обойтись Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПочему не история всех религий?Потому что детям только девять лет. У ребенка в 4-м классе еще нет истории и географии. У ребенка в этом возрасте нет запроса к изучению истории, и, тем более, к истории религий. У него нет ощущения истории. Для девятилетки Ельцин и Цезарь — это современники, причем современники динозавров. Ведь все они жили тогда, когда он сам еще не родился. Так зачем детям в один или даже два урока впихивать сакральную символику православного храма, мечети, синагоги и пагоды? Что у них будет в голове? В передаче «6 кадров» был сюжет об автобусной экскурсии с экскурсоводом-заикой: «П-п-п-па-смотрите на-п-п-п-право… П-п-п-п-проехали…» Вот это и будет курс мировых религий — быстро проехали мимо всего. Это будет не прохождение всего, а мимохождение мимо всего. Курс истории религий имеет право на существование в университете, но не в 4-м классе. Интересно, что в отличие от остальных пяти модулей нашего проекта, перед этим курсом не ставится задача воспитания и погружения в какую-то конкретную культуру. На пространстве 30 уроков перед ребенком предлагается устроить калейдоскоп из множества религий. Зачем? Для учебы в школе знания о буддизме или иудаизме ребенку не очень нужны. Жгучего интереса к вере тибетцев и к тому, как устроена пагода, костромской школьник не испытывает. Ребенка может заинтересовать храм, стоящий на соседней улице. Но у костромского ребенка вряд ли есть интерес к вере и храмам буддистов и даосов. То, что и так есть в кругозоре ребенка, можно и нужно объяснять. Но зачем навязывать ему искусственное расширение кругозора? Получается, у него просто отбирают учебное время. Ради чего? Оказывается, ради «воспитания в духе толерантности». То есть под видом рассказа о религиях на самом деле собираются решать совсем другую задачу — причем именно ту, которую исторические религии перед собой вовсе и не ставили. Учебник истории религий, созданный для курса «Основ религиозных культур и светской этики», сделан более или менее добротно: в нем нет откровенных ляпов, материал изложен достаточно корректно. Но совершенно непонятно, зачем этот учебник сделан. Очень холодный, очень отстраненный стиль, а главное — избран странный ракурс. Он не исторический, а обзорно-тематический. Такой подход был бы интересен для студентов — философов, религиоведов, культурологов... Но зачем давать девятилетнему ребенку избыточную информацию о далеких религиозных мирах, если он сам об этом не просил? Дружба ребят разных национальностей может быть воспитана проще — через внеурочные общешкольные празднования национальных праздников. Пусть православные ребята всех угостят куличами и пасхой, а татарские — принесут в класс те угощения, которыми в их семьях встречают Сабантуй. |