Религия Кураев А.В. «Основы православной культуры» в школе: для чего и как? Пособие для родителей и учителей

«Основы православной культуры» в школе: для чего и как? Пособие для родителей и учителей

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Религия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.11.2016
ISBN: 9785392229673
Язык:
Объем текста: 386 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Начнем с политики

Не будет ли вражды в классах?

Цель курса

Сверхзадача

Нужен ли такой предмет ребенку?

Что такое культурология?

Методы культурологии

О светскости

Кто будет учить?

Почему не история всех религий?

Выбор родителей, а не школы

Зачем делить детей?

Воспитание или только информирование?

Псевдоцель курса: толерантность

«Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма

Политкорректные учебники

Ошибки педагога

Трудности, без которых можно было обойтись

Юрьев день

Скрытая угроза: секты в школе

Об опыте преподавания опк

Проклятие прошедшего времени

Проклятие женского рода

Еретичность учебника

Парашют для невера

Судьба педагога

Поурочное чтение

Ответы на вопросы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



О светскости


В названии нашего предмета — «Основы религиозных культур и светской этики» — есть еще слово, о котором имеет смысл поговорить заранее, — «светский»...


Только в советском языке слово «светский» имеет значение «антирелигиозный» или «безрелигиозный». Возьмите любой словарь европейского языка и посмотрите, что там обозначает слово «лаик» (от laic [англ.], laïque [франц.]) — «светский».


Антоним слова лаик — слово клирик.


Термин «светский» означает всего лишь неуправляемый Церковью и не финансируемый ею.


Федор Михайлович Достоевский, Владимир Сергеевич Соловьев — это светские люди. И в то же время это творцы русской православной культуры. Но на них не было рясы, они никогда не расписывались в церковной ведомости, они работали не по заданию церковного начальства, а по убеждению своей совести.


И это удивительный феномен русской культуры: у нас есть традиция светской религиозной философской мысли — от Чаадаева, Хомякова, Гоголя, Бер­дяева и вплоть до Лосева, Бахтина, Аверинцева и Хоружего в нашем времени.


А вот кем является профессор математики в католическом университете? Клирик он или лаик? Даже если он и слова не говорит о Боге, но он получает деньги в церковной казне. И потому он клирик.


Есть светский гений католической культуры — Гилберт Честертон, автор детективных «Приключений отца Брауна». Отец Браун — католический священник. В некатолической Англии католический священник, конечно, привлекает внимание. И когда происходит загадочное преступление, а рядом маячит сутана отца Брауна, конечно же, внимание обращается к нему. И вот в ряде рассказов какие-то оккультно возбужденные дамы рериховского разлива достают отца Брауна: «Отец Браун, но вы-то хоть понимаете, это чудо! Это ангел покарал этого мерзавца! Это проклятие индийского бриллианта! Это порча, это карма!»


Отец Браун на такие вещи не поддается; в эти минуты он материалист. «Знаете ли, я действительно верю в некоторые вещи.. Но именно поэтому я не верю в другие… Про ангела это потом, а вы не знаете, кто мог оставить здесь этот пепел от сигары?» И вот в одном из рассказов такая оккультно возбужденная дама говорит: «Отец Браун, но вы-то понимаете, что это порча! Точно это порча! Наш эксперт это доказал! Вы что, вы не верите нашему эксперту?!»


Ответ отца Брауна гениален: «Ну, что вы, моя дорогая, конечно, верю! Я верю, что он эксперт, и верю, что он ваш!»


Поэтому, раз уж профессор математики получает зарплату в католическом университете, то он — «их эксперт», и в этом смысле клирик. Даже если он не говорит о Боге.


Хотя, может, и говорит.


В 1817 г. в российское образование пришла эпоха так называемого «двойного министерства». Один и тот же человек — князь Голицын — был и обер-прокурором Священного Синода, и министром образования Российской империи (до 1824 г.). И вот он издал приказ, согласно которому во всех университетах страны, во всех лекциях должно присутствовать евангельское начало. От той поры до нас дошла такая история. Профессора математики Москов­ского университета спрашивают: «А вы исполняете это предписание?» — «Да, конечно!» — «И что же вы говорите о Боге в лекциях по математике? Как вы это совмещаете?» — «Это очень просто! Я говорю: Господа студенты, если к двум прибавить два, то по милости Божией получается четыре».


