|
ОглавлениеРаздел I. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме. Введение Глава 5. Эпикурейская и стоическая школы Раздел II. Политические и правовые учения в Средние века. Введение Раздел III. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени. Введение Глава 6. Шарль Луи де Монтескье Раздел IV. Политические и правовые учения XIX века. Введение Глава 3. Историческая школа права Глава 5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 4. Дж. ОстинДжон Остин (1790–1859) — друг и последователь И. Бентама занимался практической юридической деятельностью в качестве адвоката, члена комиссии по реформе уголовного права и комиссара по делам Мальты. В течение нескольких лет с перерывами он читал лекции по праву в Лондонском университетском колледже, которые не имели большого успеха. Однако шесть из них под названием «Определение предмета юриспруденции» были изданы в 1832 г. Впоследствии Остин был признан одним из отцов-основателей юридического позитивизма. Опираясь на идеи Бентама, он стремился ограничить предмет юриспруденции от предметов других смежных наук и проанализировать право как совершенно самостоятельное явление, т. е. изучать право таким, какое оно есть, а не таким, какое оно должно быть, — это кредо юридического позитивизм по сей день. § 1. Понятие праваСлово «право» употребляется в различных значениях, полагает Остин. В самом широком смысле право представляет собой совокупность норм, которые регулируют поведение людей. Однако это очень широкое понимание права, оно объемлет разные по своему происхождению, сущности и направленности нормы. Поэтому, прежде всего, следует отделить нормы, которые называются правом в надлежащем значении. В надлежащем смысле право представляет собой «правила, установленные одним разумным существом для другого разумного существа». Под это определение подпадают только Божественные и человеческие законы. Законы, установленные Богом, часто называют законами природы, или естественным правом, что, по мнению Остина, вводит в заблуждение. Он предпочитает говорить о «божественном праве» и, разумеется, не включает его в предмет юриспруденции. Законы, установленные людьми, подразделяются на два вида. Первый — это те законы, которые устанавливаются людьми, обладающими политической властью, т. е. сувереном. Совокупность законов первого вида Остин называет позитивным правом. Другой вид законов устанавливается людьми, не обладающими политической властью над другими, и они называются им позитивной моралью. Эти законы очень разнообразны: правила, устанавливаемые в клубах, модой, честью. Сюда же Остин относит международное и конституционное право, так как оно не содержат санкций и поддерживается исключительно общественным мнением. Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. Курс лекций. 2-е издание. Учебное пособие" (Козлихин И.Ю., Тимошина Е.М.) охраняются законодательством! |