|
ОглавлениеНужен ли такой предмет ребенку? Почему не история всех религий? Воспитание или только информирование? Псевдоцель курса: толерантность «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма Трудности, без которых можно было обойтись Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуМетоды культурологииЕсть два основных метода культурологии. Один из них в основном разрабатывался в Советском Союзе. По цензурным условиям христианский ученый не мог заявлять своей позиции прямо, и поэтому люди типа Лосева, Аверинцева, Лихачева или Бахтина говорили о христианстве со стороны. Поэтому первый метод культурологии — это метод отчуждения, отстранения. Это разговор о родном как о чужом. Одна из форм этого метода — метод отстранения: о хорошо знакомом говорить как о проблемном. Почему небо голубое? Почему трава зеленая? Почему купола золотые? Почему попы толстые? (На последний вопрос ответ таков: попы толстые, потому что бедные — на фитнес-клубы денег не хватает.) А на Западе культурология разработала другой путь — метод эмпатии, вживания в чужое как в свое. Попробовать понять логику чужого мифа, побыть в коже древнего египтянина или грека. В нашем проекте нужны будут оба метода. Надо пробовать вжиться в логику мифа. Для этого прежде всего надо понять следующее: в любой религии есть много недоказуемого, но в религии нет ничего бессмысленного. «Бессмысленный догмат» — это выражение оценочное и неумное. Это суждение гордого лентяя, который просто отказался от труда понимания мира другого человека. У любого догмата, любого символа и любого обряда любой религии есть смысл. Надо просто пробовать понять его и для этого хотя бы спросить мнение компетентного носителя этой традиции: «а почему у вас это? А что это для вас означает?» Для человека, живущего внутри традиции, каждая мелочь исполнена смыслом. Культуролог же должен его понять и понятое затем перевести на язык европейского университета (школы). В атеистических кругах принято возмущаться тем, что в средневековой схоластике обсуждался вопрос — сколько ангелов могут уместиться на конце иглы. Однако этот вопрос отнюдь не смешон. Кончик иглы — это минимум пространства; в пределе это физическая точка. Ангел, согласно средневековому богословию, — существо бестелесное. То есть в пространственном континууме его присутствие можно рассматривать как абсолютный ноль. Следовательно, вопрос о том, сколько ангелов умещается на кончике иглы, есть вопрос о соотношении максимально малой, но все же реальной величины, и нуля. Это начало дифференциального исчисления: может ли величина, бесконечно стремящаяся к нулю, достигнуть своей цели, и в чем различие между нулевым значением и функцией, стремящейся к нулю. Весьма многие научные проблемы, прежде чем они были сформулированы и решены на собственно научном (прежде всего математическом) языке, первоначально формулировались в лоне философии. Вопрос об ангелах и игле — один из таких вопросов. Издеваться над ним — все равно, что издеваться над атомизмом Демокрита. Впрочем, надо сказать, что у культуролога может быть две ошибки. Одна — неумение распознать смысл чужой для него культурной реальности. Вторая — стремление всюду видеть эзотерику. Скажем, цвета одежд на иконе. В одних случаях эти цвета символичны. Например, сине-коричневые одежды Христа — напоминание о том, что Он — Богочеловек, носитель как небесной, так и земной природы. Но в одеждах апостолов никакой цветовой символики нет. И молчание реальности и ее смыслонасыщенность могут оказаться совсем неожиданными. Вот, скажем, одежда священника (вопрос, о котором весьма любопытствуют дети). Одежда с длинными рукавами называется ряса. Какова ее символика? — Никакая. Ряса — от греческого ράσον, «вытертая, поношенная одежда». Возможно происхождение от латинского «rasum» — скребу, счищаю. В любом случае древняя монашеская ряса названа так из-за своего качества — одежда выношенная, вытертая, лишенная ворса, худая и бывшая в употреблении. Это одежда грубошерстная, из сермяжного или солдатского сукна. Независимо от покроя рясами (одеждами рясными) назывались все монашеские одежды, потому что все они должны были быть из грубого сукна. Сегодня, напротив, рясой называется одежда определенной формы, независимо от ее качества. Причем нынешнюю форму рясы в завоеванный Константинополь принесли с собою турки. Это обычный восточный халат. Просто духовенство приняло его в одноцветном, а не в пестром варианте. Большой Московский Собор 1666–1667 гг. благословил русских священнослужителей и монахов носить духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке. Это была очередная греко-никонианская глупость. В жарких странах распашная одежда с просторными широкими рукавами была хороша. Там задача избавиться от избыточного тепла тела. В нашем же климате задача обычно стоит ровно обратная… |