Есть и более близкие к нам похожие реалии. В 2008 г. зима была бесснежной аж до февраля. И вот в том феврале в Троице-Сергиевой лавре шла традиционная ежегодная встреча профессуры МГУ и Духовной Академии. Когда дело дошло до выступления ректора МГУ Садовничьего, за окнами хлопьями повалил долгожданный снег. Все забыли про критику Фурсенко и ЕГЭ и зачарованно смотрели в окна. Садовничий же отреагировал гениально: «Уважаемые коллеги! Как уже давно установлено наукой, погода на нашей планете зависит от воли Господа Бога и температуры мирового океана!»


И еще один эпизод, помогающий понять оппозицию «светский — клерикальный». В 1209 г. мэр Оксфорда повесил двух преподавателей местного университета в качестве возмездия за убийство ими женщины. Университет счел это клеветой и начал забастовку. Профессора и студенты требовали, чтобы римский папа объявил их клириками. Это не значило, что они будут посвящены в сан. Но если они будут объявлены клириками, они станут неподсудны местной феодальной власти. Только церковный суд может разбирать дела клириков («церковников»).


Пример был недалеко: в Париже профессора Сорбонны получили клерикальный статус в булле папы Целестина III от 1194 г. (окончательно подтвержден хартией привилегий, пожалованной парижским ученым королем Филип­пом II в 1200 г.). И в случае с Оксфордом папа был на стороне профессуры.


Но английский король был против: он не хотел терять контроль над Окс­фордом. В итоге забастовка в Оксфорде длилась 5 лет. Через 5 лет король отступает, папская булла выходит. Что же за эти 5 лет произошло? Сту­ден­ты и профессора из Оксфорда ушли в соседнюю деревню и стали там продолжать свои занятия. Имя этой соседней деревни — Кембридж. Так родился Кембриджский университет.


Поразительная история, и мне очень горько ее рассказывать. Я не могу представить себе такого рассказа на страницах русской летописи. Мол, «в лето от Рождества Христова 1209-е профессора и студенты Суздальского университета в знак насилия со стороны владимирского князя ушли в деревушку Москву и там основали университет»... Увы, эта культурная матрица не наша. В этом смысле мы не по-хорошему уникальны…


Сопоставляем три даты. 988 г. — Крещение Руси. 1685 г. — появление первой богословской школы, т. е. такой, которая ставит задачу более высокую, нежели простое обучение грамотности (Славяно-греко-латинская академия в Москве). И получаем — 700 лет без богословского интереса и усилия!


Так вот, «светский» означает всего лишь на всего неклерикальный.


Светскость предполагает, что разговор ведется не от имени Церкви. Он о Церкви, но не от ее имени.


Школа и при «ОПК» останется светской. Церковной она стала бы, если бы Церковь стала контролировать и подбор преподавателей, и содержание уроков по всем дисциплинам (а не только по ОПК). ОПК — это, напротив, попытка светской школы и светского государства взять под свой контроль информационные потоки о религии, идущие к детям.


Ответственность за проект несет министерство образования, а не Мос­ков­ская Патриархия. Деньги на него выделяет государственный бюджет (центральный и региональный), но не епархии.


И метод курса — культурологический.


«Основы православной культуры» — не «закон божий».


Религиозное образование ставит своей целью приведение детей к религиозной практике. Оно добивается согласия учеников с верой той религиозной группы, от имени которой ведется преподавание.



«Основы православной культуры» в школе: для чего и как? Пособие для родителей и учителей

В основе этой книги – лекции диакона Андрея Кураева для учителей. Курс рассчитан на 30 уроков в 4 классе. К каждому уроку предлагаются авторские акценты, варианты развития темы, а также дополнительный материал. Частично он может быть использован на уроке, но прежде всего предназначен для самостоятельного анализа педагогом при его предурочном погружении в тематику предстоящего занятия. Книга будет полезна учителям и родителям третьеклассников (будущих четвероклассников), которым важно получить как можно больше информации об этом новом курсе, его целях, методах и содержании.

179
Религия Кураев А.В. «Основы православной культуры» в школе: для чего и как? Пособие для родителей и учителей

Религия Кураев А.В. «Основы православной культуры» в школе: для чего и как? Пособие для родителей и учителей

Религия Кураев А.В. «Основы православной культуры» в школе: для чего и как? Пособие для родителей и учителей

В основе этой книги – лекции диакона Андрея Кураева для учителей. Курс рассчитан на 30 уроков в 4 классе. К каждому уроку предлагаются авторские акценты, варианты развития темы, а также дополнительный материал. Частично он может быть использован на уроке, но прежде всего предназначен для самостоятельного анализа педагогом при его предурочном погружении в тематику предстоящего занятия. Книга будет полезна учителям и родителям третьеклассников (будущих четвероклассников), которым важно получить как можно больше информации об этом новом курсе, его целях, методах и содержании.