|
ОглавлениеРаздел I. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме. Введение Глава 5. Эпикурейская и стоическая школы Раздел II. Политические и правовые учения в Средние века. Введение Раздел III. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени. Введение Глава 6. Шарль Луи де Монтескье Раздел IV. Политические и правовые учения XIX века. Введение Глава 3. Историческая школа права Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 5. Эпикурейская и стоическая школыФилософские системы Эпикура и стоиков возникли в то время, когда греческие полисы, попав под владычество сначала Македонии, а затем Рима, не просто потеряли независимость, но постепенно разрушались, уступая место иным формам политического устройства. Если Платоном и Аристотелем ценность полисной жизни сомнению не подвергалась, и они были озабочены поиском ее идеальной формы, то эпикурейцев и стоиков эти проблемы не интересовали. Индивидуализм и космополитизм пришли на смену ценностям полисной жизни. § 1. ЭпикурЭпикур (341–270 гг. до н. э.) основал свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах, купив в предместье города сад, где вдали от тревог и суеты стали собираться его ученики. Эпикур был весьма разносторонним ученым. Он занимался логикой, физикой и этикой. Однако сохранились лишь несколько писем и отдельные фрагменты его работ, по которым можно восстановить общую направленность его мысли. Этике посвящены письмо Эпикура к Менекею и ряд фрагментов. Главный герой Эпикура — мудрец. Только он ведет разумную, а значит, блаженную жизнь. Мудрец счастлив, потому что он умеет наслаждаться жизнью. Принцип удовольствия пронизывает всю этику Эпикура. Однако удовольствие может пониматься по-разному. Эпикур в письме к Менекею объясняет, что он имеет в виду: «когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не удовольствия распутников, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог». Чтобы стать свободным, надо удовлетворять только те желания, которые естественны и необходимы для жизни. Поэтому следует жить скромно и ни во что не вмешиваться: «Надо высвободится из уз обыденных дел и общественной деятельности», — советует Эпикур (с. 222). Таким образом, философ проповедует аполитичность мудреца, удалившегося от толпы. Но это не всегда возможно, да и далеко не все люди — мудрецы. Поэтому государство и законы необходимы для того, чтобы обезопасить людей друг от друга и обеспечить справедливость. Справедливость, полагает Эпикур, имеет договорное происхождение: «Справедливость сама по себе не есть нечто, но в сношениях людей друг с другом… она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда» (с. 217). Иными словами, справедливость есть договор о полезном. Содержание этого договора может меняться в зависимости от конкретных условий, поэтому изменяется и представление о справедливом и несправедливом. Законы, которые издаются, справедливы, если они идут на пользу взаимному общению, и несправедливы, если его нарушают. Вместе с тем политическое общение остается несовершенным, так как оно неизбежно связано с волнениями и тревогами. Истинная свобода и безопасность достигаются только благодаря тихой, обособленной и потому безмятежной жизни. Эпикур — последовательный индивидуалист. Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" (Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М.) охраняются законодательством! |