|
ОглавлениеНужен ли такой предмет ребенку? Почему не история всех религий? Воспитание или только информирование? Псевдоцель курса: толерантность «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма Трудности, без которых можно было обойтись Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЕретичность учебникаСледующая черта этого учебника — он еретический. Слово «ересь» — «выбор», от глагола «эрэо» (выбираю). Выбор был прежде всего в том, что от очень многих сюжетов приходилось отказываться. Курс очень короток. Всего 26 уроков. При этом и на них наложено очень искусственное ограничение: тело урока — 2600 печатных знаков. Конечно, сначала я возмущался. Потом меня успокоила одна еврейская притча, подсмотренная в учебнике иудейской культуры. Юноша нееврей подходит к раввину и говорит: «А во что вы, евреи, верите? Расскажи мне ваш, еврейский закон. Только, знаешь, у меня времени нет ваши еврейские сказки долго слушать, поэтому я встану на одну ногу, и пока я стою на одной ноге, ты мне быстренько все расскажи». Раввин согласился с таким ограничением и ответил: наш еврейский закон такой: люби Бога всем сердцем твоим и люби ближнего, как самого себя. Такой же сюжет мы встречаем и в Евангелии: Христос в этом видит суть еврейского закона ветхозаветного. Но в этом раввинистическом варианте мне понравился нюанс, уточняющий рамки ожидаемого ответа: «пока я стою на одной ноге». Это очень точно: если ты любишь свой предмет, ты будешь готов рассказать о нем на любом пространстве, даже в жанре миниатюры. Марина Цветаева сказала: «Правота ищет помоста: все сказать — пусть хоть с костра!» Столь же замечательны слова физика-ядерщика Нильса Бора, сказанные им своему коллеге: «Если ты не можешь объяснить суть своей работы уборщице, которая прибирается у тебя в лаборатории, значит, ты сам этого не понимаешь». Можно было бы, конечно, тратить время и силы на то, чтобы скандалить: «нам мало дали!» Но лучше даже и на столь малом пространстве попробовать создать педагогическую миниатюру. Уже было сказано, что величайшим искушением для православного педагога будет вместить в это малое пространство все знание о православии. Не надо делать детей православными энциклопедистами. Даже студентов МГУ я ежегодно спрашиваю: «Ребята, как вы хотите: я могу пробежать по всем темам быстренько, и за год сориентировать вас в разных отраслях православного богословия. А можем избрать три-четыре темы для копания. Целых два месяца мы можем читать лишь одну страницу Библии. Что предпочитаете?» И студенты МГУ всегда выбирают: «Давайте копаться! Пусть лучше немного, но покопать глубоко и в одном месте». И в этом есть своя правда — в этой дотошности, съедающей час за часом, ты все же получаешь некий метод, навык, а владея им, ты уже сам найдешь нечто интересное в других текстах. Помните старый советский анекдот: ЮНЕСКО объявляет год слона. Реакция разных стран: немецкие ученые выпускают многотомную энциклопедию «Введение в слоноведение». Американские ученые выпускают 20-страничную брошюрку «Все о слонах». Французы издают иллюстрированный альбом «Любовь в мире слонов». Советские ученые выпускают двухтомник: «Россия — родина слонов» и «Советский слон — самый лучший слон в мире». А монгольские ученые выпускают труд «Монгольский слон — лучший друг советского слона». Так вот, не надо идти американским путем и писать «Все о слонах». В 26-урочный объем никогда не вместится весь желаемый объем знаний о православии. Лучше обжиться в двух-трех темах и через них показать красоту и мудрость православия. Поэтому, например, в учебнике вы не встретите ни рассказа о Вселенских соборах, ни повествований об основных вехах русской церковной истории... В нем нет библейской истории. Нет и пересказа евангельской истории: нет последовательного рассказа о жизни Христа, о Его чудесах и проповеди. Нет рассказа о Рождестве Христовом. |