|
ОглавлениеНужен ли такой предмет ребенку? Почему не история всех религий? Воспитание или только информирование? Псевдоцель курса: толерантность «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма Трудности, без которых можно было обойтись Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПроклятие прошедшего времениГлавной моей задачей при написании учебника была борьба с прошедшим временем. Темой каждого урока я постарался сделать некую константу в жизни человека, т. е. то, что не зависит от времени: раскаяние, совесть, добро, зло, вера, молитва. Но большинство учебников по ОПК — это рассказы о том, как жил и творил чудеса некий древний пророк или святой. И с каждым новым уроком дистанция между миром ребенка и миром учебника не столько сокращается, сколько увеличивается, ибо учебник населяется все новыми, но все столь же древними и странными персонажами. Чем более ребенок читает эти учебники, тем более он уходит от своего мира, тем более рождается отчужденность его от того мира, в который его эмигрируют. «Христос сказал», «преподобный Сергий благословил» — все в прошлом, все далеко... Курсы ОПК, созданные за последние 15 лет, на мой взгляд, слишком историкоцентричны. Они отправляют на экскурсию в Древнюю Русь, Византию, Древний Израиль. Они говорят о том, что было когда-то, а не о том, что происходит в жизни ребенка сейчас. А нам хотелось, чтобы ребенок понял: православная культура — это его мир, мир его сегодня и его же завтра. Если отождествлять православную культуру с археологией, а православие — со Средними веками, то православно-средневековая культура представится чем-то далеким, закованным в золотые цепи и закрытым на большой амбарный замок, ключи от которого находятся в Патриархии или в историческом музее. Такой учебник не дает возможности увидеть проблески православия в современной культуре. А значит, читатель обречен на выбор: или православие с сопутствующей ему эмиграцией в былые века, или же современность, видящая в православии лишь музейную ценность. Но православная культура — не то же самое, что культура средневековая. Она живет сейчас, она творится и поныне. Валентин Распутин и Мстислав Ростропович, Шостакович и Солженицын — это православная культура. Более того — в сыктывкарских «Епархиальных ведомостях» статья в защиту преподавания в школе «Основ православной культуры» добавляет такой аргумент: «Кто не понимает языка православия, не поймет очень многое о русской культуре. Нам будут не до конца понятны миры Достоевского и Шмелева, мы не проникнемся по-настоящему текстами Гребенщикова, Шевчука, Цоя и Кинчева». Вот так: не будете знать катехизис — вам не понять творчества Кинчева! И это верно. |