|
ОглавлениеНужен ли такой предмет ребенку? Почему не история всех религий? Воспитание или только информирование? Псевдоцель курса: толерантность «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма Трудности, без которых можно было обойтись Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЧто такое культурология?Первое важнейшее слово в нашем курсе — это «культура». Слово культура не равняется слову искусство, а культурология не равняется искусствоведению. Я исхожу из определения культуры, которое предложил классик культурологии английский ученый польского происхождения Бронислав Малиновский: «Культура производит существ, чье поведение не может быть определено только путем исследования анатомии и физиологии». То есть культура — это человеческое в человеке. Культура — это все те действия человека, которые нельзя объяснить, исходя из его анатомии и физиологии. Первый вывод из этого: со слова «культура» нужно снять нимб. Культура не означает только что-то очень высокое и хорошее. Культура — это все то, что делаем мы, люди. А мы творим немало гадостей. Свинья не свинячит — свинячит человек. Например, существует культура криминального мира. Отнюдь не обезьяны поют про романтику тюрьмы на радио «Шансон». Есть психоделическая (наркотическая) культура, есть нацистская культура, сталинистская культура. Культура — это просто то, что сознано людьми, а не нечто обязательно мудрое и возвышенное. Эта этическая неоднозначность слова культура сопоставима с аналогичной неоднозачностью понятия ноосфера. По академику Вернадскому, ноосфера — это геологически значимые следы деятельности человечества. Грубо говоря, это те перемены на земной поверхности, которые мог бы заметить астроном с Марса. А это не только великие строения, парки и сады. Это и озоновые дыры, и нефтяные пятна в океане, и пустыни на месте лесов. Второе следствие определения Малиновского: человеческим, а не животным в человеке является именно рефлексия, понимание и планирование своих действий, наличие осознанных мотивов. И поэтому второе важнейшее слово нашего курса — «основы». Основы — это корни, а не вершины. Поэтому можно говорить об основах православной культуры, не говоря о вершинной точке развития нашей культуры — о дивных иконах Андрея Рублева. Но нельзя говорить об основах православной культуры, не сказав о Заповедях блаженств или о мотивах принятия монашества. Корни культуры — это мировоззрение человека, его убеждения, его предельные страхи и предельные убеждения, исток его мотивации. Вот что такое «основы культуры»! Мой коллега, автор учебника «Основы иудейской культуры» Андрей Глоцер замечательно сказал, что в его учебнике вы не встретите икон, картин, статуй, потому что в иудаизме этого нет. «Нам важнее объяснить, почему еврей ведет себя так, а не иначе, чем рассказать о влиянии иудаизма на культуру». Если поменять слово «еврей» на слово «православный», то получится формула учебника «Основы православной культуры». Наш учебник говорит не только о материальных артефактах христианской культуры, но и о ее духе, т. е. о ее вере и философии. Раз уж сказал Маркс (вслед за Гегелем), что «философия — квинтэссенция культуры», то не стоит идти против этого мнения этого культуролога. «Основы православной культуры» — это квинтэссенция христианского мировоззрения, корни которого — в Евангелии. Если «основы» — это корни, значит, культуру я уподобляю древу (именно оно изображено на обложке нашего учебника). «Ствол» древа культуры — это культурные сценарии. Это важнейший термин культурологии. Культурные сценарии — это типичные действия типичного человека в типичной жизненной ситуации. Для того чтобы понять логику этого учебника, надо отойти от обывательского представления, что культура — это то, что творят гении. Культура — это то, что творим мы с вами, отнюдь не будучи гениями. Культура — это мир обычных людей, а не только гениальных. Культурный сценарий — это жизнь обычного человека. Это фундаментальные культурные основы нашей жизни. Как принимают роды? |