|
ОглавлениеНужен ли такой предмет ребенку? Почему не история всех религий? Воспитание или только информирование? Псевдоцель курса: толерантность «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма Трудности, без которых можно было обойтись Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуНужен ли такой предмет ребенку?Нужен ли такой предмет не государству, а детям? На курсах религиоведения в педагогических институтах и поныне можно наблюдать исполнение логического сальто-мортале, отрепетированного еще в советское время. Любой курс лекций по «научному атеизму» начинался с заявления: религия — это порождение детства человечества. Первобытное мышление новорожденного человечества было мифологическим и религиозным. Но потом человечество выросло, родилась философия, научная рациональная мысль, и человечество вышло «на столбовую дорогу прогресса». Студенты должны запомнить: «религия — это детство человечества». Проходит еще несколько лекций, и научно-атеистический профессор предупреждает: «Дорогие товарищи, вы станете учителями, так будьте бдительны, не давайте детям никакого религиозного воспитания. Не надо насиловать детей и навязывать им религиозное мировоззрение». Теперь сопоставьте заключительную позицию с исходной. Если религия есть детское мышление, то спрашивается: почему детям не разрешить думать по-детски? Налицо явный кувырок через голову. Я не ставлю в данном случае вопрос — является ли религиозное восприятие мира «правильным» или «неправильным». Просто мне кажется — даже та мифология, которая называется «научным атеизмом», должна быть вежливой с правилами логики. А логика говорит: если ты заявляешь, что религия — это детская модель мышления человечества, и, кроме того, считаешь, что каждый ребенок проходит в своем индивидуальном развитии весь филогенез, всю историю человеческого рода — значит, ты чисто логически вынужден признать — в жизни ребенка, конкретного ребенка, обязательно должен присутствовать период мифологического восприятия мира. А значит — для него естественно слышать и размышлять о Горнем мире. Логика не терпит особого ущерба, если кто-то нарушает ее правила. Закону тяготения не вредит, если некто решил им пренебречь: в конечном итоге своим падением он ломает шею себе, а не ньютоновской механике. А вот детские души могут быть изуродованы, если подойти к ним с искаженным шаблоном. Логика «религиоведения» понуждает признать, что в жизни ребенка, конкретного ребенка, обязательно должен присутствовать период мифологического восприятия мира. Значит, ребенку нужно религиозное воспитание просто для того, чтобы быть ребенком. По А. Ф. Лосеву миф — это «смысловое явление личности»; «Вещи в мифе, оставаясь теми же, приобретают совершенно особый смысл. Подчиняются совершенно особой идее. Ковер — обыкновенная вещь повседневной жизни. Ковер-самолет — мифический образ. Какая разница между ними? Разница в том, что он получил совершенно другое значение; на него стали смотреть совершенно иными глазами». Ребенок, превращающий палку в коня, или в меч, или в куклу, — творит миф и живет в мифе. Ребенок умеет творить смысл вещей и в один вещественно-фактический футляр влагать множество смыслов, которые взрослому покажутся несовместимыми. Так и в православной Литургии алтарный жертвенник может быть одновременно и местом рождения Христа («вифлеемскими яслями»), и местом Его погребения. Миф — это действие сознания, превращающее факт и предмет в знамение, в смысловую реальность. Факт становится событием, поскольку обретает со-бытие с целостным миром. Через этот факт открывается новый мир ассоциаций и причинно-следственных связей. Отдельный факт тем самым погружается в смысловой поток сознания. Мир усложняется, в нем открывается множество параллельных измерений. Ребенку это умение помещать предмет в неожиданные (для взрослого одномерного сознания) контексты и свойственно, и полезно. |